Российский рынок керамической плитки

1 стр. из 1

В 2002 г. объем потребления керамической плитки в России оценивается в 89 млн. кв. м. При этом порядка 70% потребленной плитки было изготовлено на территории России, а 30% импортировано. Традиционно большую часть потребляемой плитки составляет облицовочная плитка (кафель), на которую приходится 2/3 всей потребляемой керамической плитки. Второй по значимости группой является напольная плитка, на которую приходится немногим менее 30% от всей потребляемой плитки. На долю фасадной плитки приходится порядка 5%.

Более 2/3 облицовочной плитки потребляется при строительстве и ремонте объектов жилищной и социальной сферы, высока роль объектов и промышленного назначения — около 1/5 используемого объема. В жилищном секторе наблюдается увеличение спроса со стороны населения как на стеновой кафель, так и на напольную плитку, используемые при ремонте жилья. Наиболее значительное увеличение спроса происходит именно в сегменте дорогой плитки. Сектор индивидуального жилищного строительства считается наиболее динамичным и перспективным потребителем керамической плитки.

При строительстве жилых домов, объектов социальной сферы и иной городской инфраструктуры потребляется порядка 60% напольной плитки. Особенно активно ее применение при внутренних отделочных работах офисов, торговых центров, объектов социальной инфраструктуры. В жилых зданиях напольная плитка используется преимущественно во вспомогательных и санитарных помещениях. Что касается потребления напольной плитки при строительстве и ремонте объектов промышленного назначения, то в этом сегменте используется лишь 21% облицовочной плитки, а доля напольной плитки составляет 35% от объемов потребления. Наиболее скромным по объемам потребления керамической плитки продолжает оставаться агропромышленный сектор. Примерно по 3% от суммарных объемов напольной и облицовочной плитки приходится на объекты агропромышленного сектора, что объясняется в первую очередь финансовыми трудностями и незначительными объемами строительства.

Рассмотрим более подробно внутреннее производство и внешнеторговые операции с керамической плиткой.



ВНУТРЕННЕЕ ПРОИЗВОДСТВО КЕРАМИЧЕСКОЙ ПЛИТКИ

Внутреннее производство керамической плитки демонстрирует значительный ежегодный прирост. С 1998 по 2002 гг.

оно увеличилось 2,6 раза. Основным фактором, позволившим развернуть масштабное производство плитки, является значительное падение курса национальной валюты в 1998 г., сделавшее отечественную продукцию значительно более привлекательной в ценовом аспекте. В 2002 г. в России было произведено 61,1 млн. кв. м плитки. Лидером по объему производства традиционно является облицовочная плитка, выпуск которой составил 39,6 млн. кв. м. Второй по объемам производства является напольная плитка, выпуск которой составил в 2002 г. 19,1 млн. кв. м (см. таб. 1).

Производство фасадной керамической плитки не проявляется в какой-либо выраженной тенденции, что связано со спецификой ее применения. В настоящее время практика облицовки фасадов зданий керамической плиткой недостаточно широко распространена, поскольку в большинстве случаев используется натуральный камень. Наиболее широко фасадная керамическая плитка используется крупнейшим московским застройщиком — ДСК № 1, облицовывающим дома серии П44-Т

плиткой «под кирпич» и являющимся крупнейшим потребителем фасадной плитки, значительно влияя на ее производство.

Производство керамической плитки, в отличие от производства других видов отделочных стройматериалов, весьма сильно концентрировано: на долю четырех крупнейших производителей в 2002 г. приходилось 43,6% общероссийского выпуска. Основные производственные мощности расположены в трех регионах России: в Московской, Орловской и Ленинградской областях, доли которых составили в 2002 г. 18,8%, 17,8% и 14,5%, соответственно.

Основу отечественного производства керамической плитки составляет либо вновь созданные, либо реконструированные предприятия с производственными линиями, соответствующими высоким мировым стандартам в области производства плитки. Немалую роль в развитии предприятий сыграло и улучшение конъюнктуры финансового рынка, позволившее проводить оснащение производства с применением лизинговых схем приобретения оборудования. Высокие требования к качеству производимой продукции вынуждают предприятия использовать из отечественного сырья только глину, тогда как пигменты и красители в основном импортируются.

Абсолютным лидером по производству плитки является российско-итальянское СП «Велор» (г. Орел), которое выпустило в 2002 г. 10,85 млн. кв. м плитки (см. табл. 2). За ним следуют АО «Стройфарфор» (г. Ростов) и АО «Нефрит-Керамика» (г. Никольское Ленинградской обл.), выпустившие 5,39 и 5,21 млн. кв. м, соответственно.



ВНЕШНЕТОРГОВЫЕ ОПЕРАЦИИ

Россия является нетто-импортером керамической плитки, т.е. импорт плитки превосходит ее экспорт. В 2002 г. оборот внешнеторговых операций с плиткой составил $102,6 млн. при физическом объеме 21,48 млн. кв. м (см. табл. 3).

Объемы импорта керамической плитки в 2001–2002 гг. росли достаточно высокими темпами. В 1996–1997 гг. импорт керамической плитки составлял 15–

17 млн. кв. м в год, в том числе глазурованной — 13–15 млн. кв. м, а неглазурованной — 2,3–2,4 млн. кв. м. После кризиса 1998 г. объемы импорта резко сократились — до 6–8 млн. кв. м вследствие резкого подорожания импортной продукции. Однако стабилизация экономической ситуации и рост спроса на более качественные импортные изделия привели к быстрому наращиванию импортных поставок. Объем импорта керамической плитки вернулся на докризисный уровень — около 15 млн. кв. м и имеет тенденцию к дальнейшему повышению. В 2002 г. объем импорта глазурованной плитки составил 13,6 млн. кв. м,

а неглазурованной — немногим превысил уровень 5 млн. кв. м (см. табл. 4).

Основным поставщиком неглазурованной плитки в Россию является Италия, на долю которой в 2002 г. приходилось немногим более половины от всех ее поставок (рис. 1).

На второй позиции по объему импорта неглазурованной плитки в Россию находится Словакия, поставки из которой составили 810,8 тыс. кв. м (16,1%).

Испания является наиболее крупным поставщиком глазурованной плитки в Россию: в 2002 г. она поставила 5,1 млн. кв. м плитки (37,4%). Поставки из Италии составили 2,22 млн. кв. м (16,4%).

Основная часть поставок плитки ведется в европейскую часть России. Более половины поставок приходится на Москву, Московскую область и С-Петербург: 22,2%, 20,5% и 15,4%, соответственно.

Объем экспорта керамической плитки в 2002 г. составил 2864 тыс. кв. м на сумму $9,7 млн., что на 69,4% превышает объем экспорта 2001 г. в физическом выражении и на 24,2% в стоимостном. Экспортные поставки керамической плитки составляют лишь небольшую часть производимой отечественными предприятиями продукции. В 2001 г. экспортировалось 3,5% произведенной в России керамической плитки, в 2002 г. этот показатель увеличился до 4,7%.

Основными покупателями российских экспортеров являются страны СНГ (рис. 3).

На долю крупнейших импортеров российской плитки — Казахстана и Украины — приходится порядка 90% объема поставок, причем на протяжении последних лет эта доля практически не меняется.

Основными экспортерами глазурованной плитки являются ее непосредственные производители. В 2002 г. укрепили свои позиции ведущих экспортеров такие предприятия, как ЗАО «Велор», на долю которого пришлась практически половина всего стоимостного объема экспортируемой плитки, ЗАО «Пиастрелла», а также ОАО «Стройфарфор». Волгоградский керамический завод и Воронежский керамический завод, а также Оскольский ЭМК напротив — значительно сократили свои позиции (см. табл. 6).

В отличие от глазурованной плитки, неглазурованная керамическая плитка на протяжении последних лет экспортировалась в основном торгующими предприятиями. Так, в 2001 г. наибольший объем плитки — 12% — был экспортирован Первоуральским заводом горного оборудования, не являющимся непосредственным производителем плитки, но выпускающим порошок для кислотоупорной замазки для укладки неглазурованной плитки при использовании ее в агрессивных средах. В 2002 г. ситуация несколько изменилась. В число основных экспортеров плитки вошли ее непосредственные производители: наиболее крупным экспортером являлось ЗАО «Евро-Керамика» (Псковская область,

г. Печоры), на долю которого пришлось 15% от всех экспортных операций с неглазурованной плиткой (рис. 4).



ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА

Рост потребления плитки связан не только с расширением объемов строительства как в промышленной и социальной сферах, так и в жилищном секторе, но и с ростом доходов населения, и, как следствие, активизацией ремонтных работ.

Важной составляющей развития рынка керамической плитки является увеличение ее внутреннего производства. Предприятия-лидеры отрасли ежегодно наращивают объемы производства. При наиболее

оптимистичных прогнозах уровень внутреннего производства в 2005 г. может составить 80 млн. кв. м. Другой важной составляющей рынка являются импортные поставки керамической плитки. При прогнозе импортных поставок следует учитывать влияние двух противоположных тенденций. С одной стороны, присутствие импортной составляющей на российском рынке неизбежно в силу имеющегося спроса на высококачественную продукцию для отделки представительских помещений, частного жилья и объектов социальной сферы. С другой стороны — активное расширение совместных производств на основе импорта оборудования и технологий, что позволяет достичь высококачественного производства и эффективно заместить прямые импортные поставки. Нами прогнозируется сокращение в среднесрочной перспективе доли импортных поставок до 25%, при этом абсолютный объем импортных поставок возрастет до 24 млн. кв. м.

Определенный рост в среднесрочной перспективе можно ожидать в экспорте керамической плитки, который к 2005 г. составит около 4 млн. кв. м.

Подробную информацию о рынке керамической плитки и других видах строительных материалов можно получить в рейтинговом агентстве «Эскперт РА» на сайте www.raexpert.ru или по тел. (095) 251-1666

Дата: 12.11.2003
По материалам рейтингового агентства «Эскперт РА»
"Петербургский строительный рынок" №9
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!