ООО "Тоннельный отряд-4".Микротоннелирование: малое становится великим

1 стр. из 1

Наш собеседник, Почетный строитель России Николай Алексеевич ЗУБОВ, работает в системе Метростроя с 1969 г. Прошел от арматурщика до начальника тоннельного отряда. С 1998 г. возглавил ЗАО "Железобетонные конструкции и детали", обеспечивающее поставку специализированной железобетонной обделки для микротоннелей. На базе этого предприятия был создан "Тоннельный отряд-4" -  подразделение, специализирующееся на выполнении строительно-монтажных работ, реконструкции и капремонте зданий и сооружений, объектов метростроения и метрополитена, строительстве и реконструкции подземных инженерных и транспортных коммуникаций.

Одно из наиболее перспективных направлений деятельности "Тоннельного отряда-4" - развитие микротоннелирования. Вместе с приобретением соответствующего оборудования, освоением технологий микротоннелирования и производством обделки, в системе петербургского "Метростроя" возник законченный технологический комплекс, позволяющий вести реализацию особо ответственных объектов по микротоннелированию. О перспективах этого нового вида работ в Петербурге рассказывает наш собеседник, руководитель "Тоннельного отряда № 4" и ЗАО "ЖБКиД" Николай Алексеевич Зубов.

- Наше предприятие на 90 процентов состоит из бывших метростроевцев. Сам я большую часть своего трудового пути прошел в "Тоннельном отряде № 3". Когда объемы строительства метро резко упали, многим предприятиям "Метростроя" пришлось менять профиль деятельности. Одним из дополнительных направлений нашей деятельности оказалось микротоннелирование. Эта технология позволяет прокладывать подземные коммуникации без вскрывания поверхности. Особенно это важно в районах плотной застройки, или в местности, пересеченной транспортными и иными коммуникациями. Вообще новое - это забытое старое. Если посмотреть в историю отечественных разработок, в первую очередь военного назначения, то мы найдем аналогичные технологии - военные называли эту систему "подземная лодка". Но закрытость тематики не позволила, в конечном счете, реализовать ее для нужд народного хозяйства. В результате за границей соответствующие системы были созданы, снабжены автоматикой... Таким образом, сейчас по соответствующей позиции мы отстаем лет на 10.

Но сейчас данные системы начинают активно развиваться. Насколько мне известно, наладить выпуск такой техники пытается Опытный завод в Москве, но отечественного образца на рынке пока не представлено. Впрочем, ситуацию с закупкой импортного оборудования облегчает порядок приобретения на условиях лизинга. Мы остановились на немецком щите компании "Херренкнехт". Вначале оборудование было нами арендовано, теперь мы выкупаем его, причем в стоимости оборудования учтена величина арендной платы. Все рабочие вопросы - такие, как ремонт, поставка запчастей, решаются очень оперативно. Мне известно, что импортные щиты для микротоннелирования покупает Москва, Нижний Новгород, Омск. Пусть и небольшими темпами, но распространение этой техники в России продолжается. Правда, не такими темпами, как, например, буронабивные сваи... Но думаю, что интерес к этой технике будет расти из-за огромного количества инженерных сетей, подлежащих ремонту.

- Чем еще может быть полезно микротоннелирование, кроме "щадящей" технологии по отношению к земной поверхности?

- Она позволяет существенно уменьшить экологическую нагрузку на акваторию рек, каналов. Сейчас и внутрироссийские, и международные требования по экологии возрастают. Сейчас во многих городах необходимо канализовать стоки жилых кварталов и промышленных предприятий, которые во многих регионах осуществляются прямо в реки и озера.

Большие требования предъявляются к тем рекам, из которых ведется водозабор. Например, это Волга, Нева, в Омске - река Омь. Прокладка традиционного дюкера приводит к взбаламучиванию воды, вниз по течению уходит огромное количество песчаной и илистой взвеси. Если же прокладка коммуникаций осуществляется способом микротоннелирования, то от всего этого обитатели реки, а также специалисты местных "Водоканалов", избавлены. Если же речь идет о прокладке нефте- и продуктопроводов, то микротоннелирование является практически наилучшим решением. Последствия разрыва трубопровода в результате повреждения могут оказаться катастрофическими. Не случайно один из наших ответственных заказов - работа на подряде у компании "Транснефть", проходка микротоннеля под Невой для трубопровода БТС. Надеюсь, что в ближайшее время начнем сотрудничество с компанией "Транснефтепродукт", которая планирует провести трубопровод для светлых нефтепродуктов. На очереди и развитие системы газопроводов.

- Каким образом готовятся кадры для такого оборудования?

- Управление комплексом осуществляется из контейнера управления, которое находится на дневной поверхности. Присутствие людей непосредственно на щите во время проходки не предусматривается. Самое ответственное место - это оператор комплекса. Этот специалист должен владеть ЭВМ, иметь высшее образование. Наших операторов мы отправляли на обучение в Германию, где они прошли обучение на фирме. Но базовые знания они приобретали в наших вузах - а каждый горняк с высшим образованием должен знать, что такое геология, режимы проходки. Есть множество тонкостей, которым не научиться по книжке. А что касается вспомогательных работ, таких как монтаж пульпопроводов, помп, вспомогательного оборудования, то они не требуют особо высокой квалификации.

- Насколько известно, в подземном строительстве особое требование предъявляется к железобетонным изделиями - элементам обделки. Каким образом решается эта проблема?  

- Наш проект производства железобетонных раструбных труб и железобетонных труб для микротуннелирования был запущен в 1996 г. Через год мы приступили к изготовлению железобетонных конструкций с применением полуавтоматической установки VIHY Multiflex (датской компании Pedershaab A/S), которая позволяет выпускать как трубы продавливания, так и футерованные и нефутерованные раструбные трубы. Они могут использоваться для укладки под железнодорожными насыпями, автодорогами, на улицах городов и населенных пунктов. Диапазон применения практически не ограничен. Продукция пользуется спросом не только в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, но и в регионах России. Интерес к нашей продукции проявляют зарубежные партнеры, в частности прибалты. Недавно продукцию отправляли в Омск! С одной стороны, приятно, но хочется больше работать в Петербурге.

- А реально ли продолжение работ на "большом" метро?

- Надеюсь, что если будет "распечатан" Фрунзенский диаметр, то наш завод окажется снова загружен заказом метростроения на 100 %: тогда мы вновь вернемся к круглосуточной работе в три смены. Потому что объем ЖБИ, по сегодняшним временам, потребуется большой.

- Может быть, упростить метро до проектов типа "монорельса"?

- На мой взгляд, пока эти проекты не отработаны. Они проталкиваются волевым решением, но также - волевым решением - проблемы транспорта могут быть решены за счет метрополитена.

Дата: 20.11.2003
по материалам редакции
"Федеральный строительный рынок" 7 (27)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!