"Лента" - это сэкономленные деньги

1 стр. из 1

Торговая сеть гипермаркетов "Лента" стремительно выросла в Санкт-Петербурге и завоевала огромный авторитет среди горожан. Редактор газеты встретился с ген. директором сети Олегом Викторовичем ЖЕРЕБЦОВЫМ и побеседовал с ним о высоком качестве обслуживания потребителей в магазинах сети.


- Что такое "Лента", как и откуда она появилась в Питере? И вообще: что такое "Лента" с ее высокими стандартами обслуживания потребителей?

- Начну с истории. Этой осенью "Ленте" исполняется 10 лет. Компания начала свой бизнес с оптовой продажи больших партий товаров, приобретенных за рубежом. В то время 80% товаров на российском рынке были импортными. Но мы сразу поняли, что просто перепродажа товара оптом не сулит стабильности, планируемости, а самое главное - роста. Поэтому мы занялись созданием Сash & Сarry - магазинов складского типа. Первый из них появился на ул. Замшина, 27 (мы арендовали помещения). Тогда, обслуживая только профессионалов, мы поняли, что нужна новая философия торговли. Мы продали все свои созданные магазины и начали строить с нуля. В одном из них, на улице Савушкина, мы сейчас и беседуем. Эти, как их сейчас называют, гипермаркеты обслуживают в день 35-40 тыс. покупателей в сутки. Это значит, что к нам приходит тысяч 60 в сутки. Мы строим форматы торговли, рассчитанные прежде всего на средний класс. Качество обслуживания у нас достаточно высокое. Мы преднамеренно не идем в сферу гипермаркетов или супермаркетов с высокими ценами. Отсюда первое - работа прежде всего с производителями продукции, а не с оптовиками. Второе - вся продукция приходит к нам в полетах или на поддонах, что значительно снижает расходы на транспортировку в торговый зал. В "Ленте" нет центрального распределительного склада, и наш подход - отсутствие такого склада вообще. У нас нет ошеломляющего ассортимента товаров, у нас всего 5 тыс. наименований, но зато каждому наименованию мы гарантируем мелкооптовую цену, чтобы потребителям нашей продукции не тратить дополнительные деньги. Мы не проводим рекламных компаний, т. к. любая рекламная акция отразится на ценах в сторону их увеличения. Наши посетители получают качественную и свежую продукцию, хорошее, быстрое обслуживание по самым низким ценам, существующим на потребительском рынке Санкт-Петербурга. Мы гордимся этим. И все это благодаря низким затратам на эксплуатацию комплекса, называемого "Лентой".

- С чем можно сравнить вашу торговую сеть, ваш фирменный стандарт? У вас есть зарубежные партнеры, учредители?

- У нас нет зарубежных партнеров. Я лично объездил свыше 250 торговых комплексов по всему миру. Больше всего идей, которые воплощены сейчас, позаимствованы из Соединенных Штатов. Нет второй такой компании. Здесь слилось много идей, много концепций, в том числе и наше собственное понимание, как надо вести такое дело.

- То есть, насмотревшись на мир, вы пришли к выводу, что в Санкт-Петербурге можно сделать не хуже...

- Конечно, ведь надо понимать, как самим организовать то, что хорошо в наших условиях. Меня часто спрашивают, откуда взялось название и само слово "Лента". "Лента" - это конвейер. Мощный, скоростной. Это конвейерная лента, когда товары, попав на заднюю зону комплекса, через 10-15 мин. оказываются на торговой полке и еще через 10-15 мин. могут быть куплены. Таким образом, мы имеем продажу всего магазина за 6 дней. Ротация товара настолько высока, что ничего не залеживается. Все идет с колес.

- Вы можете пожаловаться, что у вас есть поставщик, товары которого не идут?..

- Мы автоматически отказываем такому поставщику. Вообще-то мы отказываем девяти из десяти, кто приходит к нам со своими предложениями. Мы очень аккуратны в выборе продукции и предлагаем товар качественный, известных марок. Как правило, это известные бренды. Но мы говорим: мы торгуем этими брендами по низким ценам за счет объемов, которые проходят через торговые залы. Оборот "Ленты" в этом году будет чуть меньше $300 млн.

- Почему Cash & Carry?

- Эта аббревиатура означает, в широком смысле, самообслуживание, но с ориентацией на оптового потребителя. Дело в том, что около 30% наших клиентов - это владельцы кафе, ресторанов, баров, парикмахерских, других сфер бизнеса. Они покупают значительные объемы товара, и мы вынуждены предлагать им невысокие цены. У нас есть карточная программа, в которой сейчас зарегистрировано более 200 тыс. человек. Она позволяет снизить цены. Нужно учесть, что мы имеем всего лишь 8-9% валовой наценки, из которой, отдавая процент или полтора, мы снижаем, и значительно, нашу прибыль. Тем не менее мы считаем, что люди не должны думать, что все торговые предприятия одинаковы. Но они должны знать, что неэффективны те, которые имеют много издержек внутри себя и перекладывают их в цену. Они неграмотно строят работу. Магазины большей частью не объединены в сети. Они не делают больших заказов у производителей, а большой поставщик не будет с ними работать из-за 20 коробок какой-то ежедневной продукции. Чем больше торговая сеть, тем она сильнее давит на производителя, отпуская товар по более низким ценам. Такова современная действительность.

- Так какова же роль современного производителя в наполнении рынка отечественными товарами? В состоянии ли отечественный производитель продуктов питания, бытовой химии, других товаров насытить потребительский рынок качественными и разнообразными изделиями?

- Если говорить о продовольственных товарах, то отечественные производители покрывают сейчас около 90% потребительского рынка. Производители стали более конкурентоспособными, начали предлагать более дешевую продукцию, инвестируют большое количество средств в технологии, что приносит положительные результаты. Одновременно западные компании разместили в России свои производства, а этот процесс носил характер бума: Coca-Cola, Danon и другие построили свои предприятия - их тоже теперь мы считаем своими, российскими. И в этой ситуации прямой импорт составляет 10, ну 15% от общего объема. Если говорить о непродовольственных товарах, то надо понимать, что западные страны, да и не только (Китай, например), сильно обгоняют российского производителя. Спортивные товары, мелкие домашние изделия, электроника, мебель и т. д. Логистика (сфера доставки, к примеру) не развита. И в этом смысле, конечно, отечественные производители отстают. Я могу сказать, что в товаре все важно: и дизайн, и упаковка, и способ продажи. В торговле нет особых сантиментов. Если продукция не интересна покупателям, мы ее не поставим на полки, невзирая на производителя и на его прошлые заслуги. Как только окажется, что его новая модель не интересует покупателей, мы сразу же от такого товара откажемся. Посмотрите игрушки, текстиль, товары для дома, канцелярию и так далее - вы увидите картину с точностью до наоборот по отношению к продовольственным товарам: 10% - отечественные, а 90% - импортные. И соотношение "цена/качество" не в нашу пользу.

- Что нужно для того, чтобы наш производитель рванул вперед? С точки зрения работника торговли...

- Мне трудно рассуждать с позиции государственного политика, но я бы постарался сначала понять, какие импортные товары можно прежде всего вытеснить с отечественного рынка. Если, скажем, производство пластмасс, я бы ориентировался на это: инвестировал бы средства в машины, которые делают отличную пластмассу, и постепенно решал бы именно этот вопрос. Так шаг за шагом. А пока ясной политики государства в таких вопросах мы не видим. А раз так, значит, не надо удивляться тому, что зарубежные фирмы, несмотря на то что и товар везти далеко, и таможня, как может, тормозит их доставку, и приходится платить дополнительные пошлины, налоги, видят в российском рынке большие возможности для себя, и их товары доходят до торговых полок. Нашим производителям нужно не производить что-то вообще, а вести деловой разговор с торговыми компаниями: что пользуется спросом, что хотят потребители. Раньше считалось: что ни произведем, все купят. Теперь наоборот. Поэтому давайте все-таки ориентироваться на потребителя. Я вот могу сказать, что у нас сейчас, например, колоссальный дефицит искусственных цветов. Мы вынуждены их импортировать. Почему бы производителю не начать делать такие цветы? Ко мне за многие годы ни разу не пришли и не спросили: что интересует покупателя? Еще раз повторю: производитель должен отталкиваться от интересов покупателя. Затем смотреть, что нужно торговым предприятиям, и только после этого производить. Но, производя товар, надо думать и как его подать. А самое главное - быстрое реагирование на потребности торговли, следовательно, потребителей, на логистику доставки. В этом ключ к успеху. Серьезная торговля от необязательного поставщика откажется. У нас по 150 грузовиков в сутки приходят под разгрузку, и нам некогда разбираться с постоянно опаздывающими. Кто опоздал - тот не успел. Исключения, конечно, бывают. Но если серьезный производитель чувствует, что товар пользуется спросом, он сам наладит дисциплину поставок.

- А у вас есть собственное производство для продажи населению чего-либо?

- Да, у нас есть производство салатов, хлеба, полуфабрикатов. Но это производство внутри нашего комплекса. От этого мы получаем дополнительную прибыль. Людям нравится, что все это свежее, высокого качества.

- Я являюсь членом Совета по качеству СПб. Большой блок вопросов при разработке Программы города касается информационной проблемы "производитель-магазин-потребитель". Что можно применить, кроме рекламы?

- Что касается информационной проблемы... Если вы - владелец нашей торговой карточки, вы попадаете в базу данных и пользуетесь всеми преимуществами нашего постоянного клиента. Мы можем в структурированном виде выдать производителю весь свой заказ. Если потребитель не "наш", т. е. не является владельцем карты, нам труднее. Но мы все-таки обязаны предложить ему все, что мы можем. Конечно, тут сыграют свою роль и рекламные проспекты, и какие-то дружественные нам средства массовой информации. Главное во всей этой проблеме - наличие обратной связи, потому что только мнение и интересы потребителей должны влиять на весь потребительский рынок.

Пользуясь случаем, хочу пожелать потребителям большей активности в решении всех наших жизненных проблем. Неважно, чего это касается - качества товаров, услуг или действий законодательной и исполнительной власти. Если вы думаете, что все может пройти и без вашего участия, вы глубоко заблуждаетесь. Перемен к лучшему мы можем добиться только сами. Задайтесь вопросом: если не мы, то кто же?

Дата: 28.11.2003
по материалам редакции
"Качество товаров и услуг" 6 (11)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!