|
|||||
1 стр. из 1 Побывав на Валааме даже единожды, забыть его невозможно. Есть у этой древней земли необъяснимое притяжение. Архипелаг, восставший из морских глубин миллиарды лет назад, словно явился на белый свет как пристанище для людей, стремящихся к уединению. Здесь, вдали от мирской суеты, будто открывается дверца вверх - к Богу. Отсюда слышнее молитва, обращенная ко Всевышнему. С незапамятных времен существовала на Валааме христианская монашеская обитель. Много испытаний выпало на ее долю. Не раз монастырь разорялся шведами. От их рук гибли и православные святыни, и иноки. Но снова и снова возвращалась братия на пепелища, и разливался над ладожскими водами колокольный звон… Знавал монастырь и пору расцвета. В средние века был он мощным религиозным центром, объединял северные земли. А к ХVIII-XIX вв. Валаамская обитель стала одной из главных православных святынь земли русской. И сияла бы сейчас она на весь мир, если бы не обрушилась очередная беда. В Зимнюю войну остров Валаам бомбили советские самолеты. Храм чудом уцелел, а соседние монастырские постройки пострадали. Спасаясь от гонений советской власти, монашеская братия в 1940 г. ушла в Финляндию, вывезя почти все иконы, архивы и церковную утварь. А на святую землю Валаамского архипелага впервые за тысячелетнюю историю существования там монастыря ступило светское население. Причем - самая неблагополучная его часть. На остров свозили инвалидов и душевнобольных, заселяли их в кельи. Спасо-Преображенский собор - краса и гордость монастыря - был разграблен. В его нижнем храме устроили клуб. Пострадали и скиты. В Воскресенском (Красном) скиту разместилась турбаза. Поездки на Валаам по профсоюзным путевкам стали разновидностью развлечений. Туристы довершили уничтожение монастыря. Этот вандализм закончился только в конце 80-х годов, когда на острова вернулась братия. Монастырь начали реставрировать. В первую очередь надо было воссоздать Спасо-Преображенский собор, имеющий два храма: нижний - во имя основателей монастыря преподобных Сергия и Германа и верхний - во имя Преображения Господня. Вся живопись в нижнем храме была закрашена синей краской. Как говорят теперь художники-реставраторы, эту краску можно было смыть, росписи открыть и воссоздать. Но эта кропотливая работа требовала денег и времени. А в те годы не было ни того, ни другого. К тому же торопились: надо было начинать служить. Поэтому стены и своды нижнего храма очистили от краски, а потом просто побелили. Настенные росписи, создававшиеся монахами в конце XIX в., погибли навсегда. С верхним храмом, где живопись большей частью сохранилась, произошла другая, не менее печальная история. Храм многие десятилетия в период советской власти простоял открытый всем ветрам и дождям - без окон, с прохудившейся кровлей. Зимой он промерзал, стены покрывались ледяной коркой, а весной - оттаивал. От этого живопись, штукатурка и даже кирпичная кладка сильно пострадали. Несколько лет ушло только на то, чтобы просто вывести собор из аварийного состояния. В обоих храмах стоял туман, на полу была вода. Начали с того, что отремонтировали печи, стали топить. Просушили стены, выровняли температуру. - Впервые средства на реставрацию были выделены в 1999 году - в рамках федеральной целевой программы "Культура России (2001-2005 гг.)", - рассказывает эконом Спасо-Преображенского Валаамского мужского монастыря инок Евгений. - И хотя тогда поступило всего 500 тыс. руб., это позволило начать наружные фасадные работы. Привлекались и средства обители, полученные от деятельности паломнической службы, а также пожертвования спонсоров и благотворителей. Денег все же было недостаточно, и монастырь испытывал большие трудности. Братии было мало, привлекали наемных рабочих. В 2001 г. реставрация фасадов была завершена, всего было потрачено около 9 млн. руб. Работы выполнила с очень высоким качеством петербургская фирма "Пикалов и сын". В верхнем храме во имя Преображения Господня реставрация ведется наиболее продуктивно с прошлого года. Дело пошло на лад после того, как в мае 2002 г. был создан Попечительский совет во главе со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II. В совет вошли государственные деятели, известные политики, бизнесмены. Был принят бюджет, и открылось финансирование. Уже два года подряд на реставрацию монастыря выделяют по 34 млн. руб. Идет восстановление монументальной живописи на стенах и сводах верхнего храма. Здесь почти 5 тыс. кв. м росписей. Однако многие участки штукатурки с нанесенной на нее живописью были утрачены. Реставраторы стремятся восстановить росписи в их историческом облике, чтобы они не отличались от тех фрагментов, которые сохранились. Сложность в том, что ощущается нехватка материалов по многим сюжетам росписей. Слава Богу, что подобрался коллектив высококвалифицированных художников-реставраторов из Московского межобластного художественного управления и из Санкт-Петербурга. Фирма "Пикалов и сын" занимается восстановлением штукатурного слоя интерьеров верхнего храма и разрушенной кирпичной кладки собора. Питерские реставраторы работают в соборе с весны до осени уже много лет под руководством Евгения Большакова, художника-реставратора I категории. Москвичи приезжают летом на два-три месяца большим коллективом. Руководит ими Владимир Марковин, художник-реставратор высшей категории. Нынешним летом продолжалась реставрация сохранившихся росписей и воссоздание полностью утраченных в алтарной части верхнего, наиболее торжественного храма. Высота его вместе с куполом достигает 35 метров. Стены и своды раньше были сплошь украшены росписями. Сейчас же на стенах порой даже невозможно разглядеть, какое изображение там было. Но художникам иногда удается в почти осыпавшейся картине увидеть святой лик, угадать фигуру… - Мы стараемся воссоздать монументальную живопись в ее первоначальном виде, - говорит художник-реставратор из Санкт-Петербурга, кандидат искусствоведческих наук Светлана Большакова, написавшая диссертацию по иконам и настенным росписям Валаамского Спасо-Преображенского монастыря. - В Финляндии в Ново-Валаамском монастыре есть фотографии интерьеров собора, вывезенные монахами в 1940 г. В основном это - общие виды, снятые с разных точек. Мы сделали копии их. И теперь, чтобы распознать, где какая композиция находилась, мы закладываем фотоснимки в компьютер и увеличиваем нужные фрагменты. Так мы восстановили несколько росписей: "Сошествие во ад", "Богородица всех скорбящих радость", "Покрова Богородицы", "Бегство в Египет"... Помог нам и документ, в котором перечислены названия всех композиций, находившихся в соборе. К сожалению, в нем нет их описаний. И если та или иная композиция не сохранилась в настенных росписях хотя бы в общих чертах, то мы ориентируемся на образцы, найденные в архиве. Там хранятся черно-белые фотографии ХIХ в. из мастерской художников Валаамского монастыря, которые расписывали собор. Эти фотографии художники хранили как образцы. Вот основную часть этих фондов мы и перефотографировали. Некоторые росписи достаточно известные, и можно найти их цветной аналог. Например, "Христос в темнице". Раньше такая картина была в Казанском соборе, потом ее перевезли на реставрацию в Москву. Там ее нашли московские художники и взяли за основу. Композиция "Василий Великий священнодействующий" тоже была написана с картины, которая находится в Казанском соборе. Но больше все-таки черно-белых образцов, и нам приходится ориентироваться на общее колористическое решение, которое есть в храме. У нас на лесах постоянно лежит папка с фотографиями, и ею пользуются не только петербургские, но и московские реставраторы. Если роспись полностью утрачена, подходят и спрашивают, кто здесь был, какой святой, что писать? Но в четверике утраченных композиций больше, чем в алтарной части. Поэтому в дальнейшем могут использоваться те образцы, которые мы нашли в архиве Ново-Валаамского монастыря. Одна из самых трудных задач - восстановление резного золоченого пятиярусного иконостаса. Многие детали его утрачены, а имеющиеся фотографии не дают четкого изображения рельефа резьбы, так как были сняты издали. Иконостас восстанавливают резчики из петербургской фирмы "Старая усадьба". Реставрацию верхнего храма планируется завершить в 2005 г. Поскольку он не отапливается, работы ведутся с мая по ноябрь, пока это допустимо погодными условиями. Идет реставрация и в скитах. Всего их - 13, из них 5 - действующие. Монашеская жизнь полностью восстановлена в скитах Всех Святых, Никольском, Гефсиманском, Иоанна Предтечи и на Святом острове. В ближайшее время и другие будут готовы к заселению. Правда, еще не во всех скитах восстановлены храмы. В центральной усадьбе монастыря идет также реставрация жилых корпусов внешнего и внутреннего каре. Здесь ведутся фасадные работы, восстанавливаются части зданий, обрушенных во время войны. В советское время исторический вид зданий был изменен, отчего они теперь проигрывают по внешнему убранству. По старым фотографиям воссоздается то, что было раньше. Надзор за проведением работ ведет федеральный архитектор-координатор Министерства культуры РФ по реставрации памятников о. Валаам, о. Кижи Владимир Рахманов. Большую помощь оказало острову Валаам Министерство окружающей среды Финляндии, которое совместно с петербургским "Водоканалом" реализовало программу по обустройству внешних и внутренних водопроводных и канализационных сетей по всей территории монастыря. Поскольку вода в Ладожском озере уже не соответствует санитарным нормам, на острове были пробурены артезианские скважины. Построены и очистные сооружения. В честь окончания работ установлен памятный поклонный крест. Дата: 20.11.2003 Ольга Лоскутова "Федеральный строительный рынок" 7 (27)
«« назад Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации! |
|||||