СП ССС: играем только по правилам

1 стр. из 1

— Какие изменения происходят на рынке ССС?
— Несомненно, рынок находится в стадии роста. Приведу некоторые цифры и факты. В 1999 г. в России насчитывалось немногим более 30 предприятий — производителей «общестроительных» ССС. За четыре года их число увеличилось почти в 5 раз! Объемы выпуска модифицированных ССС (без учета простых цементно-песчаных смесей и смесей специального назначения — огнеупорных, гидроизоляционных и пр.) выросли с 240–260 тыс. т в 1999 г. до 800–850 тыс. т в 2002 г. Последние три года темп прироста объемов выпуска ССС в России почти не менялся и составлял около 50%. В этом году заметного замедления темпов прироста тоже не наблюдается. В целом рынок ССС прибавляет по 40–50% ежегодно.
— Какие проблемы беспокоят производителей ССС?
— Проблем, как и в любом другом бизнесе, хватает, у каждой компании они свои, но, безусловно, есть и общие, которые волнуют всех. Одна из таких проблем — контрафактная продукция. Как известно, от пиратского «копирования» страдают раскрученные и популярные брэнды, которые пользуются у потребителя повышенным спросом. Практически на каждом локальном рынке, будь то рынок компьютеров или продуктов питания, есть известные торговые марки, которые пользуются особо пристальным вниманием «теневиков». Не минула чаша сия и рынок строительно-отделочных материалов, в частности сухих строительных смесей. Есть сведения, что отечественные умельцы вполне успешно «тиражируют» наиболее ходовые продукты таких торговых марок, как Vetonit (преимущественно шпатлевки), Knauf (штукатурки). Пионером среди подделок (еще в докризисные времена) стала марка Atlas. «Новым словом» в современной истории подобной продукции на рынке ССС можно считать появление поддельных смесей известной российской компании «Унистром-Трейдинг» (ТМ «Юнис»).
С одной стороны, это не может не радовать: если «теневики» стали подделывать российскую марку, значит она получила признание: плохие товары, как известно, никто копировать не станет. С другой стороны, появление «братской» контрафактной продукции — повод для беспокойства: мало того, что это приводит к потере доходов, это подрывает престиж торговой марки и, что самое неприятное и трудно восстанавливаемое, — доверие потребителя.
Можно предположить, что «Унистром-Трейдинг» — не первая и не последняя компания, чья продукция подвергается пиратскому тиражированию, поэтому Союз предлагает ведущим производителям качественных ССС выработать стратегию защиты своих интересов от подобных действий «теневиков». В качестве первоочередных шагов мы предлагаем:
 взаимный обмен сведениями о фактах подделки ССС;
 проведение публичных расследований таких случаев;
 сбор информации о торговых компаниях, которые сознательно принимают к продаже контрафактную продукцию, и типографиях, которые печатают чужую фирменную упаковку по «черным» заказам, и применение к ним соответствующих санкций;
 широкое информирование отраслевой общественности и потребителей о фактах подделки и недобросовестных фирмах, которые продают контрафактную продукцию или содействуют ее появлению на свет.
Мы не сомневаемся, что если подобные меры будут носить скоординированный характер, то они смогут серьезно осложнить жизнь «пиратам» рынка сухих строительных смесей.
К тому же поддельная продукция не вызывает, скажем так, положительных эмоций у основных ее потребителей — строительных организаций и бригад отделочников. В последнее время к нам за разъяснениями и помощью все чаще обращаются фирмы, пострадавшие от подделок.
— Какие существуют перспективные направления развития рынка ССС?
— Давайте порассуждаем вместе и попробуем сформулировать прогноз развития рынка ССС на ближайшие годы. Главный вопрос, который дает возможность говорить о перспективах, звучит так: насколько долго будут сохраняться высокие темпы роста рынка. Есть основания считать, что в Санкт-Петербурге и Москве достигнута близкая к максимальной интенсивность использования ССС на единицу работ. Причем достигнута уже 2–3 года
назад. Памятуя о том, когда начался бурный рост производства ССС, можно сделать вывод, что для насыщения столичных рынков модифицированными смесями понадобилось 6–7 лет. Во многих других регионах в заметных объемах сухие смеси стали использовать в 1998–2000 гг. Если предположить, что развитие региональных рынков до «столичного» уровня зай-мет примерно такое же время, то заметного снижения темпов роста «большого» рынка можно ждать не ранее 2005–2006 гг. Конечно, в том случае, если макроэкономическая ситуация не будет существенно ухудшаться. Предполагая, что среднегодовые темпы прироста рынка составляют 40–50%, можно ожидать, что потребление ССС по итогам текущего года составит 1400–
1500 тыс. т, в 2005 г. — 2,5–3 млн. т.
— Что нового в Союзе производителей ССС?
— Растем вместе с рынком. С момента нашего последнего разговора в его состав вошли еще две известные и уважаемые московские компании — ЗАО «Глимс Продакшн» и ОАО «Промстройматериалы», и в настоящее время Союз объединяет 9 крупных производственных компаний, которые ежегодно выпускают около
450 тыс. т сухих смесей, контролируя более четверти рынка ССС. За «отчетный период» существенно выросли информационно-аналитические возможности Союза. Не погрешу против истины, если скажу, что сегодня СП ССС располагает наиболее полной, актуальной и четко структурированной базой данных, включающей практически всех сколько-нибудь значимых субъектов рынка ССС. Корпоративный сайт Союза становится все более популярным отраслевым ресурсом, число его посетителей постоянно увеличивается. Как, впрочем, и количество «электронных» подписчиков на наши новости, которые мы регулярно рассылаем в рамках проекта «Лента новостей». Также мы весьма интенсивно сотрудничаем с отраслевыми СМИ строительной тематики, причем не только «столичными», но и региональными. Кроме того, с сентября возобновлен регулярный выпуск газеты «Технологии и бизнес на рынке ССС», учредителем и издателем которой выступает Союз… Так что сегодня СП ССС становится все более существенным «агентом влияния» на оте-
чественном рынке сухих смесей. В общем, идет процесс трансформации Союза в нормальную лоббистскую организацию, интегрированную по профессиональному признаку. Можно долго рассуждать о темпах трансформации (например, Союз медленно набирает «товарный вес»), но — простите за сравнение — быстро только хомячки плодятся. Мы уверены, что с каждым годом Союз будет играть все более весомую роль эффективного инструмента отстаивания экономических интересов ведущих игроков отрасли ССС и влияния на ход развития этого сегмента рынка строительных материалов.
— Какие меры принимает Союз для борьбы с недобросовестной конкуренцией, с одной стороны, и с производителями некачественной продукции, с другой?
— Развернутый ответ на этот вопрос занял бы очень много места, поэтому я попробую сократить его до «технологического минимума». Что касается недобросовестной конкуренции, то в иных случаях (особенно, если «провинившаяся» сторона вменяема и в состоянии адекватно воспринимать аргументы и факты) все споры можно решить за одним столом и не выносить конфликт за пределы переговорной комнаты. Всегда ведь можно сделать предложение, от которого сложно отказаться… В противном случае мы можем применить «тяжелое оружие», а именно — посредством имеющихся у Союза информационных каналов довести до сведения — назовем ее так — отраслевой общественности, операторов рынка, потребителей смесей, что, например, фирма «Икс» грубо нарушает деловую этику, свои обязательства и пр. Учитывая тот факт, что за годы своего существования Союз заработал определенный авторитет и широкую известность, что его мнение не только принимают к сведению, но и прислушиваются к нему, репутации фирмы «Икс» будет нанесен такой ущерб, сама мысль о котором остудит пыл любителей «махать шашкой», не оглядываясь по сторонам и на своих коллег по цеху.
Если же говорить о некачественной продукции… Как вы понимаете, мы не можем запретить ее производство. Но можем — и постоянно делаем это — разъяснять и строителям, и отделочникам, и заказчикам работ (тем же покупателям квартир), какие смеси можно и нужно покупать. В том числе и с помощью вашего уважаемого издания. Если же фирма «Игрек», которая выпускает посредственную продукцию, в своих рекламных листовках заявит, что ее сыпучие материалы — аналог таких смесей, как, например, «Глимс» или «ЕК Кемикал», или любая другая союзная компания, что является спекуляцией на известных торговых марках, то мы можем протестировать эту продукцию в нашей базовой лаборатории — Испытательном центре СПбГАСУ — и обнародовать результаты испытаний. Разумеется, с соответствующим комментарием. С доведением его до всех заинтересованных сторон. Уверяю вас, «спекулянтам» мало не покажется. При необходимости мы будем очень жестко отстаивать интересы и союзных компаний, и всех других производителей качественной продукции, что я хотел бы особенно подчеркнуть.
— Каковы перспективы деятельности Союза производителей ССС?
— Мы полагаем, что с развитием рынка Союз превратится в мощное профессиональное объединение, ведущее конструктивный диалог и с административными структурами, и с общественными организациями, и с профсоюзами. Надеемся, что со временем большинство крупных игроков рынка войдут в состав Союза, ведь многие вопросы проще и дешевле решать в рамках отраслевой организации. Развитие — это поступательный процесс, а процессом можно и нужно управлять. Мы ведь, по сути, не придумываем ничего нового: на Западе такого рода отраслевые объединения давно и успешно реализуют подобные задачи.

Дата: 12.11.2003
по материалам редакции
"Петербургский строительный рынок" №9
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!