Кольцевая автодорога вокруг Петербурга развяжет транспортный узел северо-запада

1 стр. из 1

Санкт-Петербург образно называют северо-западными воротами России. Находясь на пересечении международных транспортных коридоров "Север-Юг", "Запад-Восток", Паневропейский транспортный коридор № 9 и оставаясь морскими "воротами" в Европу, Петербург является крупнейшим транспортным узлом России. Добавьте к этому Ленинградскую область с ее "ожерельем" морских торговых портов на Балтийском побережье… Вместе с тем город на Неве остается, пожалуй, единственным в мире мегаполисом с населением более 4 млн. человек, у которого пока нет собственного автотранспортного обхода. Впрочем, ждать перемен Петербургу придется всего два года…

КОЛЬЦО ДЛЯ СЕВЕРНОЙ СТОЛИЦЫ

В соответствии с поручением Президента РФ ввод в строй восточного полукольца КАД - Санкт-Петербург, которое в обход Северной столицы соединит Выборгское и Московское шоссе, должен состояться в 2005 г. Чтобы транзитный транспорт получил возможность миновать крупнейший транспортный узел в скоростном режиме, а город, хотя бы частично избавившись от автомобильных пробок, смог действительно свободнее вздохнуть, необходимо заранее обеспечить пропускную способность городских проспектов и областных автотрасс, примыкающих к кольцевой автомобильной дороге.

Эти вопросы стали ключевыми в рабочей поездке первого заместителя министра транспорта РФ, руководителя Государственной службы дорожного хозяйства Игоря Слюняева, посетившего в сентябре Санкт-Петербург и Ленинградскую область. В областном Дорожном комитете Игорь Слюняев провел совещание, в котором приняли участие руководители Росавтодора, региональных дорожных служб и подрядных строительных организаций, обсудил с ними ряд актуальных проблем, принял доклады о ходе строительства основных объектов дорожного комплекса Северо-Западного Федерального округа. Первым вопросом повестки дня стало выполнение программы строительства транспортного обхода Петербурга.

ЭКСКУРС В ИСТОРИЮ

К сооружению КАД, которая была необходима "как воздух" и уже давно, в Северной столице приступили в конце 1990-х гг.

Автотрасса протяженностью 156 км (для сравнения: протяженность МКАД - 104 км),взяв Петербург "в кольцо" и выведя часть автотранспорта за черту города, значительно снизит нагрузку на улично-дорожную сеть, обеспечит полноценное функционирование 9-го интермодального транспортного коридора, свяжет все основные портовые, железнодорожные, воздушные и автотранспортные терминалы. По расчетам экологической экспертизы, с момента ввода в эксплуатацию транспортного обхода загрязнение окружающей среды на территории города сократится на 30-40%. С запада дорога обойдет город через Финский залив, по комплексу защитных сооружений от наводнений - пока еще недостроенной дамбе. В настоящее время речь идет о строительстве восточной части КАД.

Основные параметры строящегося автобана: 8 полос движения шириной 8х3,75 м и 5-метровой разделительной полосой, расчетная скорость движения транспорта - 120 км/ч. Для подключения к КАД - Санкт-Петербург улично-дорожной сети будет построено 10 транспортных развязок в разных уровнях. Размер санитарно-защитной зоны на различных участках колеблется от 50 до 1500 м. Предусмотрена установка шумозащитных экранов, посадка зеленых насаждений и так далее.

Восточное полукольцо обеспечит связь южных районов города и федеральной трассы "Россия" (Москвское шоссе) с северными районами и федеральными дорогами "Кола" (Мурманское шоссе) и "Скандинавия" (Выборгское шоссе). В 1998 г. строительные работы развернулись на первом участке магистрали - от ж/д станции "Горская" на побережье Финского залива до Приозерского шоссе и далее - к пересечению с проспектом Культуры.

КАД: ДЕНЬ СЕГОДНЯШНИЙ

За истекший период фактически введено в строй более 33 км. кольцевой автотрассы вокруг Северной столицы. Об этом сообщил на совещании в областном Доркомитете директор ГУ "Дирекция по строительству транспортного обхода Санкт-Петербурга" Егор Тратников. Эксплуатацию готового участка ведет Главное управление федеральных автодорог "Северо-Запад"

им. Н. В. Смирнова (ГУ "Севзапуправтодор"). Работа в 2001-2003 гг. по состоянию на 1 сентября текущего года выполнена в объеме 14 млрд. руб. На протяжении последних трех лет перебои в финансировании объекта практически не возникали.

Егор Тратников подчеркнул, что прошло то время, когда подрядчики начинали свою трудовую деятельность на КАД. Проведение открытых торгов и временная приостановка работ дали возможность прийти на стройплощадку опытным и профессионально подготовленным строителям, умелым организаторам. Сегодня на объекте работают 16 генеральных подрядчиков, 2 генпод-рядных проектных организации - и "слабых среди них нет".

За счет экономии проектных решений и снижения стоимости строительства по результатам конкурсных торгов планируется дополнительно ввести в эксплуатацию объемы II очереди: развязку на пересечении с пр. Энгельса, развязку в районе пос. Мурино и, что особенно важно для безопасности и комфортности на трассе, автоматизированную систему управления дорожным движением (АСУ ДД).

Первоначально на 65 километрах восточного полукольца КАД - Санкт-Петербург предполагалось разместить 19 постов ГАИ (ГИБДД). К счастью для автомобилистов и грузоперевозчиков, их будет в несколько раз меньше… Иначе на скоростной трассе водителям пришлось бы "через каждые три километра встречать знак, ограничивающий скорость, и весь комплекс профилактических мер". Как отметил Игорь Слюняев, согласованный вариант предполагает размещение 5 постов ГИБДД, однако "и этого много: нужно осваивать современные методы дистанционного контроля, позволяющие, как, например, в Германии, контролировать движущиеся автомобили по 12 параметрам, а не ставить инспектора с жезлом на каждом съезде с кольцевой автомагистрали". Тем более что АСУ ДД была заложена в проект.

Сейчас идет подготовка к строительству развязки в районе Ржевка-Пороховые. Эстакада под острым углом пересечет существующие и перспективные ж/д пути, реку Лубья и практически параллельно пройдет над платформой ж/д станции "Ржевка". Ввод объекта позволит улучшить транспортное сообщение между районами города и проходящей по территории Ленобласти легендарной, известной далеко за пределами нашей страны, трассой "Дорога жизни", которая и сегодня является одной из основных территориальных автодорог к городу на Неве. Ввод объекта позволит также решить ряд проблем по подходам к Ладожскому железнодорожному вокзалу.

Среди объектов восточного полукольца транспортного обхода отдельного внимания заслуживает вантовый мост, который соединит берега Невы на участке в районе Обухово. Вантовый мост - уникальное сооружение даже для Петербурга, который славится великолепием своих мостов, самыми различными их системами и конструкциями. Протяженность моста - около 1 км, а высота руслового пролета над поверхностью Невы рассчитана на свободный пропуск по реке крупных судов. Он станет первым в России вантовым мостом такой длины и самым высоким мостовым сооружением города.

В начале сентября 2003 г. были смонтированы первые ванты, и первый пролет выдвинулся над руслом реки.
Перед строителями КАД поставлена задача - сдать в эксплуатацию и обеспечить возможность открыть движение транспорта на участке от Московского шоссе до правобережной развязки мостового перехода через Неву, включая вантовый мост, не позднее ноября 2004 г.

СТРОЙКА ФЕДЕРАЛЬНОГО УРОВНЯ

"Главное, что удалось сделать за два с половиной года по строительству восточного полукольца КАД - Санкт-Петербург, - подвел итоги Первый замминистра транспорта Игорь Слюняев, - это определить срок ввода объекта в эксплуатацию, который решением Президента России, распоряжением Правительства РФ и федеральной дорожной администрации назначен на 2005 г.".

Во-вторых, утвержден инженерный проект, проведены конкурсные торги и на всех участках КАД развернуты работы. На сегодняшний день объект находится в правовом поле, в строгом соответствии с федеральным законодательством и Указом Президента РФ "О поставках для федеральных государственных нужд по борьбе с коррупцией".

В 2003 г. на строительство КАД - Санкт-Петербург федеральным бюджетом отпущено 5 млрд. руб. Вероятно, до конца года дополнительно поступит и будет освоено еще 2 млрд. руб. На 2004 г. объем федерального финансирования аналогичный - 5-7 млрд. руб., хотя реальная потребность оценивается на уровне 10 млрд. руб. За прошедшее время благодаря проведению торгов, позволивших точно определить сметную стоимость строящегося объекта, удалось сэкономить около $1 млрд. средств федеральной казны.

Правительство Российской Федерации приняло предложение Минтранса России, согласованное с заинтересованными министерствами и ведомствами, и заключило соглашение с Европейским банком реконструкции и развития о займе для финансирования проекта "Строительство участков первой очереди транспортного обхода Санкт-Петербурга и автодороги "Чита - Хабаровск". Общая сумма второго займа, который является самым большим займом "в одни руки" за всю историю Европейского банка, составляет $290 млн. Таким образом, "у России и у дорожной отрасли возникла хорошая кредитная история", - отметил Игорь Слюняев.

Из средств второго займа $100 млн. предназначено для финансирования работ по участкам, которые являются одними из ключевых для ввода в эксплуатацию первой очереди КАД - Санкт-Петербург. Второй компонент займа направляется на строительство участков первой очереди федеральной автомобильной дороги оборонного значения "Чита - Хабаровск". Автодорога является важной составной частью транспортного коридора "Восток - Запад" и имеет принципиальное значение для экономического развития всего Дальневосточного региона.

Можно напомнить, что первый займ ЕБРР был получен в 2002 г. в объеме $229 млн.: $100 млн. на строительство транспортного обхода вокруг Петербурга и $129 млн. на производство работ по трассе "Чита - Хабаровск".

Кроме того, по словам Игоря Слюняева, в 2004 г. дорожный комплекс города на Неве может рассчитывать на получение более 3 млрд. руб. в виде субсидий, субвенций федерального бюджета. Вопрос обсуждался с администрацией Петербурга в рамках подготовки проекта бюджета на будущий год. Средства пойдут на выполнение работ по приведению в нормативное состояние улично-дорожной сети, строительство и реконструкцию подъездов и съездов КАД.

К слову сказать, в беседе с журналистами Игорь Слюняев, отвечая на вопрос о финансовых перспективах дорожной отрасли России в 2004 г., сообщил: "Если принять тот счет, которым руководствуется Минфин, то мы выходим на объем финансирования 210 млрд. руб. Начиная с 2000 г. мы идем по пути совершенствования системы финансирования дорожного хозяйства (с иронией - ком. ред.). И каждый год такое совершенствование влечет за собой потери от 40 до 80 млрд. руб. для дорожной отрасли.

В соответствии с поручением Президента РФ мы сейчас готовим национальную программу развития российских дорог до 2025 г. Красной линией в этой программе будут проходить вопросы финансирования дорожного сектора. В том числе - изменение налоговой базы отрасли".

ВСЕ ДОРОГИ ВЕДУТ… К КОЛЬЦЕВОЙ

Программа подключения улично-дорожной сети к КАД реализуется на паритетных условиях - 50/50 - путем субвенций и субсидий федерального бюджета, выделяемых Петербургу и за счет средств городской казны. По словам председателя Комитета по благоустройству и дорожному хозяйству Санкт-Петербурга Владимира Дедюхина, подходами к Кольцевой администрация города совместно с Минтрансом и Росавтодором занимаются с конца 2000 - начала 2001 гг. За это время выполнены работы на Выборгском шоссе, пр. Энгельса, пр. Культуры, Шафировском пр. и так далее.

На будущий год работы по подключению городской улично-дорожной сети к КАД будут усилены. В частности, продолжаются работы на Московском шоссе (автодорога "Россия"), идет строительство путепровода с 6-километровыми развязками. В прошлом году было пущено движение по одной части путепровода. Полностью сдать путепровод в эксплуатацию планируется в ноябре 2003 г.

В августе текущего года открылось движение по Октябрьской наб., на участке от Володарского моста до пр. Большевиков. Сейчас работы разворачиваются на следующем участке: от пр. Большевиков и до непосредственного выхода на кольцевую магистраль. Ввод объекта - 2004 г.

В восточной части города идет работа по приведению в порядок улично-дорожной сети. Отремонтировано Рябовское ш., Ириновский пр. и пр. Косыгина. В октябре в створе пр. Косыгина начнется сооружение Колтушского путепровода, который пройдет через ж/д пути и соединит город с КАД. Развернулись работы по сооружению развязки на Дунайском пр. Благодаря строительству в районе Шафировского и Индустриального проспектов и сооружению транспортных развязок сможет функционировать внутренняя дуговая магистраль.

Исторически сформировавшаяся сеть автомобильных дорог Ленинградской области по начертанию представляет радиально-кольцевую систему с центром в Санкт-Петербурге, к которому подходит 13 радиальных федеральных и территориальных дорог. Основу составляют федеральные автотрассы: "Скандинавия", "Кола", "С.Петербург - Псков", "Нарва", "Россия", Киевское шоссе. Роль входных магистралей к Северной столице также выполняют областные дороги: "С.Петербург - Парголово - Огоньки" с выходом на трассу "Скандинавия", "С.-Петербург - Сортовала" и "С.-Петербург - Матокса" с выходом на Карелию, "С.-Петербург - Дорога Жизни", "С.-Петербург - Колтуши", "С.-Петербург - Всеволожск", "С.-Петербург - Петрокрепость" с выходом на автотрассу "Кола" и "С.-Петербург - Первое мая".

КАД - Санкт-Петербург станет объединяющим элементом транспортной системы региона и соединит все основные магистрали, выходящие из города в направлении Хельсинки, Мурманска, Москвы, Киева и Таллинна. Кольцевая позволит не только вывести из городской черты весь транзит, но и рационально распределить транспортные потоки на подходах к городу. "Однако в виду отсутствия кольцевой и значительно возросших за последние годы объемов транспортных потоков, дороги работают на пределе пропускной способности", - подчеркнул председатель Дорожного комитета Ленинградской обл. Василий Соколов.

Без строительства кольцевой город на Неве через несколько лет превратится в "сплошную пробку", а с вводом КАД, но без реконструкции подъездных дорог, "в городе будет свободно и уже на подходах - "сплошные пробки". Для эффективного подключения входных магистралей к транспортному обходу Северной столицы необходимо построить и реконструировать около 53 км автодорог. Объем инвестиций составит 2,8 млрд. руб.

В 2001 г. с целью обеспечить прямой выход на трассу "Скандинавия", которая входит в состав 9-го Паневропейского транспортного коридора, началась реконструкция дороги "С.-Петербург - Парголово - Огоньки". На сегодня введено в строй 10 км маршрута и до соединения со "Скандинавией" остается 5 км, которые будут пройдены в 2004 г. В текущем году на средства федерального бюджета реконструировано 2 моста через реки Тосна и Мга на автодороге "С.-Петербург - Петрокрепость", которая дублирует федеральную трассу "Кола". Подводя итоги обсуждения, Игорь Слюняев отметил, что ввод наиболее капиталоемких объектов, связанных с КАД, необходимо обеспечить в более ранние сроки. Максимум - до 2005 г.

ДОРОГИ К ЭКОНОМИЧЕСКОМУ ПРОЦВЕТАНИЮ

В ходе поездки первый замминистра транспорта также обсудил ход работ по строительству обходов областных городов Выборга и Луги, принял участие в открытии реконструированного участка федеральной автодороги "Кола".

Игорь Слюняев подчеркнул, что автомобильные дороги Северо-Запада имеют принципиальное значение для государства Российского. Они, как и портовая инфраструктура, воздушные и внутренние водные пути, входят в составе 9-го Паневропейского транспортного коридора, и 25% экспортно-импортных грузов, идущих в Россию, проходят именно через северо-западные ворота страны. Автодороги, порты, аэропорты, погранпереходы и автомобильные пропускные пункты - все это "каналы" поступления средств в экономику. Не случайно "локомотивом" любой национальной экономики являются именно объекты инфраструктуры и транспорта.

Дата: 19.11.2003
Дмитрий Митропольский
"СтройПРОФИль" 7 (29)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!