Новое - незабытое старое

1 стр. из 1


Термитная сварка рельсовых стыков

Состав, способный при горении в считанные секунды развивать температуру плавления стали, может считаться классическим примером "двойных технологий" - изобретений и для созидания, и для разрушения. В СССР термитная смесь десятилетиями воспринималась как начинка авиабомб-"зажигалок", а не как способ сварки. Эта "мирная" ипостась термита была отработана за рубежом, и только сейчас термитная сварка вновь переживает второе рождение в России. Рассказывает генеральный директор ООО "Электро-Термит Санкт-Петербург" Владимир Дмитриевич ЛЕНКИН.

- Первые термитные смеси для сварки железнодорожных рельсов были созданы в Германии в начале ХХ века. Нам удалось завязать контакты с компанией, которая является мировым лидером в области термитной сварки - это компания ELEKTRO-THERMIT GmbH & Co KG. В России ее технологию представляет фирма "Электро-Термит Санкт-Петербург", целью деятельности которой является продвижение технологии  для сварки рельсовых стыков при строительстве и ремонте железнодорожных путей. Для этого мы организуем поставку оборудования, инструментов и  расходных компонентов, проводим обучение персонала и обеспечиваем  техническое сопровождение.

Способ достаточно прост. Концы рельсов в зоне стыка очищаются, выравниваются и создается зазор между ними на величину 24-26 мм. Вокруг стыка устанавливаются литейные формы, а сверху - тигель с термитной смесью. Перед началом работы осуществляется подогрев рельсов газовой горелкой. Затем термитная смесь поджигается - в результате химической  реакции получается термитная сталь, которая с температурой 25000 С выливается в зазор. Далее шов шлифуется и проводится его нормализация. Длительность процесса составляет около одного часа.

- Возможно ли изготовление технологического оборудования и расходных материалов в России?

- Вся цепочка оборудования и инструмента, необходимого для работы, насчитывает порядка 60 изделий. Мы создаем кооперацию местных предприятий, чтобы изделия, которые можно изготовить в России, создавались здесь - это позволит снизить стоимость без ущерба для качества. Сейчас при опытных сварках уже ведутся испытания российских комплектующих. Но сама термитная смесь является незаменимой частью всей технологии, поэтому мы ввозим ее из Германии. Также мы рекомендуем использовать немецкое газовое оборудование и устройство для снятия "прибыли" со шва.

- Каков опыт применения термитной сварки в мире и России?

- В мире накоплен многолетний опыт ее использования, в том числе на магистралях со скоростями до 300 км/ч. С помощью технологии наших немецких партнеров в мире ежегодно варится порядка миллиона стыков. В России термитная сварка внедрялась еще в 60-е годы, но путейцы пошли по пути контактной электросварки. Однако она не применима, например, в зонах стрелочных переводов и в тоннелях метрополитенов.

После необходимого комплекса испытаний алюминотермитная сварка по технологии SkV была разрешена к применению на путях железных дорог и в метро.

Впервые договор на сварку семидесяти опытных стыков с нами заключила Служба пути Московского метрополитена. Работы были начаты на подходах к депо на станции Выхино. Это участок, представляющий облегченные условия с точки зрения нагрузки: там отсутствует пассажирское движение. Однако мы ведем работу в условиях, соответствующих реальным работам в метрополитене: контактный рельс обесточивается лишь на два часа в сутки. Хотя в масштабах нашей страны 70 стыков, особенно на фоне всемирного миллиона, "капля в море", мы не хотим форсировать события: великие дела часто выполняются незаметным темпом. Сейчас речь идет скорее об адаптации  технологии для условий метро, т.е. закладке фундамента, на котором стены будут возведены быстро... В настоящее время  ведутся переговоры со службами пути ряда метрополитенов страны, и мы видим заинтересованность. Таким образом, пример Москвы будет распространяться в регионы.

- Какова экономика вопроса?

- Главным образом она определяется получаемым техническим эффектом. Мы создаем ровную поверхность катания, фактически ликвидируя наиболее проблемную зону - стык. Это снижает вибрационные колебания при движении колес по стыкам. Значительно снижается вибрация, передаваемая на верхнее строение пути,  конструкции тоннеля и  близлежащие здания и сооружения. Кроме этого, уменьшается  износ колес подвижного состава и  рельсов, тем самым продлевается их срок службы.

Также термитная сварка может использоваться для ремонта рельсов. Например, если обнаруживается дефект рельса в тоннеле, то его замена становится серьезной задачей. Наша же сварка с ремонтным зазором до 75 мм позволяет ликвидировать дефект без переукладки рельса в сжатые сроки, пользуясь коротким "окном" в движении.

- Вероятно, особую роль имеет "человеческий фактор" - культура технологии?

- Да, это наиболее важный момент. Не случайно работы в Московском метрополитене ведет бригада фирмы "Электро-Термит Санкт-Петербург", укомплектованная только инженерами. В дальнейшем они станут выполнять роль инструкторов при подготовке сварщиков-термистов. Подготовка будет осуществляться на  специальных курсах в центре дополнительного профобразования СПбГУПС и включает в себя проведение теоретических и практических занятий в соответствии с утвержденной в МПС программой обучения и методиками, которые написаны российскими специалистами, с учетом всех требований и специфики российских железных дорог.

Дата: 19.11.2003
по материалам редакции
"Федеральный строительный рынок" 7 (27)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!