Рынок запасных частей строительных машин

1 стр. из 1

Такой огромный парк машин, притом столь изношенный, естественно, требует рациональной организации высокоиндустриальной системы ремонта и технического обслуживания, поскольку эффективность использования строительной техники в значительной степени зависит от ее обеспечения запасными частями. Очевидно, что между спросом на машины и спросом на запасные части и техническое обслуживание существует взаимосвязь: спрос на запасные части зависит от спроса на строительные машины, а спрос на строительные машины зависит от уровня их обеспечения запасными частями. По приведенным выше причинам рынок запасных частей - один из наиболее перспективных и прибыльных сегментов не только рынка сервисного обслуживания строительных машин, но и российского рынка промышленной продукции в целом. По экспертным оценкам стоимостной объем этого рынка составляет приблизительно 25% от объема рынка строительных машин. При этом потенциальная емкость рынка запасных частей к строительной технике больше, чем его реальная емкость. Поэтому этот рынок представляется весьма значительным и перспективным. Структура и спрос рынка запасных частей строительных машин и механизмов определяется, кроме, естественно, условий эксплуатации, следующими факторами: • финансовым состоянием строительных организаций; • удельным весом машин импортного производства; • сроком эксплуатации соответствующих машин. В настоящее время в строительном комплексе функционирует около 150 тыс. организаций и выполненный объем работ по договорам строительного подряда в 2000 г. составил 530,3 млрд. руб., что составляет 111,5% к уровню 1999 г. В региональном разрезе насыщенность строительной техникой выглядит весьма контрастно. Более 50% всех имеющихся в строительном комплексе механизмов сосредоточено в 15 субъектах Российской Федерации. Менее 1% техники имеют 43 региона. Показатель обеспеченности техникой в среднем по России на одного строителя сильно различается по отдельным территориям. Наибольший уровень оснащенности в Курской и Мурманской областях. К среднему показателю близки Свердловская, Ленинградская, Кемеровская области, Чувашская республика и Москва. В 90-е гг. в условиях неплатежеспособности заказчиков строительные организации были вынуждены направлять средства на удовлетворение своих текущих потребностей. Поэтому строительным организациям трудно решать проблему обновления парка строительных машин за счет собственных средств. Однако в последнее время произошли позитивные изменения: прибыль строительных организаций в 2000 г. составила 175% к уровню 1999 г. Это нашло свое отражение в росте производства строительной техники отечественными предприятиями-производителями. За 2000 г. было произведено: кранов на автомобильном ходу - 2 252 штуки (178,6% к 1999 г.), погрузчиков строительных - 2 299 штук (118,9%), экскаваторов - 3 303 штуки (127,1%), бульдозеров - 3 029 штук (124,5%). В последние годы структура парка строительных машин достаточно стабильна, отмечается только некоторый рост доли передвижных кранов. Кроме количественного роста в отечественном производстве строительной техники происходят и качественные изменения. В настоящее время в России реализуется программа структурной перестройки парка строительных машин и выпуска современного механизированного инструмента с привлечением научно-технического и производственного потенциала конверсионных предприятий. В последнее время на рынке появилась новая российская техника - самомонтирующиеся башенные краны для малоэтажного строительства, малые гусеничные экскаваторы, малые универсальные погрузчики с бортовым поворотом (по типу погрузчиков фирмы «Бобкет»), освоено производство экскаваторов-планировщиков на автомобильном шасси, выпускаются фронтальные погрузчики с телескопической стрелой, освоен выпуск ряда автогидроподъемников с высотой подъема до 70 м и т. д. В парке строительных машин заметна доля техники иностранного производства, которая для скреперов и кранов на гусеничном ходу составляет более 30%. Рынок иностранной строительной техники достаточно объемный и стабильный, причем поставляются не только новые машины, но и бывшие в употреблении. Это создает устойчивую базу для поставки запчастей к соответствующей технике и как развития импорта запасных частей из-за рубежа, так и производства их отечественных аналогов. Касаясь ближайших перспектив, можно констатировать, что некоторое оживление инвестиционной активности потребителей строительной продукции, рост прибыли строительных организаций и рост конкурентоспособности отечественной техники по критерию «цена-качество» приведет к некоторому сокращению доли строительной техники иностранного производства на российском рынке. Однако несмотря на позитивные изменения изношенность парка строительных машин остается на критическом уровне. По состоянию на конец 2000 г. в имеющемся в стране парке удельный вес машин с истекшим сроком службы составил: для экскаваторов - 42,5%, для бульдозеров - 51,4%, для скреперов - 55,7%, для передвижных кранов — 50,7%. Срок службы строительных машин, находящихся в эксплуатации, достаточно сильно отличается по регионам, что в сочетании с наличием в регионе соответствующей техники оказывает определяющее влияние на емкость регионального рынка запасных частей для строительных машин. В настоящее время в области ремонта строительной техники накоплен и определенный положительный опыт работы. Появились организации, освоившие новые, перспективные виды ремонта техники, лизинговую форму обновления парка строительной техники, расширения аренды и проката машин, выполнение ген-подрядных работ трестами механизации, выполнение технического обслуживания и ремонта строительной техники заводами-изготовителями. Большое распространение получила тенденция (как в России, так и за рубежом), при которой фирмы-производители осуществляют послепродажное обслуживание и снабжение покупателей и арендаторов своей техники запасными частями. Фирмы-производители стремятся к тому, чтобы хорошо отлаженная система технического обслуживания и поставок запасных частей увеличивала вероятность того, что последние будут приобретены у них или их дилеров, а не у третьей стороны. Развивается и такое направление, как использование в качестве запасных частей импортных узлов и агрегатов, что повышает технико-экономические показатели машин, и в первую очередь - их надежность. Одна из современных тенденций на рассматриваемом рынке - растущее использование сети Интернет. Так, например, в США до 50% потенциальных покупателей обращается к данному источнику информации при закупке запчастей к строительной технике.

Дата: 12.11.2001
А. Рикошинский, ведущий научный сотрудник ОАО «Иткор»
"СтройПРОФИль" №6
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!