Новые порты Северо-Запада

1 стр. из 1

Северо-Западный федеральный округ - авангард внешней торговли России. Основой транспортной системы нашего региона являются портовые комплексы Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Именно здесь проходят главные торговые пути, связывающие Россию с европейскими странами.

Развитие портов Северо-Западного региона стало важнейшей задачей после распада СССР. В начале 90-х гг. Россия потеряла крупные специализированные порты Клайпеда, Вентспилс, Рига и Таллинн. Возможности российских портов на Балтике оставляли желать лучшего. Мощностей Калининграда, Выборга и Петербурга явно не хватало для ведения полноценной внешней торговли с Европой. Из-за малой глубины подходных каналов Калининградский и Выборгский порты в принципе не способны принимать крупнотоннажные суда с большой осадкой. Транзит через Литву, Латвию и Эстонию невыгоден по причине высоких транспортных тарифов. Стало ясно, что без мощных портовых комплексов на Балтике России не выжить. Уже к 2000 г. грузооборот порта Санкт-Петербург был увеличен более чем в 3 раза (32,1 млн. т против 10,2 млн. в 1991 г.). По расчетам специалистов "Ленморниипроекта", в 2010 г. объем переработки грузов составит 58,35 млн. т.

Перспективы развития портового комплекса в Северной столице России отражает разработанная ОАО "Ленморниипроект" в 2002 г. Генеральная схема развития Большого порта Санкт-Петербург. В него входит не только район Морского торгового порта, но и портовые комплексы "Горская", "Бронка", порты городов Кронштадт и Ломоносов, многочисленные пассажирские терминалы и подходные каналы. Цель Генеральной схемы - определить возможность увеличения пропускной способности Большого порта Санкт-Петербург на период до 2010 г. Необходимо повысить его конкурентоспособность и улучшить транспортно-технологическую инфраструктуру. Для полной реализации Генеральной схемы нужно ввести в эксплуатацию целый ряд транспортных сооружений. Планируется усиление внешних железнодорожных подходов к портовому комплексу, реконструкция станций Автово и Новый порт, создание скоростного диаметра для автомобильного движения, завершение строительства судопропускных сооружений "С-1" и "С-2".

Как известно, конкурентоспособность порта напрямую зависит от стоимости перевозки, срока доставки грузов и качества дополнительных услуг. Как считает генеральный директор ОАО "Ленморниипроект" А. Ф. Парфенов, "с точки зрения стоимости транспортных услуг Большой порт Санкт-Петербург может конкурировать со всеми портами Балтии и Финляндии", чему способствует его удачное географическое расположение.

В Северо-Западном округе находится и морская резиденция Президента России - Константиновский дворец в Стрельне. К празднованию 300-летия Санкт-Петербурга здесь завершилось строительство гидротехнических сооружений. Разработка их проекта была поручена ОАО "Ленморниипроект". Работа велась в сжатые сроки - правительственное задание специалисты получили в 2002 г. Применение современных методов и технических средств позволило сдать объект в апреле 2003 г.

Гидротехнические сооружения - это гавань и пассажирские причалы общей протяженностью 269 м, подходной канал для приема судов со стороны Финского залива (длина 7,8 км, ширина 80 м, глубина 3,5 м), набережные и берегоукрепления на участке 252 м. Стрельнинская гавань надежно защищена молом и волноломом. Кроме того, создан небольшой канал для катеров - длиной 250 м, шириной 40 м и глубиной 1,5 м, - ведущий из гавани в Западный канал Нижнего парка.

Гидротехнические работы в Стрельне проходили параллельно с реконструкцией всего государственного комплекса "Дворец конгрессов". К 300-летию города на Неве был воссоздан дворцово-парковый ансамбль, построено здание гостиницы "Балтийская звезда" и двадцать коттеджей "Консульской деревни". Морская составляющая комплекса предназначена для приема и стоянки президентской яхты "Россия", катеров и судов на подводных крыльях. В дни юбилейных торжеств именно "метеоры" решили задачу быстрого и комфортного передвижения VIP-персон. Расстояние от набережной Невы в центре Северной столицы до Константиновского дворца в Стрельне они проходят всего за 35 мин. Тот же путь по суше отнял бы вдвое больше времени. Таким образом, благодаря современным гидротехническим сооружениям путь из Петербурга в Стрельну стал намного короче. Наличие хорошей транспортной инфраструктуры заметно повышает туристическую привлекательность Стрельнинского комплекса.

Перемены в морском хозяйстве Северо-Запада очевидны, но промышленный прогресс региона требует все больших портовых мощностей. В конце 90-х гг. началось строительство новых специализированных портов. Коллектив ОАО "Ленморниипроект" под руководством академика транспорта А. Ф. Парфенова предложил разместить новые портовые комплексы в четырех географических точках Финского залива: в Лужской губе, вблизи Приморска, в Ломоносове и в бухте Батарейная. Городские и федеральные власти поддержали предложение института. Доверие российских властей к специалистам "Ленморниипроекта" вполне объяснимо - еще в 2000 г. компания получила международный Сертификат одобрения Lloyds Register Quality Assurance (LRQA).

Место для портового комплекса в 5 км от Приморска выбрали не случайно. Остров Большой Березовый защищает акваторию порта от ветров и волнений, заменяя дорогостоящие оградительные сооружения. Хорошо развита сеть транспортных коммуникаций - неподалеку проходят железные и автомобильные дороги. В 1999-2000 гг. "Ленморниипроект" разработал документацию по объектам первой очереди нового комплекса. Летом 2000 г. строительство порта для нефтеналивных грузов в составе Балтийской трубопроводной системы началось. Вскоре вблизи Приморска появились два глубоководных причала для приема танкеров с подходной эстакадой и две технологические площадки для налива нефти в танкеры. Впервые в акватории Финского залива причальные сооружения были выполнены в виде двухъярусных эстакад из стальных труб с глубинами у причалов до 18 м. Геологические условия прибрежной полосы оказались довольно сложными: обилие валунов и илистого грунта потребовало применения стальных труб длиной до 55 м. Для ускорения постройки эстакад были использованы мостовые преднапряженные железобетонные балки длиной 15 и 18 м. Основные гидротехнические сооружения для приема крупнотоннажных танкеров - 14 швартовных палов 15х15 м и две технологические площадки 50х17 м, связанные между собой и берегом двухъярусными эстакадами. На технологических площадках размещены стендеры, маслонапорные станции, кабины управления подачей нефти.

При создании гидротехнических сооружений применялись самые современные технологии. Швартовные палы оборудованы отбойными устройствами шведской фирмы Trellex. Они обладают повышенной энергоемкостью с низким коэффициентом трения о корпус судна. Швартовные тумбы и тройные гаки с электрошпилем облегчают швартовку и обеспечивают автоматическую отшвартовку судна. Все металлические трубы оснащены защитным покрытием для снижения коррозии. Верхняя часть свайных опор заполнена бетоном. "Ленморниипроект" спроектировал и комплекс береговых сооружений. Он включает в себя базу морспецподразделения и портофлота, блок противопожарной насосной станции, здание контрольно-пропускного пункта, очистные сооружения, трансформаторные подстанции.

Береговые сооружения обеспечивают нормальное функционирование нефтеналивного терминала. В тыловой части портового комплекса оборудована база для хранения нефти из 10 емкостей по 50 тыс. т каждая. Здесь находятся приемные устройства конечного пункта 270-километрового нефтепровода Кириши - Приморск.

Первую очередь порта Приморск сдали в декабре 2001 г. Пропускная способность нового порта составила 12 млн. т в год. Ежемесячно через Приморск отгружается на экспорт около 1 млн. т сырой нефти. Сейчас идет проектирование и строительство второй и третьей очередей Балтийской трубопроводной системы. В ближайшие годы планируется довести грузооборот нового порта до 50 млн. т в год. Вслед за Приморском началось строительство нефтеперевалочного терминала на о. Высоцкий.

В 2001 г. вошла в эксплуатацию первая очередь угольного терминала в Лужской губе. Государственная комиссия приняла первые причалы с необходимыми береговыми сооружениями, и порт Усть-Луга начал работать.

Портовый узел в Лужской губе задуман специалистами ОАО "Ленморниипроект" как мощный комплекс для перегрузки контейнеров, навалочных, генеральных, лесных грузов. К 2010 г. Усть-Луга превратится в многофункциональный современный транспортно-технологический портовый узел с общим годовым грузооборотом 35 млн. т.

Россия - не только крупный производитель нефти, но и одна из ведущих стран по выпуску калийных и азотных удобрений. Большая часть добытых в нашей стране минеральных удобрений продается за рубеж. Еще недавно основная масса экспортного потока шла через зарубежные порты Балтики - Вентспилс, Рига, Клайпеда. Это специализированные портовые комплексы с глубоководными причалами и современной механизацией. Естественно, за транспортировку и перевалку грузов грузоотправитель платил высокие сборы. По данным ОАО "Ленморниипроект", на каждой тонне удобрений Россия теряла до $8-10. Необходимость в собственных портах для перевалки минеральных удобрений стала очевидной. Экономический анализ показал, что их перевалка через порты Санкт-Петербург и Усть-Луга связана с минимальными финансовыми затратами. Специалисты "Ленморниипроект" участвовали в выборе подходящего места для постройки комплекса минеральных удобрений. Им стал четвертый грузовой район порта Санкт-Петербург. Этот участок расположен у подходного канала и удобен для приема крупнотоннажных судов.

Государственные интересы требовали крайне сжатых сроков проектирования и строительства. Первая очередь комплекса минеральных удобрений была сдана уже в декабре 2000 г., вторая - в конце 2002 г. Как отметил главный инженер проекта А. Рябинин, "новый комплекс минеральных удобрений в порту Санкт-Петербург - лучший в мире объект такого типа". Аналогичные сооружения имеются лишь в канадском Ванкувере и латвийском Вентспилсе. Кстати, проект специализированного порта для перегрузки калийной соли в Вентспилсе также был разработан специалистами "Ленморниипроекта". Однако комплекс минеральных удобрений в Санкт-Петербурге выгодно отличается от иностранных объектов более современным высокотехнологичным оборудованием и удобным расположением для приема крупных судов.

История новых российских портов на Балтике только начинается. Впереди - годы большой работы. Современные строители воплощают в жизнь замысел основателя Северной столицы - Петра Великого. "Окно в Европу" расширяется на глазах.

Дата: 13.11.2003
по материалам редакции
"Петербургский строительный рынок" 10 (64)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!