Город готов содействовать улучшению жилищных условий граждан

1 стр. из 1

Как известно, государство сегодня не обязано своим подданным бесплатно предоставлять жилье, как это было узаконено в былые времена, до "перестройки". Потому существующая городская очередь на жилье практически не двигается вот уже несколько лет, оставаясь медленно тлеющим социальным фугасом... Тем не менее очередь никто не посмел и ликвидировать - видимо, по тем же самым причинам возможного социального брожения. Да и Конституция РФ, где ясно говорится о праве граждан на жилье, этого сделать не позволит.

Более того, сегодня подоспели законы, которые обязывают государство помогать гражданам улучшать свои жилищные условия. На заседании городского правительства рассмотрен Проект закона, который так и называется: "О содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан".

ДОКУМЕНТ С ТРУДНОЙ БИОГРАФИЕЙ

Данный законопроект предназначен стать главным нормативным правовым актом, регламентирующим порядок улучшения жилищных условий петербуржцев, состоящих на учете в городской очереди на жилье. Проект закона обновляет устаревшие правила учета ведения очереди и законодательно утверждает правовые и финансовые инструменты ее регулирования.

Сегодня в списке очередников на улучшение жилищных условий числится более 701 365 петербуржцев, или 292,5 тыс. семей. В соответствии с новым законопроектом, основными критериями для получения государственной поддержки в улучшении жилищных условий станут уровень доходов граждан и обеспеченность жильем. При этом нужно проживать в Санкт-Петербурге не менее 10 лет. Помимо непосредственного предоставления государственного жилья льготным категориям очередников документ предусматривает и другие формы содействия в улучшении жилищных условий: предоставление субсидий на строительство или покупку жилья, приобретение помещений за счет жилищных сертификатов, содействие в обмене жилья.

Во время обсуждения "на правительстве" законопроект получил ряд замечаний, поэтому был отправлен на доработку. Причем уже повторную. Однако и двухнедельный таймаут, во время которого Комитет по жилищной политике должен был внести необходимые коррективы и согласовать документ, в частности, с главами всех районных администраций (некоторые из них очень обиделись на то, что с ними не посчитались, разрабатывая такой важный документ). Так вот, через две недели в Смольном законопроект вновь отклонили. А жаль, ведь принципиально в нем мало что поменялось. И остается только посочувствовать терпению тех, кто полтора года вынашивал и лелеял столь важный для города документ. А это прежде всего специалисты Комитета по жилищной политике, Комитета по строительству, КУГИ, КЭРППиТ. Правовую экспертизу законопроект прошел в НИЦ права юридического факультета СПб Госуниверситета.

Мы уверены, что Проект закона "О содействии ...в улучшении…" (вот формулировочка!) в ближайшее время все-таки будет утвержден на заседании городского правительства и отправлен в Законодательное Собрание для окончательного вердикта. А потому первыми в петербургской печати представляем читателям законопроект, решающий судьбу городской жилищной очереди. Скорее всего, в окончательном правительственном варианте он мало будет отличаться от предлагаемого нами. Во всяком случае у читателей журнала после знакомства с документом на страницах "ПСР" появится возможность с учетом своего жизненного и профессионального опыта повлиять на его окончательную редакцию.

В настоящее время порядок учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в Санкт-Петербурге регламентируется принятыми в 1987 г. правилами, в соответствии с которыми улучшение жилищных условий граждан осуществляется исключительно в форме предоставления жилой площади, а постановка на учет только на основании жилищной обеспеченности. При этом учетный норматив площади для постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий рассчитывается исключительно по жилой площади. Концепция названного документа и его положения вступили в противоречие с Конституцией РФ.

В соответствии со статьей 40 Конституции РФ:
 -  органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище;
 -  малоимущим, иным указанным в Законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными Законом нормами.
 
То есть в соответствии с Конституцией РФ формой прямого участия государства в обеспечении жильем населения остается поддержка малоимущих и иных, установленных законодательством РФ, категорий граждан.

Понятие содействие в улучшении жилищных условий граждан в соответствии с вышеуказанными положениями статьи 40 Конституции РФ включает помимо непосредственного предоставления жилья и иные формы содействия в улучшении жилищных условий.

Новизна предлагаемого Проекта содержится уже в его названии. Проект регулирует отношения, связанные с оказанием содействия Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан в соответствии с Конституцией РФ.

Проект с учетом положений статьи 40 Конституции РФ и в соответствии со статьей 14 Закона Санкт-Петербурга "О жилищной политике Санкт-Петербурга" предусматривает учет граждан, нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий, по двум категориям:
 -  первая учетная категория - граждане, признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий путем предоставления жилья в государственном жилищном фонде;
 -  вторая учетная категория - граждане, признанные нуждающимися в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий путем применения иных форм содействия.

ПРАВИЛА ПЛАВНОГО ПЕРЕХОДА

Учитывая, что переход от "поголовного" обеспечения жильем всех нуждающихся (что предусматривалось в ранее действующих нормативных актах) к государственному содействию в решении жилищных проблем относительно отдельных категорий граждан не может быть скачкообразным. Проект содержит в себе правила плавного перехода, то есть "не отменяет" существующую очередь граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, а предусматривает их признание нуждающимися в содействии Санкт-Петербурга по первой учетной категории без подачи заявления (пункт 3 статьи 3).

Проектом также предусматривается, что граждане, в отношении которых основания и порядок улучшения жилищных условий установлены федеральным законом, признаются нуждающимися в содействии Санкт-Петербурга по основаниям, установленным соответствующим федеральным законом с учетом требований жилищной обеспеченности, установленных Проектом (пункт 4 статьи 3). По сути это жители Санкт-Петербурга, подлежащие обеспечению жильем во внеочередном и первоочередном порядке. Указанная категория составляет 258,8 тыс. человек (108,6 тыс. семей), то есть 37% от общего количества "очередников" Санкт-Петербурга.

В соответствии с Проектом основными критериями для признания граждан нуждающимися в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий являются:
 -  непрерывное (в течение не менее 10 лет) проживание в Санкт-Петербурге (Ленинграде);
 -  жилищная обеспеченность ниже установленного Проектом закона уровня;
 -  имущественная обеспеченность ниже установленного Проектом закона уровня.
 
При расчете жилищной обеспеченности важно, что Закон требует принять во внимание все имеющееся у человека жилье независимо от места его нахождения и типа жилищного фонда, а не только то, где он зарегистрирован.
Имущественная обеспеченность предполагает две составляющие:
 -  имущественная обеспеченность в смысле регулярного дохода, который характеризуется данными о среднедушевом доходе нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга (пункт 1 статьи 5), а в соответствии с пунктом 3 статьи 7 Проекта закона учетный норматив имущественной обеспеченности, в смысле регулярного дохода, устанавливается в размере, равном двукратному официально установленному прожиточному минимуму на одного человека;
 -  имущественная обеспеченность в смысле имеющегося налогооблагаемого имущества, которое характеризуется данными об общей стоимости имущества, признаваемого объектом налого-обложения, имеющегося у нуждающихся в содействии (пункт 1 статьи 5); в соответствии с Проектом учетный норматив имущественной обеспеченности, в смысле имеющегося налогооблагаемого имущества, устанавливается в размере десятикратной средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья в Санкт-Петербурге (пункт 3 статьи 7).
Настоящие положения Проекта согласованы Управлением Министерства РФ по налогам и сборам Санкт-Петербурга.
Проект устанавливает новую норму предоставления жилья, которая рассчитывается с учетом занимаемого жилья исходя из общей площади жилья (статья 8), а именно:
 -  18 кв. м общей площади жилья на одного члена семьи, состоящей из двух и более человек;
 -  33 кв. м общей площади жилья для одиноко проживающих граждан.
 
Допускается превышение указанной нормы, обусловленное конструктивными особенностями предоставляемого гражданам жилого помещения, не более половины нормы предоставления жилья, полагающейся на одного человека. Право на дополнительную жилую площадь (при его наличии) подлежит учету в соответствии с действующим жилищным законодательством.

Проект устанавливает необходимость регулярной актуализации данных жилищного учета (статья 12) с целью выявления изменений имущественной, жилищной обеспеченности или иных данных, влияющих на право получения содействия Санкт-Петербурга нуждающимся. Чтобы "инвентаризация" очереди проводилась регулярно, периодичность актуализации будет установлена администрацией Санкт-Петербурга.

ХОРОШО ЗАБЫТОЕ СТАРОЕ

Проектом вводится (восстанавливается "хорошо забытое старое") плановый порядок оказания содействия Санкт-Петербурга и предусматривается ежегодное утверждение перечня и объема форм содействия Санкт-Петербурга, подлежащих применению в текущем году законом Санкт-Петербурга о бюджете по представлению отраслевого исполнительного органа государственной власти Санкт-Петербурга. При этом предоставление жилой площади включается в качестве особой формы постоянного применения для оказания содействия гражданам, состоящим на учете по первой категории (статья 15).

Следует сказать, что, помимо определенной новизны содержащихся в Проекте положений, он законодательно закрепляет уже фактически сложившиеся отношения в сфере содействия гражданам в улучшении жилищных условий.

В настоящее время, помимо непосредственного предоставления жилых помещений на основании норм федерального законодательства, используются и другие формы содействия гражданам в улучшении жилищных условий (предоставление субсидий на строительство или приобретение жилья, приобретение жилых помещений за счет жилищных сертификатов, содействие в обмене занимаемых жилых помещений и т. д.).

С 1999 г. при постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и снятии с учета при превышении размера жилой площади, установленного для предоставления жилого помещения, учитываются жилые помещения, принадлежащие гражданам на праве частной собственности. То есть, по сути, частично во внимание принимается имущественная обеспеченность гражданина и лиц, совместно с ним проживающих.

В целях предупреждения образования правового вакуума при принятии Закона, пункт 1 статьи 19 предусматривает его вступление в силу через 6 месяцев, в течение которых должен быть подготовлен распорядительный правовой акт по реализации положений законопроекта.

Дата: 13.11.2003
Юрий Артемьев
"Петербургский строительный рынок" 10 (64)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!