Коррозия металлических оболочек силовых кабельных линий напряжением 6-10-35 кВ в кабельной сети Ленэнерго

1 стр. из 1

Кабельная сеть Ленэнерго - старейшее и крупнейшее электросетевое предприятие России. В эксплуатации и обслуживании Кабельной сети Ленэнерго находится свыше 15 тыс. км кабельных линий 0,38-6-10-35-110-220 кВ.

Анализ повреждаемости КЛ 6-10-35 кВ показывает, что основными причинами повреждений являются (от общего числа повреждений):
 -  механические (прямые и предшествующие) - 27%;
 -  дефекты монтажа кабельной арматуры - 11%;
 -  коррозия металлических оболочек кабелей - 12%;
 -  местные заводские дефекты изготовления кабелей - 7%;
 -  старение изоляции кабелей - 4%;
 -  прочие.
 
Повреждения из-за поражения коррозией металлических оболочек кабелей (свинцовых или алюминиевых) носят не локальный характер, а распространяются по длине кабеля на десятки, а иногда сотни метров; объемы ремонтов на таких КЛ значительные.

Высокая коррозионная повреждаемость обусловлена тем, что повсеместно на территории Санкт-Петербурга почва с повышенной влажностью содержит агрессивные компоненты (NO3, SO4, CI и органические вещества), у нее высокий уровень блуждающих токов, генерируемых в зонах расположения промышленных предприятий и линий электрофицированного рельсового транспорта. Коррозионная активность грунтов по такому показателю, как pH (Гост 9.602-89), показывает, что в городе очень много коррозионно опасных зон по грунтам (pH 4,3 и менее или 9,2 и выше до 12,2).

По своим видам коррозия подразделяется на почвенную, от блуждающих токов (часто они сопутствуют друг другу), и чисто химическую коррозию, так называемую фенольную.

Фенольной коррозии подвержены те кабели, у которых защитные покровы обрабатывались продуктами каменно-угольной смолы. Сейчас подобные случаи встречаются крайне редко, поскольку такая пропитка давно прекращена (последние, по одному в год были в 1994, 1997 и 1998 гг.).

Способствует коррозии и то, что коммунальные службы убирают улицы в основном методом снеготаяния - путем разброса соли или смеси соли с песком.

Учитывая сложившуюся обстановку в городе, специалисты Кабельной сети Ленэнерго всегда задавались вопросом: какие марки кабелей использовать в сети. И выбирали кабели со свинцовой оболочкой, поэтому у основной массы кабелей 6-10 кВ оболочка свинцовая и только у 2% - алюминиевая.

Анализ повреждаемости за 1985-2002 гг.

выявил, что повреждаемость кабелей с алюминиевой оболочкой более чем в 6,3 раза выше, чем со свинцовой.

Коррозионные повреждения есть примерно у 800 КЛ 6-10-35 кВ со свинцовой и алюминиевой оболочкой.

Во всех частях города насчитывается примерно 400 адресов, где отмечались случаи коррозионных повреждений КЛ. В случае коррозионного повреждения КЛ 6-10-35 кВ выполняется следующее:
1. Проводится анализ пробы грунта из котлована, где ведется ремонт;
2. Проводится химический анализ продуктов коррозии и защитных покрытий кабеля;
3. Участки свинцовой оболочки кабеля, поврежденные коррозией и имеющие продукты коррозии, обрабатываются тетрамитилдиадофенилом в растворе 50% уксусной кислоты и по изменению их цвета (посинение) определяется коррозия блуждающими токами. Этот способ разработан в Кабельной сети в 1960 г. инженером-химиком М. В. Янишевской в сотрудничестве с Лесотехнической Академией.

На основании полученных данных разрабатываются мероприятия, обновляется карта коррозионных зон. Дополнительные сведения для карты мы получаем после анализа проб почвы с новых адресов прокладки КЛ.

С целью уменьшения повреждений от коррозии кабельных линий обычно проводится ряд мероприятий:
 -  для защиты от блуждающих токов КЛ 6-10-35 кВ подключаются в совместную катодную защиту, которая осуществляется теми организациями ("Ленгаз", "Водоканал", "Теплосеть"), чьи трассы пересекают КЛ или идут параллельно.
 
Включение в систему совместной защиты КЛ производится через вентилируемые блоки, которые предотвращают перетекание тока из других защищаемых сооружений на оболочки кабелей или через диодно-резисторные блоки;
 -  производится замена кабелей с металлической оболочкой на кабели с пластмассовой изоляцией и оболочкой;
 -  на определенных участках трассы КЛ выполняется замена агрессивного грунта на нейтральный грунт;
 -  если предыдущие мероприятия в перспективе окажутся недостаточными, то производится выбор другой трассы.

Дата: 26.11.2003
В. М. Баринов
"СтройПРОФИль" 8 (30)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!