Будет ли Северо-Западная ТЭЦ работать эффективно?

1 стр. из 1

В НЕБЕ НАД ПЕТЕРБУРГОМ ЛЕТАЮТ МИЛЛИОНЫ
Начать, пожалуй, следует с того, что Приморский район — в настоящее время наиболее активно застраиваемый. Для обеспечения отопления и горячего водоснабжения новых домов, естественно, требуется все больше тепла. Уже сейчас, по данным Комитета по энергетике, его дефицит составляет не менее 230 Гкал. в час, и цифра эта неуклонно растет. Следствием этого стала, мягко говоря, не самая комфортная обстановка в квартирах жителей в зимний период все последние годы.
Для исправления создавшегося положения Комитет по энергетике на бюджетные и заемные деньги преступил к реализации программы по модернизации системы теплообеспечения Приморского района. Она включает в себя поэтапное наращивание мощности Приморской котельной, перевод системы теплоснабжения с открытого на закрытый тип, реконструкцию центральных и устройство индивидуальных тепловых пунктов, перекладку квартальных и домовых тепловых сетей. Казалось бы, все нормально, если бы не одно но…
Это «но» довольно внушительных размеров и называется Северо-Западная ТЭЦ. По мнению специалистов-энергетиков, станция является самой современной в России и одной из лучших в мире. На ней используются новейшие ресурсосберегающие и энергоэффективные технологии, обеспечивающие совместную выработку тепла и электричества, благодаря чему КПД станции достигает 85%. И в 1992 г.,
когда решался вопрос о строительстве Северо-Западной ТЭЦ, ее основной задачей и значилось отопление Приморского района Санкт-Петербурга.
В конце 2000 г. в эксплуатацию был введен первый энергоблок станции, который, помимо электроэнергии, вырабатывает
350 Гкал. тепла в час. Сейчас оно утилизируется (читай – выбрасывается) через градирни в атмосферу. Проблема в том, что не построена теплотрасса от Сереро-Западной ТЭЦ до Приморского района, что по первоначальному плану должен был сделать город. Еще в 1999 г. председатель РАО «ЕЭС России» А. Чубайс направил в администрацию Петербурга письмо, где говорилось, что при получении тепла от станции, «кроме покрытия дефицита тепла, будут сэкономлены значительные средства из городского бюджета, а именно: на дотации ГП «ТЭК Санкт-Петербург» по обеспечению теплоэнергией района в объеме $132,8 млн. в год; на развитие котельных ГП «ТЭК Санкт-Петербург» по капитальным вложениям до 2010 г. – ориентировочно $300 млн.; экономия за счет тарифа на теплоэнергию Северо-Западной ТЭЦ, который на 60% ниже, чем у котельных».
К обоснованию целесообразности использования тепла станции были подключены лучшие научные силы. В частности, Академический центр теплоэнергоэффективных технологий (АЦТЭЭТ) подготовил два объемных труда: «Технико-экономическое обоснование выбора оптимального варианта теплоснабжения северо-западной части Санкт-Петербурга» (1998 г.) и «Разработка технических решений и составление бизнес-плана на сооружение системы теплоснабжения Приморского района Санкт-Петербурга от Северо-Западной ТЭЦ» (2000 г.).  
В октябре 2000 г. дело, казалось, стронулось с мертвой точки. Был подписан Протокол о намерениях, в соответствии с которым РАО «ЕЭС России» брало на себя частичное финансирование строительства теплотрассы. Комитету по энергетике было поручено подготовить Технические условия по приему тепла. После долгих проволочек и неоднократных напоминаний ведомство А. Делюкина, наконец, предоставило необходимые документы.
«Предложенные Технические условия иначе как неприемлемыми и абсурдными назвать нельзя», — считает руководитель АЦТЭЭТ академик РААСН С. Чистович, — Северо-Западной ТЭЦ фактически было предложено работать в пиковом режиме (во время наибольших нагрузок, а также на случай аварий), что в корне противоречит реалиям технологии, физике процесса. В качестве базовых источников тепла предполагается сохранить существующие котельные, производительность которых значительно ниже, а расход энергоносителей и выброс вредных веществ больше, чем у станции. Такой подход не оправдан ни с научной, ни с экономической точек зрения. По генеральной схеме теплоснабжения города, утвержденной еще в 1988 г.,
предполагалось как раз обратное положение. Северо-Западная ТЭЦ должна была стать базовым источником тепла, а котельные – работать в  пиковым режиме. На них, кстати, установлены котлы ПТВ-М, что расшифровывается как «пиковый теплофикационный водогрейный котел»».
Строительство теплотрассы в очередной раз было заторможено Комитетом по энергетике. Из-за отсутствия исходных данных, которые он должен был предоставить, не может вестись даже разработка рабочей документации, которую взялся выполнить СевЗапВНИПИЭнергопром (ведущий научно-исследовательский институт в этой области).
Наконец, в апреле 2002 г. появился новый Протокол о намерениях, по которому РАО «ЕЭС России» взялось построить теплотрассу до Приморского района за свой счет. «Мы берем на себя все затраты на изыскания, проектирование и выполнение работ, – рассказывает заместитель ген. директора Северо-Западной ТЭЦ А. Блинов. — От Делюкина требуется только одно – предоставить Технические условия и согласовать проект. После длительных переговоров он признал, что предоставленные ТУ нуждаются в доработке. Под эгидой Комитета по энергетике, с привлечением ведущих ученых в этой области, была со-здана специальная комиссия, которая подготовила проект необходимой документации. С августа 2002 г. он лежит на столе у Делюкина и ждет его подписи. Когда же мы направили в Комитет по энергетике очередной запрос, нам было предложено работать по уже выданным ТУ».
Между тем, состоялось несколько заседаний научно-технического совета при губернаторе, на которых рассматривался этот вопрос. С критикой позиции Комитета по энергетике выступили ведущие ученые и специалисты. «Свое негативное отношение к такому иррациональному подходу выразили академик С. Чистович, генеральный директор Саверо-Западной ТЭЦ Р. Костюк, я и другие специалисты, — говорит главный инженер СевЗапВНИПИЭнергопрома В. Белоусов. — Никакого внятного ответа о причинах такой позиции Делюкин нам дать не смог. Корни проблемы – не в энергетике и не в экономике. Здесь какая-то политика, чьи-то интересы».
Параллельно в недрах Комитета по энергетике зародился проект, о котором мы писали выше. Его реализация по капвложениям обойдется городу в значительную сумму. «По самым скромным подсчетам, он примерно в два раза затратнее, чем строительство теплотрассы до Северо-Западной ТЭЦ, которое оценивается примерно в $25 млн. и которое РАО «ЕЭС России» полностью берет на себя, — полагает академик С. Чистович. — И это не говоря о том, что эффективность работы котельных значительно ниже, чем у станции».
Итак, резюмируем положение на сегодняшний день. Из-за, скажем так, необъяснимой позиции Комитета по энергетике Приморский район остается без надежного, качественного и недорогого отопления (тариф на тепло для жителей может быть понижен примерно на 30%); в расширение малоэффективных и неэкономичных котельных вкладываются значительные бюджетные и заемные деньги; Северо-Западная ТЭЦ не имеет возможности строить тепломагистраль и ежечасно утилизирует 350 Гкал. тепла. Для сведения: по ценам ГП «ТЭК Санкт-Петербург» стоимость
1 Гкал. составляет порядка 350 рублей. Путем несложных арифметических подсчетов можно определить, что ежегодно через градирни Северо-Западной ТЭЦ в небо над Санкт-Петербургом выбрасывается около 1100 млн. руб. А станция работает уже третий год. Добавьте сюда нерационально расходуемые деньги бюджета и займов и неэффективно потраченные энергоресурсы – сумма получится поистине астрономическая!

ЭНЕРГЕТИКИ ВЫРАБОТАЛИ ОБЩУЮ ПОЗИЦИЮ
И вот состоялось заседание Секции энергетики и инженерного обеспечения Санкт-Петербургского Союза строительных компаний. Участие в нем приняли вернейшие представители энергетической и строительной общественности города. После продолжительного и всестороннего обсуждения существующей ситуации, был вынесен вердикт:
«Заслушав и обсудив доклады: генерального директора СевЗапВНИПИЭнергопром В. Салова «Основные положения Концепции реконструкции теплоснабжения Приморского района Санкт-Петербурга», президента АЦТЭЭТ академика РАН С. Чистовича «Рекомендации по выбору оптимальной схемы теплоснабжения Приморского района в условиях рыночной экономики» и генерального директора Северо-Западной ТЭЦ Р. Костюка «Роль Северо-Западной ТЭЦ в теплоснабжении Приморского района Санкт-Петербурга», а также выступления: главного специалиста Департамента инвестиций РАО «ЕЭС России» М. Ковалева, технического директора Санкт-Петербургского Центра энергетики Н. Смирнова, советника первого заместителя генерального директора ОАО «Ленэнерго» С. Александрова, заместителя начальника Управления ГУП «ТЭК Санкт-Петербург» А. Ерошева, Ученого секретаря секции «Энергоснабжение и энергосбережение» научно-технического совета при губернаторе Санкт-Петербурга. Н. Дзекцера и др., участники заседания энергетической секции отметили:
состояние теплоснабжения Приморского района Санкт-Петербурга на протяжении ряда лет вызывает озабоченность жителей района и петербургских строительных и энергетических компаний, что обусловлено непродуманной и непоследовательной позицией Комитета по энергетике и инженерному обеспечению администрации Санкт-Петебурга по развитию системы теплоснабжения Приморского района.
Отсутствие тепла в районе не позволяет в полной мере обеспечить запланированные темпы строительства жилья и общественных зданий.
Принятая Комитетом по энергетике и инженерному обеспечению администрации Санкт-Петебурга «Концепция реконструкции теплоснабжения Приморского района» при значительных капитальных вложениях из городского бюджета не обеспечивает в ближайшей перспективе устранение дефицита тепла в районе (отказы в присоединениях к тепловым сетям составляют в настоящее время величину порядка 500 Гкал/час) и не способствует снижению тарифов на него. Вопрос о подключении тепловых потребителей к экономичной парогазовой Северо-Западной ТЭЦ, работающей с декабря 2000 г., откладывает на далекую перспективу, а выданные
КЭИО технические условия на подключение Северо-Западной ТЭЦ к системе теплоснабжения района являются технически ошибочными, так как нарушаются принятые в энергетике принципы и, по мнению специалистов, ведут к увеличению тарифов на тепловую энергию и нерациональному использованию бюджетных средств.
Кроме того, использование СЗ ТЭЦ в базовом режиме для теплоснабжения потребителей Приморского района значительно снизит экологическую нагрузку в северо-западной части города и позволит получить экономию топлива в размере до
200 млн. куб. м газа в год, что особенно важно в условиях дефицита его поставки в Санкт-Петербург и Ленинградскую область.
Энергетическая секция постановляет:
считать необходимым обратиться к губернатору Санкт-Петербурга и в Представительство Президента РФ в Северо-Западном Федеральном округе с предложением взять под свой контроль решение проблем:
 теплоснабжения Приморского района Санкт-Петербурга с вводом Северо-Западной ТЭЦ в базовый режим работы;
 строительства теплотрассы от Северо-Западной ТЭЦ до Приморского района;
 заключения договора между Северо-Западной ТЭЦ и городом о поставках тепловой энергии потребителям на длительную перспективу.
Решение принято единогласно на заседании секции представителями более 50 энергетических организаций города».
Что ж, очередной призыв энергетиков и строителей к городским властям прозвучал. Остается надеяться, что он будет услышан и не останется без внимания.

Дата: 12.11.2003
Андрей ЗЮЗИН
"Петербургский строительный рынок" №9
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!