Секрет Антверпена

1 стр. из 1

В первой декаде сентября наш город посетила Торгово-экономическая миссия региона Фландрия (Бельгия). В бизнес-центре гостиницы "Астория" состоялся семинар, где гости рассказали о логистических возможностях Фландрии, в частности провинции Антверпен, больше известной по одноименному крупнейшему в мире порту.

Грузооборот порта - 135 млн. т в год. Антверпен - второй по величине порт в Европе. Для сравнения: грузооборот петербургского порта составляет сегодня примерно 65 млн. т, то есть в два раза меньше. Провинция Антверпен, как гласит справочник, расположена в самом сердце Европы. Все основные деловые центры - Лондон, Париж, Амстердам, Франкфурт, Кельн - всего лишь в нескольких часах отсюда. Антверпен через железные и автомобильные дороги, водные и воздушные пути дает выход на крупнейшие европейские рынки. Не удивительно, что в регионе высоко развиты не только торговля и перевалка грузов, но и производство.

Провинция Антверпен, где сосредоточено более 90 тыс. предприятий, - промышленный центр Бельгии. Кроме металлообработки здесь хорошо развиты телекоммуникации, нефтехимия, а также пищевая, бумажная промышленности, производство строительных материалов и др. К тому же город Антверпен - крупнейший центр торговли алмазами. Через него проходит более половины мирового оборота необработанных и обработанных алмазов.

По словам заместителя директора портовых властей Антверпена Яна Бурвениха, порт Антверпен - первый в Европе по обороту фруктов, леса, стали. Ян Бурвених явно польстил собравшейся в "Астории" аудитории, когда напомнил, что русский царь Петр Первый триста лет назад начинал свое знакомство с Европой именно с Антверпена, где, будучи плотником, он учился строить корабли (пять лет назад в Антверпене появился памятник Петру). Кстати, надо отдать должное, большой антверпенский портовый начальник сам вполне сносно изъяснялся по-русски. И вообще заявил о том, что в порту "космополитического" Антверпена запросто говорят на русском, как и на других языках, при этом наш язык "наиболее красивый, хотя и наиболее трудный".  

Наверное, это и неудивительно - со времен Петра между Россией и Бельгией всегда существовали хорошие торговые взаимоотношения, и Антверпен всегда считался важным портом для российской торговли. Сегодня Санкт-Петербург и его порт связаны с Антверпеном судоходными договорами как города-побратимы. Ежегодно в бельгийском порту швартуется свыше 1500 судов под российским флагом.

Бельгийцы считают Антверпен главными морскими воротами Европы. За четыре последних года интенсивность морских грузовых связей Бельгии и России особенно выросла, достигнув 4 млн. т в год. Помимо таких традиционных грузов, как нефть, уголь, металлы, удобрения, из России стали намного больше вывозить контейнерных грузов. По сравнению с 1999 г. экспорт контейнеров увеличился в 4 раза.

Но, видимо, мало считать себя морскими воротами, чтобы достигнуть такого грузооборота. "Почему у Антверпена такой успех?", - спрашивает сам себя господин Бурвених, и сам же отвечает: "Потому что здесь высоко развита сфера обслуживания". Корабли разгружаются и загружаются с применением самой современной техники. В полном распоряжении - все виды дополнительных услуг. "Но главное, - рассуждает портовый топ-менеджер, - самым современным оборудованием является человеческий фактор - ключ в повышении производительности труда". Докеры Антверпена - одни из самых производительных докеров мира. Вот, оказывается, и весь секрет: работящий человек плюс хорошая техника.

"Вначале, - делится Ян Бурвених (надо полагать, несколько столетий! - ред.), - портом Антверпен руководила администрация города. И только в 1997 г. антверпенские портовые власти стали Автономной муниципальной властью как юридическое лицо, чтобы управление портом стало более гибким, чтобы сделать более коротким путь принятия решений". Не поучителен ли для нас этот урок? В начале "перестройки" мы поторопились приватизировать все, что можно, включая гигантские пароходства и портовые комплексы. И знаем, к чему эта поспешность привела…

Доход порта Антверпен обеспечивается в основном портовыми пошлинами и арендой земли частными концессионерами. Опять же нам есть чему поучиться. До сих пор земля у нас мало что стоит, поэтому, скажем, петербургский бюджет от работы порта и мало что имеет. Большинство работающих в петербургском порту стивидорных компаний, с которых государству можно было бы взимать многочисленные налоги (самый значительный - налог на прибыль), зарегистрированы в офшорных зонах. Близок локоток - да не укусишь… Вместе с тем доходы порта Антверпен обеспечивают половину доходов города Антверпен (8% - Фландрии, 5% - Бельгии). Петербургского порта нет даже в десятке крупнейших налогоплательщиков города…

В заключении Ян Бурвених с гордостью доложил о нескольких крупных проектах фламандского порта. Так, в порту строится новый док для контейнеров. Бесшлюзовой док вытянется в длину на 5 км. Первая очередь вступит в строй в конце 2004 г.

Сегодня заканчивается строительство еще одного такого же крупного дока. Есть и проекты по углублению фарватера, чтобы в порт могли заходить корабли с большей осадкой.

Дата: 13.11.2003
Илона Янковская
"Петербургский строительный рынок" 10 (64)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!