|
|||||
1 стр. из 1 Как известно, государство сегодня не обязано своим подданным бесплатно предоставлять жилье, как это было узаконено в былые времена, до "перестройки". Потому существующая городская очередь на жилье практически не двигается вот уже несколько лет, оставаясь медленно тлеющим социальным фугасом... Тем не менее очередь никто не посмел и ликвидировать - видимо, по тем же самым причинам возможного социального брожения. Да и Конституция РФ, где ясно говорится о праве граждан на жилье, этого сделать не позволит. Более того, сегодня подоспели законы, которые обязывают государство помогать гражданам улучшать свои жилищные условия. На заседании городского правительства рассмотрен Проект закона, который так и называется: "О содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан". ДОКУМЕНТ С ТРУДНОЙ БИОГРАФИЕЙ Данный законопроект предназначен стать главным нормативным правовым актом, регламентирующим порядок улучшения жилищных условий петербуржцев, состоящих на учете в городской очереди на жилье. Проект закона обновляет устаревшие правила учета ведения очереди и законодательно утверждает правовые и финансовые инструменты ее регулирования. Сегодня в списке очередников на улучшение жилищных условий числится более 701 365 петербуржцев, или 292,5 тыс. семей. В соответствии с новым законопроектом, основными критериями для получения государственной поддержки в улучшении жилищных условий станут уровень доходов граждан и обеспеченность жильем. При этом нужно проживать в Санкт-Петербурге не менее 10 лет. Помимо непосредственного предоставления государственного жилья льготным категориям очередников документ предусматривает и другие формы содействия в улучшении жилищных условий: предоставление субсидий на строительство или покупку жилья, приобретение помещений за счет жилищных сертификатов, содействие в обмене жилья. Во время обсуждения "на правительстве" законопроект получил ряд замечаний, поэтому был отправлен на доработку. Причем уже повторную. Однако и двухнедельный таймаут, во время которого Комитет по жилищной политике должен был внести необходимые коррективы и согласовать документ, в частности, с главами всех районных администраций (некоторые из них очень обиделись на то, что с ними не посчитались, разрабатывая такой важный документ). Так вот, через две недели в Смольном законопроект вновь отклонили. А жаль, ведь принципиально в нем мало что поменялось. И остается только посочувствовать терпению тех, кто полтора года вынашивал и лелеял столь важный для города документ. А это прежде всего специалисты Комитета по жилищной политике, Комитета по строительству, КУГИ, КЭРППиТ. Правовую экспертизу законопроект прошел в НИЦ права юридического факультета СПб Госуниверситета. Мы уверены, что Проект закона "О содействии ...в улучшении…" (вот формулировочка!) в ближайшее время все-таки будет утвержден на заседании городского правительства и отправлен в Законодательное Собрание для окончательного вердикта. А потому первыми в петербургской печати представляем читателям законопроект, решающий судьбу городской жилищной очереди. Скорее всего, в окончательном правительственном варианте он мало будет отличаться от предлагаемого нами. Во всяком случае у читателей журнала после знакомства с документом на страницах "ПСР" появится возможность с учетом своего жизненного и профессионального опыта повлиять на его окончательную редакцию. В настоящее время порядок учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в Санкт-Петербурге регламентируется принятыми в 1987 г. правилами, в соответствии с которыми улучшение жилищных условий граждан осуществляется исключительно в форме предоставления жилой площади, а постановка на учет только на основании жилищной обеспеченности. При этом учетный норматив площади для постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий рассчитывается исключительно по жилой площади. Концепция названного документа и его положения вступили в противоречие с Конституцией РФ. В соответствии со статьей 40 Конституции РФ: Понятие содействие в улучшении жилищных условий граждан в соответствии с вышеуказанными положениями статьи 40 Конституции РФ включает помимо непосредственного предоставления жилья и иные формы содействия в улучшении жилищных условий. Новизна предлагаемого Проекта содержится уже в его названии. Проект регулирует отношения, связанные с оказанием содействия Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан в соответствии с Конституцией РФ. Проект с учетом положений статьи 40 Конституции РФ и в соответствии со статьей 14 Закона Санкт-Петербурга "О жилищной политике Санкт-Петербурга" предусматривает учет граждан, нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий, по двум категориям: ПРАВИЛА ПЛАВНОГО ПЕРЕХОДА Учитывая, что переход от "поголовного" обеспечения жильем всех нуждающихся (что предусматривалось в ранее действующих нормативных актах) к государственному содействию в решении жилищных проблем относительно отдельных категорий граждан не может быть скачкообразным. Проект содержит в себе правила плавного перехода, то есть "не отменяет" существующую очередь граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, а предусматривает их признание нуждающимися в содействии Санкт-Петербурга по первой учетной категории без подачи заявления (пункт 3 статьи 3). Проектом также предусматривается, что граждане, в отношении которых основания и порядок улучшения жилищных условий установлены федеральным законом, признаются нуждающимися в содействии Санкт-Петербурга по основаниям, установленным соответствующим федеральным законом с учетом требований жилищной обеспеченности, установленных Проектом (пункт 4 статьи 3). По сути это жители Санкт-Петербурга, подлежащие обеспечению жильем во внеочередном и первоочередном порядке. Указанная категория составляет 258,8 тыс. человек (108,6 тыс. семей), то есть 37% от общего количества "очередников" Санкт-Петербурга. В соответствии с Проектом основными критериями для признания граждан нуждающимися в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий являются: Проект устанавливает необходимость регулярной актуализации данных жилищного учета (статья 12) с целью выявления изменений имущественной, жилищной обеспеченности или иных данных, влияющих на право получения содействия Санкт-Петербурга нуждающимся. Чтобы "инвентаризация" очереди проводилась регулярно, периодичность актуализации будет установлена администрацией Санкт-Петербурга. ХОРОШО ЗАБЫТОЕ СТАРОЕ Проектом вводится (восстанавливается "хорошо забытое старое") плановый порядок оказания содействия Санкт-Петербурга и предусматривается ежегодное утверждение перечня и объема форм содействия Санкт-Петербурга, подлежащих применению в текущем году законом Санкт-Петербурга о бюджете по представлению отраслевого исполнительного органа государственной власти Санкт-Петербурга. При этом предоставление жилой площади включается в качестве особой формы постоянного применения для оказания содействия гражданам, состоящим на учете по первой категории (статья 15). Следует сказать, что, помимо определенной новизны содержащихся в Проекте положений, он законодательно закрепляет уже фактически сложившиеся отношения в сфере содействия гражданам в улучшении жилищных условий. В настоящее время, помимо непосредственного предоставления жилых помещений на основании норм федерального законодательства, используются и другие формы содействия гражданам в улучшении жилищных условий (предоставление субсидий на строительство или приобретение жилья, приобретение жилых помещений за счет жилищных сертификатов, содействие в обмене занимаемых жилых помещений и т. д.). С 1999 г. при постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и снятии с учета при превышении размера жилой площади, установленного для предоставления жилого помещения, учитываются жилые помещения, принадлежащие гражданам на праве частной собственности. То есть, по сути, частично во внимание принимается имущественная обеспеченность гражданина и лиц, совместно с ним проживающих. В целях предупреждения образования правового вакуума при принятии Закона, пункт 1 статьи 19 предусматривает его вступление в силу через 6 месяцев, в течение которых должен быть подготовлен распорядительный правовой акт по реализации положений законопроекта. Дата: 13.11.2003 Юрий Артемьев "Петербургский строительный рынок" 10 (64)
«« назад Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации! |
|||||