Жилье для всех (В Смольном принята целевая программа «Развитие долгосрочного жилищного кредитования»)

1 стр. из 1

Ни для кого не секрет, что прежние правила, когда кредиты банками отпускались в валюте, помимо обязательного представления справки о доходах, завизированной в налоговой инспекции, отпугивали потенциальных клиентов. Авторы проекта уверены, что новая программа кредитования позволит улучшить жилищные условия не только представителям зажиточной части населения, так называемым «новым русским», но и простым горожанам, получающим заработную плату из бюджета государства. Обоснование программы Программа разработана Комитетом по жилищной политике и Комитетом по строительству в соответствии с Законом Санкт-Петербурга «О развитии ипотечного жилищного кредитования в Санкт-Петербурге» и пунктом 3.1. Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 29.03.99 № 13 «О развитии долгосрочного жилищного кредитования в Санкт-Петербурге». В связи с рыночными преобразованиями в сфере жилищной политики происходит постепенный переход от предоставления бесплатного жилья гражданам, состоящим на учете по улучшению жилищных условий (далее — очередникам), являющегося в настоящее время основной формой помощи гражданам со стороны государства в решении жилищной проблемы, к развитию таких форм решения этой проблемы, как долевое участие в строительстве, приобретение квартир в законченных строительством жилых домах, предоставление жилищных субсидий, выпуск жилищных сертификатов и др. В настоящее время граждане связывают потенциальные возможности улучшения своих жилищных условий со своими собственными финансовыми возможностями, появлением новых форм приобретения жилья (в кредит, в рассрочку) и, частично, с государственной финансовой поддержкой очередников, работников бюджетной сферы. Одной из перспективных форм улучшения жилищных условий граждан является приобретение жилья за счет средств кредита, полученного под обеспечение приобретаемого или иного жилья, — ипотечное жилищное кредитование. Став полноценным собственником новой квартиры сразу после получения кредита, семья погашает кредит в течение длительного срока — до 10 лет. Особенно актуальна ипотека для семей, не имеющих значительных накоплений для приобретения нового жилья, но имеющих устойчивый, постоянно растущий доход, в первую очередь — молодых семей, которые не выйдут из трудоспособного возраста до окончания выплат по кредиту. Однако существует ряд проблем, без решения которых построение системы ипотечного жилищного кредитования невозможно. К таким проблемам относятся: 1) слабая правовая защита кредиторов по ссудам, выданным под залог жилой недвижимости, отсутствие судебной практики обращения взыскания на заложенное жилое помещение и, в связи с этим, отнесение ипотечного кредитования к высокорискованным видам банковских операций; 2) падение реальных доходов населения, отсутствие большой группы граждан с относительно высоким и легальным доходом, относящихся к среднему классу — основному получателю ипотечных кредитов, невозможность прогнозирования доходов заемщиков на длительный период. Положение усложняется наличием практики по сокрытию реальных доходов, вследствие чего даже потенциально кредитоспособные граждане не могут подтвердить документально кредитору свою платежеспособность; 3) отсутствие у банков долгосрочных (на 5—10 лет) и дешевых (по ставке не более 7—8% годовых) кредитных ресурсов, необходимых для того, чтобы ипотека приобрела более широкий характер. После финансового кризиса варианты привлечения относительно недорогих средств международных финансовых организаций и частных иностранных инвесторов также стали значительно менее реальными. На конечную ставку для заемщиков сильно влияет обоснованное желание кредитора покрыть высокие риски по ипотечному кредиту за счет повышенной кредитной ставки (маржи банка). Развитие долгосрочного жилищного кредитования в современных условиях возможно только путем проведения комплексных мер, когда для выполнения данной задачи будут объединены все возможные ресурсы (финансовые, организационные и др.), скоординированы действия различных ведомств и организаций. Основные цели Целями Программы являются: - повышение степени доступности получения долгосрочных жилищных кредитов жителями Санкт-Петербурга, состоящими на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, работниками бюджетной сферы; - создание условий для формирования и развития системы долгосрочного жилищного кредитования в Санкт-Петербурге, позволяющей получить жителям Санкт-Петербурга, имеющим доходы, отвечающие стандартам ипотечного кредитования, жилищный кредит на приобретение жилья. Ожидаемые конечные результаты При использовании кредиторами ресурсов, предоставленных на возвратной основе бюджетом Санкт-Петербурга, сроком на 10 лет, свои жилищные условия смогут улучшить порядка 8,5 тыс. семей очередников (табл.1). За счет предоставления бюджетных средств, направляемых на субсидирование первого взноса и процентной ставки на основании правил и порядка, разрабатываемых в рамках реализации программы, свои жилищные условия смогут улучшить более 9,5 тыс. семей очередников (табл. 2). Таким образом, конечным результатом реализации Программы будет являться улучшение жилищных условий более 18 тыс. семей в Санкт-Петербурге. К наиболее ощутимым результатам реализации, которые позволят в перспективе создать саморазвивающуюся систему ипотечного кредитования за счет привлечения средств рынка и сделать выдачу ипотечных жилищных кредитов стандартной банковской операцией Программы, относятся: - создание реального механизма выдачи ипотечных кредитов, механизма рефинансирования ипотечных кредитов и формирование вторичного рынка закладных; - совершенствование технологии выдачи, обслуживания ипотечных кредитов, уступки права требования по ипотечным кредитам; - создание практики обращения взыскания на заложенное жилье. В конечном счете, на основе накопленного опыта, при условии создания соответствующих социально-экономических и правовых условий, используя различные формы жилищного кредитования приобретения жилья, в том числе кредитование в процессе строительства, найм жилья с правом выкупа, проведение зачетных схем, можно преобразовать все виды жилищного кредитования в единую целостную систему долгосрочного жилищного кредитования. Реализация программы Заказчиком Программы от имени Санкт-Петербурга является Комитет по жилищной политике. Основные исполнители мероприятий Программы — Комитет по строительству (общая координация деятельности по реализации Программы), Комитет по жилищной политике (разработка Программы, распоряжение средствами, направляемыми на повышение доступности кредитов для очередников, участие в нормативном обеспечении Программы, отчеты по ее выполнению), Комитет экономики и промышленной политики (экономическое стимулирование развития ипотеки в Санкт-Петербурге). К выполнению мероприятий Программы привлекаются: Агентство по ипотечному жилищному кредитованию, Ассоциация коммерческих банков Санкт-Петербурга, Союз строительных компаний Санкт-Петербурга, Ассоциация профессионалов рынка недвижимости. В целях оперативного контроля за ходом реализации Программы создается межведомственная комиссия по выполнению Программы (далее — МВК) из представителей отраслевых органов Администрации Санкт-Петербурга — исполнителей Программы, депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга и представителей общественных союзов и ассоциаций, связанных с реализацией Программы. На МВК рассматриваются текущие проблемы выполнения Программы, ежегодные отчеты о выполнении Программы. Положение, регламент, персональный состав МВК утверждается губернатором Санкт-Петербурга. Ресурсное обеспечение Ряд мероприятий Программы осуществляется за счет средств бюджета Санкт-Петербурга и направлен на повышение доступности жилищных кредитов, предоставляемых отдельным категориям жителей Санкт-Петербурга. В нормальных экономических условиях рефинансирование жилищных кредитов осуществляется за счет средств, привлеченных с финансового рынка. Однако сегодняшняя ситуация в финансово-кредитной сфере и существующая ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации дает возможность получения жилищных кредитов, выдаваемых за счет средств, привлекаемых с финансового рынка, лишь относительно небольшому количеству граждан. Предлагаемые мероприятия обеспечивают развитие системы жилищного кредитования и целевой поддержки жителей Санкт-Петербурга — работников бюджетной сферы, а также состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий при получении жилищных кредитов. Суть мероприятий состоит в том, что очередникам, в том числе работникам бюджетной сферы с уровнем ежемесячных доходов до 10 тыс. руб., может быть оказана бюджетная поддержка при приобретении ими в кредит жилья в виде субсидий на первый взнос (до 50% от стоимости квартиры) при получении долгосрочного ипотечного жилищного кредита (сроком на 10 лет), субсидирование процентной ставки, а также предоставление ипотечных жилищных кредитов в рамках реализации настоящей Программы. Размер субсидий на семью по программе жилищного кредитования должен определяться, исходя из финансовых возможностей семьи по возврату заемных средств, даты постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и иных критериев. Предусмотренные объемы бюджетного финансирования рассчитаны на весь срок действия Программы. Бюджетная поддержка очередников и работников бюджетной сферы позволит вовлечь в систему жилищного кредитования более 18 тыс. семей, уровень доходов которых не позволяет взять кредит без целевой поддержки, предусмотренной Программой. Категории граждан, которые на стадии реализации Программы смогут воспользоваться бюджетной поддержкой в форме получения льготного кредита за счет средств бюджета Санкт-Петербурга (предоставленных в форме бюджетного кредита) либо получить субсидию на первый взнос и/или процентную ставку, охватывают граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в том числе работников бюджетной сферы — образования, медицины, военнослужащих, служащих органов внутренних дел. Предоставление бюджетных средств в целях развития долгосрочного жилищного кредитования в Санкт-Петербурге Целью данного мероприятия является повышение доступности ипотечных кредитов для семей очередников с невысоким доходом за счет предоставления долгосрочных рублевых кредитов по более низкой процентной ставке, а также содействие развитию ипотечного жилищного кредитования в регионе. Рефинансирование льготных кредитов осуществляется организацией, заключившей договор о сотрудничестве в области долгосрочного жилищного кредитования с Администрацией Санкт-Петербурга за счет средств, предоставляемых ей в форме бюджетного кредита (в соответствии со ст. 76 Бюджетного кодекса РФ). Жилищные субсидии при жилищном кредитовании Целью осуществления мероприятия является эффективное использование бюджетных средств путем их распределения в виде жилищных субсидий на возможно большее количество очередников. Жилищные субсидии предоставляются отдельным категориям граждан при условии соответствия уровня дохода установленным требованиям и получения согласия кредитора на предоставление жилищного кредита в соответствии с утвержденным порядком. Денежные средства выделяются как на субсидирование первого взноса для оплаты приобретаемой квартиры при получении ипотечного кредита, так и на субсидирование процентной ставки по ипотечным кредитам, с целью снижения нагрузки по кредиту и повышения его доступности. Порядок предоставления и расчета жилищных субсидий будет разработан в рамках реализации Программы. Основные мероприятия программы Перечень основных мероприятий Программы состоит из трех блоков. Первый блок направлен на создание системы жилищного кредитования и стимулирует развитие ипотечных операций в Санкт-Петербурге. Основу блока составляют мероприятия по нормативно-правовому обеспечению процесса ипотечного жилищного кредитования. Мероприятия этого блока, как правило, не требуют финансирования за счет бюджета Санкт-Петербурга. Второй блок мероприятий связан с ресурсным обеспечением Программы в целях повышения доступности получения жилищных кредитов, в первую очередь, городскими очередниками. Третий блок мероприятий определяет меры по информационному обеспечению Программы. Список условных обозначений КЖП — Комитет по жилищной политике. КС — Комитет по строительству. КСЖФ — Комитет по содержанию жилищного фонда. КПСО — Комитет по печати и связям с общественностью. КФ — Комитет финансов. КЭПП — Комитет экономики и промышленной политики. УЮ — Управление юстиции Санкт-Петербурга. ГБР — ГУЮ «Городское бюро регистрации прав на недвижимость» города Санкт-Петербурга. НП — Нотариальная палата Санкт-Петербурга. ФИ — Санкт-Петербургское государственное учреждение по организации и осуществлению продажи государственного имущества «Фонд имущества Санкт-Петербурга».

Дата: 12.11.2001
Владимир Артемьев и Вадим Симоновский
"Петербургский строительный рынок" №7-8
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!