1 стр. из 1
В 1933 г. в Ленинградской лесотехнической академии открыли отделение городского зеленого строительства, которое позднее преобразовали в факультет. Он состоял из двух кафедр: декоративного растениеводства и садово-паркового искусства и строительства. Последнюю в 1947 г. возглавила архитектор Татьяна Борисовна Дубяго.
Именно с ее именем и связаны первые работы и исследования в области изучения и научной реставрации исторических парков в нашей стране. До революции этого направления как научной дисциплины в России не существовало.
В 1937 г. Т. Б. Дубяго были сделаны предложения по реставрации отдельных участков Екатерининского парка Царского Села, а позднее и Летнего сада, исследованию которого она посвятила свою кандидатскую диссертацию и книгу «Летний сад» (1951). В этой работе впервые сделан научный анализ развития сада как произведения искусства.
В 1939–1940 гг. архитекторы Л. М. Тверской и Л. Д. Акопова сделали обследование части Павловского парка и разработали методику архитектурно-пейзажного анализа.
Кроме того, к 1941 г. специалистами Отдела по охране памятников были составлены реставрационные планы парков Петергофа, Таврического и Летнего садов. Одновременно провели инвентаризацию зеленых насаждений. Эти работы прервала Великая Отечественная война.
Исследования, выполненные в 1930–1940 гг., позволили сразу после окончания военных действий начать реставрационные работы. За пятьдесят лет деятельности по восстановлению пригородных дворцово-парковых ансамблей ленинградские (петербургские) специалисты накопили большой опыт. В проектных институтах НПО «Реставратор», «Гипротеатр», «ЛенПроект» для разработки проектной документации по реставрации исторических парков созданы ландшафтные группы и мастерские. Все задания (АРЗ) на проектирование готовили специалисты садово-паркового сектора Государственной инспекции по охране памятников (ныне отдел ландшафтной архитектуры и гидросооружений Комитета ГИОП).
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ
По мнению старейшего петербургского специалиста в области садово-паркового искусства Н. А. Ильинской, «реставрация произведений садово-паркового искусства — это процесс творческий, он не сводится, за редким исключением, к буквальному воспроизведению композиции периода рас-
цвета. От автора требуется гораздо большее: при сохранении стилистических особенностей ансамбля в целом необходимо, как правило, считаться с последующими наслоениями... Термин «реставрация» в области ландшафтной архитектуры может быть применен, в полном смысле этого понятия, только к отдельным деталям и фрагментам». Поэтому правильнее говорить о «восстановлении», более широком термине, который включает и элементы реставрации, и элементы реконструкции.
СТОРОНЫ ПРОБЛЕМЫ
Одна сторона. Все современные проблемы, связанные с реставрацией памятников садово-паркового искусства в Санкт-Петербурге, да и во всей стране, являются отражением непонимания того, что парковое искусство такое же полноправное искусство, как архитектура и живопись.
А это, в свою очередь, отражение давней борьбы государственной идеологии с космополитизмом, когда всячески замалчивалось влияние европейских идей на русское садово-парковое искусство. От этого пострадала и Т. Б. Дубяго, которую уволили в конце 1950 гг. из Лесотехнической академии (и она вскоре умерла), а факультет и специализированную кафедру, которую она возглавляла, закрыли. Исследования в 1930 гг.
Анны Петровны Мюллер, в которых она рассматривала садовое искусство как неотъемлемую часть искусства вообще, а иностранных садовых мастеров, работавших в России, в одном ряду с художниками и архитекторами, так и не опубликованы до настоящего времени, а некоторые не найдены. Секция садово-паркового дела, созданная В. Я. Курбатовым в 1920 гг. в музее города, когда тот располагался в Аничковом дворце, позднее, при вынужденном переезде музея в Петропавловскую крепость, была расформирована, а ее материалы «распылены» по разным фондам.
Другая сторона. Сады и парки, в отличие от зданий, являются живыми. Представляя собой в биологическом плане определенные растительные сообщества, они развиваются по законам природы, постоянно изменяясь во времени. И, как все живое, проходят период юности, постепенно взрослея, входят в пору зрелости, которая соответствует периоду расцвета; затем начинают стареть, дряхлеют и постепенно уходят.
Задача реставратора парка, который должен быть и биологом, и дендрологом, и искусствоведом, и архитектором, а сегодня еще и экологом, сводится к необходимости на основе тщательнейшего анализа определить, в какой стадии находится парк, какие исторические элементы и какого периода в нем сохранились, как они дальше будут развиваться. И одновременно думать о его объемно-пространственной композиции: сочетании открытых и закрытых пространств, состоянии гидросистемы, сохранности и возможности реставрации или воссоздания утраченных деталей. При этом опыт петербургских специалистов свидетельствует о том, что не может быть единой методики реставрации, и к восстановлению каждого исторического парка необходимо подходить индивидуально и творчески.
ОПЫТ РЕСТАВРАЦИИ ПАМЯТНИКОВ САДОВО-ПАРКОВОГО ИСКУССТВА В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ
Исторические сады и парки Санкт-Петербурга — это неотъемлемая часть как российской культуры, так и мирового художественного наследия.
РАСЦВЕТ русского садово-паркового искусства связан с основанием в 1703 г.
новой российской столицы. Здесь на топких, низких берегах Финского залива одновременно с закладкой города по указам Петра Великого началось строительство садов.
Необходимость реставрации исторических парков, которые, в отличие от зданий и сооружений, представляют собой живые биологические системы и в своем развитии проходят различные этапы от взросления до старения, была определена еще в 1939–1940 гг. Вторая мировая война нанесла непоправимый ущерб знаменитым пригородам Петербурга, которые попали в зону оккупации и были разрушены. Реставрация парков началась почти сразу после окончания военных действий.
За 50 лет деятельности по восстанов-лению садово-парковых ансамблей специалисты Северной столицы накопили большой опыт. Были и удачные решения и некоторые ошибки, т. к. все делалось практически впервые.
Предпроектные работы опирались на анализ иконографического материала, всестороннее обследование объекта, выявление в окружающей среде изменений (настоящих и предполагаемых), выяснение перспективного использования сада или парка. При разработке проектов за основу брались фиксационные чертежи, данные ландшафтной инвентаризации и археологических исследований, что позволяло учитывать изменения и дополнения, произошедшие с ансамблем за весь период его существования, тогда как авторские чертежи могли иметь разночтения с осуществленной композицией. Основой всегда было стремление к максимальному восстановлению водных систем, рельефа и микрорельефа, перспектив на архитектурные сооружения и дальних перспектив, выходящих за пределы ансамбля, а также соотношения прежнего породного состава деревьев и лиственных и хвойных пород. Из примеров различного подхода к восстановлению парков музейного значения можно назвать следующие.
ПЕТЕРГОФ (ПЕТРОДВОРЕЦ). Ансамбль парков формировался на протяжении XVIII-XIX вв. Наиболее ценной является композиция из регулярных Верхнего сада и Нижнего парка, построенная на противопоставлении их объемно-пространственных решений. Особенность — в обилии фонтанов и каскадов, практически первых в России. Авторы восстановления ансамбля: архитекторы Н. А. Зазерский, П. П. Ковалевский, Г. К. Старицына, Г. В. Пионтек, В. С. Шерстнев; ландшафтные архитекторы К. Д. Агапова, Р. Ф. Контская, Т. Н. Ходакова.
Верхний сад (15 га) — пример не восстановления, а скорее воссоздания, так как за время войны сад очень сильно пострадал. В основу проекта был взят фиксационный аксонометрический чертеж 1773 г. Тогда сад находился в расцвете. Поэтому сочли возможным следовать чертежу почти буквально. К 1972 г. все основные работы были закончены.
Нижний парк (102 га) неразрывно связан с простором Финского залива; его композиция включает несколько микроансамблей. Восстановление парка проводится по частям. К 1979 г. практически завершились работы в районе Марли.
В настоящее время идет реставрация Монплезирской террасы.
Район Марли (15 га) — пример восстановления сада с полным сносом существующих деревьев. Такое решение приняли в связи с изменением их породного состава. Кроме того, во время войны деревья были частично вырублены, а оставшиеся оказались расположенными случайно по отношению к исторической композиции. При разработке проекта использовали фиксационный чертеж 1775 г. и более ранние чертежи. Особенно необходимо отметить реставрацию Марлинского вала.
ЦАРСКОЕ СЕЛО (ПУШКИН). В течение XVIII–XIX вв. было построено три парка, из которых наибольшую ценность представляет Екатерининский, состоящий из Старого сада и пейзажного парка.
Старый сад (30 га) — пример восстановления сада, при котором необходимо было учитывать построенные позже сооружения, а также сохранение старых деревьев. Автор проекта — ландшафтный архитектор Н. Е. Туманова. В целом композиции возвращен парадный регулярный характер середины XVIII в., соответствующий архитектуре дворца и павильонов, построенных Б.-Ф. Растрелли. Для этой цели восстановили террасы, потерявшие четкость, кружевные партеры перед дворцом и конфигурацию зеркальных водоемов. На террасе, где в XVIII в.
находились огибные дороги, были сохранены 100-летние деревья.
ОРАНИЕНБАУМ (ЛОМОНОСОВ). Ансамбль, складывавшийся на протяжении XVIII–XIX вв., состоит из Нижнего и Верхнего парков, причем последний содержит районы, построенные в разные стилистические периоды.
Участок у Китайского дворца (5 га) — пример сохранения композиции, сформированной постепенно. Автор восстановления — архитектор А. Г. Леляков. Участок был выполнен в 1760 гг. в период перехода от регулярных парков к пейзажным. Его устроили не в полном соответствии с проектом А. Ринальди. Композиция просуществовала около десяти лет. Одной из причин ее быстрой деградации явилось то, что была прекращена стрижка крон деревьев, так как регулярные сады уже не вызывали интереса. В 30 годы XIX в. на соседних территориях были созданы пейзажные композиции. Затем, одновременно с некоторой перестройкой дворца, регулярный участок был переделан в пейзажный. Именно эту композицию было признано целесообразным сохранить.
ПАВЛОВСК. Один из прекраснейших пейзажных дворцово-парковых ансамблей в мире, созданный в 1780–1828 гг. В нем можно выделить 8 районов, отличающихся друг от друга композиционными приемами и масштабом решения. К наиболее нетрадиционным относится район Белой Березы.
Район Белой Березы (250 га) — пример восстановления крупномасштабной пейзажной композиции по возможности близко к первоначальному замыслу. Автор восстановления — ландшафтный архитектор Е. А. Комарова. Своеобразие этого района заключается в том, что он создан на плоском рельефе без использования архитектурных сооружений, скульптуры и водных поверхностей. Район построен по принципу театральной декорации методом вырубок в существующем лесу. Композиция состояла из двух полян — Большой и Северной — и лесного пояса. Преобладали хвойные породы (80%), но свое название район получил от оформления березами центральной площадки Большой поляны.
Реставрационные работы разделили на два этапа. В первую очередь приступили к восстановлению обьемно-пространственного решения на основе планов 1825,
1858 гг. и данных аэрофотосъемки 1935 г. Использовался исторический метод вырубок. Вторым этапом стала работа по максимальному приближению к историческому породному составу деревьев, для чего применяли подсадки и рубки формирования. Работы, начатые в 1964 г., на отдельных участках продолжаются и поныне.
В настоящее время в исторических парках большей частью решаются проблемы возрастных и экологических изменений, связанные как с естественным старением этих живых памятников, так и с их интенсивной эксплуатацией, при которой они не выдерживают все возрастающих антропогенных нагрузок.
Характерными примерами таких объектов являются парки, оказавшиеся в городской черте.
Более десяти лет ожидал выделения средств на восстановительные работы Таврический сад. Уникальный ансамбль, созданный английским садовым мастером В. Гоулдом, — сад, оказавшийся среди плотно застроенных в XIX в. городских кварталов, — пережил за свою историю множество неблагоприятных этапов: интенсивное использование под спортивные и зрелищные мероприятия с устройством катков на зеленых лугах, аттракционов и театров, которые привели к значительному ухудшению его состояния. Ежегодно приходилось вырубать до сотни деревьев, усыхавших из-за сильнейших антропогенных нагрузок.
В настоящее время заканчиваются восстановительные работы по проекту, в котором предусмотрены уменьшение количества спортивных сооружений и реконструкция водной системы, что позволит улучшить водоснабжение и проточность прудов. Устроен новый дренаж газонов и дорог, реконструировано освещение, отреставрированы самые старые в Петербурге металлические мосты и историческая ограда сада с сохранением всех подлинных деталей. Многие работы проводились вручную: устройство берегоукрепления из булыжного камня по старой технологии, дренажных лотков. Впервые за многие годы проведено обследование и санация всех без исключения деревьев сада.
Очень важные изменения произошли в центре Петербурга.
Александровскому саду возвращена первоначальная планировка, выполненная в 1874 г. по проекту директора Петербургского Императорского ботанического сада, ученого-ботаника Э. Регеля. В 1930 гг. она была уничтожена, чтобы участникам демонстраций на Дворцовой площади было удобнее завершать шествия. Убраны тополя, которые многие годы закрывали вид на Адмиралтейство по оси Вознесенского пр. Таким образом, открылась одна из важнейших в градостроительном и эстетическом значении городских перспектив.
Завершились работы по реставрации фонтана перед башней Адмиралтейства. Предпринята попытка вернуть в сад и цветники по рисункам конца XIX в.
Восстановлен и лучший в городе партерный газон у Медного всадника.
Примерно аналогичные работы проведены на Петроградкой стороне при реставрации Александровского парка.
В целом опыт (ленинградских) петербургских реставраторов, накопленный за более чем полвека, позволяет сделать следующие выводы. В основе работы по восстановлению парков должно быть стремление к максимально полному сохранению исторической композиции, как правило, периода ее расцвета. Вместе с тем нельзя не считаться с изменениями, произошедшими как в объекте, так и в окружающей его среде, — в частности, с существованием более поздних сооружений и жизнеспособных деревьев. Кроме того, в силу разных обстоятельств иногда бывает невозможно восстановить все детали первоначальной композиции. Поэтому не может быть единой методики реставрации, и к восстановлению каждого исторического парка необходимо подходить индивидуально и творчески.
Дата: 12.11.2003
А. Л. РЕЙМАН, главный специалист КГИОП
"Петербургский строительный рынок" №9
«« назад
Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!