Реставрация исторических парков Петербурга

1 стр. из 1

В 1933 г. в Ленинградской лесотехниче­ской академии открыли отделение городского зеленого строи­тельства, которое позднее преобразовали в факультет. Он состоял из двух кафедр: декоративного растениеводства и садово-паркового искусства и строительства. Последнюю в 1947 г. возглавила архитектор Татьяна Борисовна Дубяго.
Именно с ее именем и связаны первые работы и исследо­вания в области изучения и научной реставрации историче­ских парков в нашей стране. До революции этого направления как научной дисциплины в России не существовало.
В 1937 г. Т. Б. Дубяго были сделаны предложения по реставрации отдельных участков Екатерининского парка Царского Села, а позднее и Летнего сада, исследованию которого она посвятила свою кандидатскую диссертацию и книгу «Летний сад» (1951). В этой работе впервые сделан научный анализ развития сада как произведения искусства.
В 1939–1940 гг. архитек­торы Л. М. Тверской и Л. Д. Акопова сделали обследование части Павловского парка и разработали методику архитек­турно-пейзажного анализа.
Кроме того, к 1941 г. специалистами Отдела по охране памятников были составлены реставрационные планы парков Петергофа, Таврического и Летнего садов. Одновременно провели инвентаризацию зеленых насаждений. Эти работы прервала Великая Отечественная война.
Исследования, выполненные в 1930–1940 гг., позволи­ли сразу после окончания военных действий начать реставраци­онные работы. За пятьдесят лет деятельности по восстановле­нию пригородных дворцово-парковых ансамблей ленинград­ские (петербургские) специалисты накопили большой опыт. В проектных институтах НПО «Реставратор», «Гипротеатр», «ЛенПроект» для разработки проектной документации по реставрации исторических парков созданы ландшафтные группы и мастерские. Все задания (АРЗ) на проектирование готовили специалисты садово-паркового сектора Государствен­ной инспекции по охране памятников (ныне отдел ландшафт­ной архитектуры и гидросооружений Комитета ГИОП).

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ
По мнению старейшего петербургского специалиста в области садово-паркового искусства Н. А. Ильинской, «рестав­рация произведений садово-паркового искусства — это процесс творческий, он не сводится, за редким исключением, к букваль­ному воспроизведению композиции периода рас-
цвета. От автора требуется гораздо большее: при сохранении стилистических особенностей ансамбля в целом необходимо, как правило, считаться с последующими наслоениями... Термин «реставрация» в области ландшафтной архитектуры может быть применен, в полном смысле этого понятия, только к отдельным деталям и фрагментам». Поэтому правильнее говорить о «восстановлении», более широком термине, который включа­ет и элементы реставрации, и элементы реконструкции.

СТОРОНЫ ПРОБЛЕМЫ
Одна сторона. Все современные проблемы, связанные с реставрацией памятников садово-паркового искусства в Санкт-Петербурге, да и во всей стране, являются отражением непонимания того, что парковое искусство такое же полноправное искусство, как архитектура и живопись.
А это, в свою очередь, отражение давней борьбы государственной идеологии с космополитизмом, когда всячески замалчивалось влияние европейских идей на русское садово-парковое искусство. От этого пострадала и Т. Б. Дубяго, которую уволили в конце 1950 гг. из Лесотехнической академии (и она вскоре умерла), а факультет и специализированную кафедру, которую она возглавляла, закрыли. Исследования в 1930 гг.
Анны Петровны Мюллер, в которых она рассматривала садовое искусство как неотъемлемую часть искусства вообще, а иностранных садовых мастеров, работавших в России, в одном ряду с художниками и архитекторами, так и не опубликованы до настоящего времени, а некоторые не найдены. Секция садово-паркового дела, созданная В. Я. Курбатовым в 1920 гг. в музее города, когда тот располагался в Аничковом дворце, позднее, при вынужденном переезде музея в Петропавловскую крепость, была расформирована, а ее материалы «распылены» по разным фондам.
Другая сторона. Сады и парки, в отличие от зданий, являются живыми. Представляя собой в биологическом плане определенные раститель­ные сообщества, они развиваются по законам природы, постоянно изменяясь во времени. И, как все живое, проходят период юности, постепенно взрослея, входят в пору зрелости, которая соответствует периоду расцвета; затем начинают стареть, дряхлеют и постепенно уходят.
Задача реставратора парка, который должен быть и биологом, и дендрологом, и искусствоведом, и архитектором, а сегодня еще и экологом, сводится к необхо­димости на основе тщательнейшего анализа определить, в какой стадии находится парк, какие исторические элементы и какого периода в нем сохранились, как они дальше будут развиваться. И одновременно думать о его объемно-пространственной композиции: сочетании открытых и закрытых пространств, состоянии гидросистемы, сохранности и воз­можности реставрации или воссоздания утра­ченных деталей. При этом опыт петербургских специалистов свидетельствует о том, что не может быть единой методики реставрации, и к восстановлению каждого исторического парка необходимо подходить индивидуально и творчески.

ОПЫТ РЕСТАВРАЦИИ ПАМЯТНИКОВ САДОВО-ПАРКОВОГО ИСКУССТВА В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ
Исторические сады и парки Санкт-Петербурга — это неотъемлемая часть как российской культуры, так и мирового художественного наследия.
РАСЦВЕТ русского садово-пар­кового искусства связан с ос­нованием в 1703 г.
новой россий­ской столицы. Здесь на топких, низких берегах Финского залива одновременно с закладкой города по указам Петра Великого нача­лось строительство садов.
Необходимость реставрации исторических парков, которые, в отличие от зданий и сооружений, представляют собой живые био­логические системы и в своем развитии проходят различные этапы от взросления до старения, была определена еще в 1939–1940 гг. Вторая мировая война нанесла не­поправимый ущерб знаменитым пригородам Петербурга, которые попали в зону оккупации и были разрушены. Реставрация парков началась почти сразу после окон­чания военных действий.
За 50 лет деятельности по вос­станов-лению садово-парковых ансамблей специалисты Северной столицы накопили большой опыт. Были и удачные решения и некоторые ошибки, т. к. все дела­лось практически впервые.
Предпроектные работы опира­лись на анализ иконографическо­го материала, всестороннее обсле­дование объекта, выявление в ок­ружающей среде изменений (на­стоящих и предполагаемых), вы­яснение перспективного исполь­зования сада или парка. При раз­работке проектов за основу брались фиксационные чертежи, дан­ные ландшафтной инвентариза­ции и археологических исследова­ний, что позволяло учитывать из­менения и дополнения, произо­шедшие с ансамблем за весь пери­од его существования, тогда как авторские чертежи могли иметь разночтения с осуществленной композицией. Основой всегда было стремление к максимально­му восстановлению водных сис­тем, рельефа и микрорельефа, перспектив на архитектурные со­оружения и дальних перспектив, выходящих за пределы ансамбля, а также соотношения прежнего породного состава деревьев и ли­ственных и хвойных пород. Из примеров различного под­хода к восстановлению парков музейного значения можно на­звать следующие.
ПЕТЕРГОФ (ПЕТРОДВОРЕЦ). Ансамбль парков форми­ровался на протяжении XVIII-XIX вв. Наиболее ценной является композиция из регулярных Верхнего сада и Нижнего парка, построенная на противопоставле­нии их объемно-пространствен­ных решений. Особенность — в обилии фонтанов и каскадов, практически первых в России. Авторы восстановления ансамб­ля: архитекторы Н. А. Зазерский, П. П. Ковалевский, Г. К. Старицына, Г. В. Пионтек, В. С. Шерстнев; ландшафтные архитекторы К. Д. Агапова, Р. Ф. Контская, Т. Н. Ходакова.
Верхний сад (15 га) — пример не восстановления, а скорее вос­создания, так как за время войны сад очень сильно пострадал. В ос­нову проекта был взят фиксаци­онный аксонометрический чер­теж 1773 г. Тогда сад находился в расцвете. Поэтому сочли возмож­ным следовать чертежу почти буквально. К 1972 г. все основные работы были закончены.
Нижний парк (102 га) нераз­рывно связан с простором Финского залива; его композиция включает несколько микроансамблей. Восстановление парка про­водится по частям. К 1979 г. прак­тически завершились работы в рай­оне Марли.
В настоящее время идет реставрация Монплезирской террасы.
Район Марли (15 га) — при­мер восстановления сада с пол­ным сносом существующих дере­вьев. Такое решение приняли в связи с изменением их породного состава. Кроме того, во время вой­ны деревья были частично выруб­лены, а оставшиеся оказались расположенными случайно по отношению к исторической ком­позиции. При разработке проекта использовали фиксационный чертеж 1775 г. и более ранние чер­тежи. Особенно необходимо от­метить реставрацию Марлинского вала.
ЦАРСКОЕ СЕЛО (ПУШ­КИН). В течение XVIII–XIX вв. было построено три парка, из ко­торых наибольшую ценность представляет Екатерининский, состоящий из Старого сада и пей­зажного парка.
Старый сад (30 га) — пример восстановления сада, при котором необходимо было учитывать пост­роенные позже сооружения, а также сохранение старых деревьев. Автор проекта — ландшафтный архитектор Н. Е. Туманова. В це­лом композиции возвращен пара­дный регулярный характер сере­дины XVIII в., соответствующий архитектуре дворца и павильонов, построенных Б.-Ф. Растрелли. Для этой цели восстановили тер­расы, потерявшие четкость, кру­жевные партеры перед дворцом и конфигурацию зеркальных водо­емов. На террасе, где в XVIII в.
на­ходились огибные дороги, были сохранены 100-летние деревья.
ОРАНИЕНБАУМ (ЛОМО­НОСОВ). Ансамбль, складывав­шийся на протяжении XVIII–XIX вв., состоит из Нижнего и Верхнего парков, причем после­дний содержит районы, постро­енные в разные стилистические периоды.
Участок у Китайского дворца (5 га) — пример сохранения ком­позиции, сформированной посте­пенно. Автор восстановления — архи­тектор А. Г. Леляков. Участок был выполнен в 1760 гг. в период пе­рехода от регулярных парков к пейзажным. Его устроили не в полном соответствии с проектом А. Ринальди. Композиция просу­ществовала около десяти лет. Одной из причин ее быстрой дегра­дации явилось то, что была пре­кращена стрижка крон деревьев, так как регулярные сады уже не вызывали интереса. В 30 годы XIX в. на соседних территориях были созданы пейзажные компо­зиции. Затем, одновременно с не­которой перестройкой дворца, регулярный участок был переде­лан в пейзажный. Именно эту композицию было признано це­лесообразным сохранить.
ПАВЛОВСК. Один из пре­краснейших пейзажных дворцово-парковых ансамблей в мире, созданный в 1780–1828 гг. В нем можно выделить 8 районов, отли­чающихся друг от друга компози­ционными приемами и масштабом решения. К наиболее нетра­диционным относится район Бе­лой Березы.
Район Белой Березы (250 га) — пример восстановления крупномасштабной пейзажной композиции по возможности близко к первоначальному за­мыслу. Автор восстановления — ландшафтный архитектор Е. А. Комарова. Своеобразие этого района заключается в том, что он создан на плоском рельефе без использования архитектур­ных сооружений, скульптуры и водных поверхностей. Район построен по принципу театраль­ной декорации методом выру­бок в существующем лесу. Ком­позиция состояла из двух полян — Большой и Северной — и лес­ного пояса. Преобладали хвой­ные породы (80%), но свое на­звание район получил от оформ­ления березами центральной площадки Большой поляны.
Реставрационные работы раз­делили на два этапа. В первую очередь приступили к восстанов­лению обьемно-пространственного решения на основе планов 1825,
1858 гг. и данных аэрофо­тосъемки 1935 г. Использовался исторический метод вырубок. Вторым этапом стала работа по максимальному приближению к историческому породному соста­ву деревьев, для чего применяли подсадки и рубки формирования. Работы, начатые в 1964 г., на от­дельных участках продолжаются и поныне.
В настоящее время в истори­ческих парках большей частью решаются проблемы возрастных и экологических изменений, свя­занные как с естественным старе­нием этих живых памятников, так и с их интенсивной эксплуа­тацией, при которой они не вы­держивают все возрастающих ан­тропогенных нагрузок.
Характерными примерами та­ких объектов являются парки, оказавшиеся в городской черте.
Более десяти лет ожидал вы­деления средств на восстанови­тельные работы Таврический сад. Уникальный ансамбль, создан­ный английским садовым масте­ром В. Гоулдом, — сад, оказавшийся среди плотно застроенных в XIX в. городских кварталов, — пережил за свою историю множество небла­гоприятных этапов: интенсивное использование под спортивные и зрелищные мероприятия с уст­ройством катков на зеленых лу­гах, аттракционов и театров, кото­рые привели к значительному ухудшению его состояния. Еже­годно приходилось вырубать до сотни деревьев, усыхавших из-за сильнейших антропогенных на­грузок.
В настоящее время заканчива­ются восстановительные работы по проекту, в котором предусмот­рены уменьшение количества спортивных сооружений и рекон­струкция водной системы, что позволит улучшить водоснабже­ние и проточность прудов. Устро­ен новый дренаж газонов и дорог, реконструировано освещение, от­реставрированы самые старые в Петербурге металлические мосты и историческая ограда сада с со­хранением всех подлинных дета­лей. Многие работы проводились вручную: устройство берегоукрепления из булыжного камня по старой технологии, дренажных лотков. Впервые за многие годы проведено обследование и сана­ция всех без исключения деревь­ев сада.
Очень важные изменения про­изошли в центре Петербурга.
Александровскому саду воз­вращена первоначальная плани­ровка, выполненная в 1874 г. по проекту директора Петербургско­го Императорского ботаническо­го сада, ученого-ботаника Э. Регеля. В 1930 гг. она была уничтоже­на, чтобы участникам демонстра­ций на Дворцовой площади было удобнее завершать шествия. Уб­раны тополя, которые многие годы закрывали вид на Адмирал­тейство по оси Вознесенского пр. Таким образом, откры­лась одна из важнейших в градо­строительном и эстетическом значении городских перспектив.
Завершились работы по реставрации фонтана перед башней Адмиралтейства. Предпри­нята попытка вернуть в сад и цвет­ники по рисункам конца XIX в.
Восстановлен и лучший в го­роде партерный газон у Медного всадника.
Примерно аналогичные рабо­ты проведены на Петроградкой стороне при реставрации Александровского парка.
В целом опыт (ленинградских) петербургских реставраторов, накопленный за более чем полвека, позволяет сделать следующие выводы. В основе работы по восстановлению парков должно быть стремление к максимально полному сохранению исторической композиции, как правило, периода ее расцвета. Вместе с тем нельзя не считаться с изменениями, произошедшими как в объекте, так и в окружающей его среде, — в частности, с существованием более поздних сооружений и жизнеспособных деревьев. Кроме того, в силу разных обстоятельств иногда бывает невозможно восстановить все детали первоначальной композиции. Поэтому не может быть единой методики реставрации, и к восстановлению каждого исторического парка необходимо подходить индивидуально и творчески.

Дата: 12.11.2003
А. Л. РЕЙМАН, главный специалист КГИОП
"Петербургский строительный рынок" №9
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!