Нужны ли России рабочие?

1 стр. из 1

По заключению Центра стратегических разработок Минобразования России профессиональное образование должно стать стратегической точкой отсчета экономического роста народного хозяйства России в наступившем столетии.


Кадры решают все.
И. В. Сталин

СТРАТЕГИЯ ДЛЯ РОССИИ: ОБРАЗОВАНИЕ

Известно, что образовательная сфера индустриально развитых стран мира давно превратилась в ведущий фактор экономической жизни, так как каждая единица затрат на образование дает отдачу на уровне 1,7-1,9 единиц произведенного валового внутреннего продукта (ВВП). Поэтому в технологически развитых странах на образование расходуется от 6 - 7% ВВП и более.

В современной России, к сожалению, пока этого не происходит.

Всемирное укрепление национальной технологической базы (НТП) государства рассматривается в большинстве промышленно развитых стран мира как приоритетная стратегическая задача сферы государственного управления экономикой и социальными процессами, в т. ч. социально-демографическими. На современном этапе дальнейшее развитие НТП напрямую связано с профессиональной подготовкой и управлением кадровым потенциалом базовых отраслей промышленного производства и сельского хозяйства России. Процесс обучения следует рассматривать как важнейший этап профессионального самоопределения и самоутверждения будущего специалиста.

ИСТОРИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ (ПТО) И ЭТАПЫ ЕГО РАЗВИТИЯ В РОССИИ

Первый этап - начало XVIII и середина XIX вв. В этот период на всех крупных заводах и фабриках (в т. ч. частных) появляются учебные заведения, в которых давали необходимую профессиональную и начальную общеобразовательную подготовку учащимся.

К началу XIX в. сложились три типа профессиональных технических учебных заведений: заводские школы, горные и окружные училища, а также специальные классы.
Наиболее глубокую общеобразовательную подготовку давали в окружных училищах, где готовили чертежников, смотрителей, мастеров и др. (например, в Златоусте, Екатеринбурге и др.).

Второй этап (50 - 60 гг. XIX в.) характеризуется углублением специализации ПТО. Появляется сеть отраслевых училищ (железнодорожные, речные, механические, с/х и др.).

В этот же период активное участие в развитии ПТО принимали общественные организации, например, Русское техническое общество, а также крупные мыслители и ученые России.

В 1884 г. учеными и педагогами (В. К. Делла-Вос, И. А. Вышнеградский, Е. Н. Андреев, Н. Х. Вессель, С. А. Владимирский, Д. И. Менделеев и др.) разработан "Проект… плана промышленного образования в России", в котором были сформулированы основные требования к системе ПТО с учетом соответствия ее нуждам промышленности, согласованности общего и профессионального образования, замены ученичества ремесленными школами и т. д.

Третий период (конец 80-х XX в. - 1917 гг.) характерен пересмотром учебных заведений со специальным оборудованием - их объединяют в определенную систему.

В 1888 г. были утверждены "Основные положения о промышленных училищах". Появились уставы учебных заведений, учебные планы, программы, методики и учебники.

Началась подготовка специалистов для крупной промышленности и с/х предприятий, а также педагогических кадров для профессиональных технических школ.

1917-1940 гг. - период становления государственной системы ПТО. В 1918 г. было введено обязательное обучение подростков 15-17 лет, работавших на предприятиях и учреждениях страны. На базе ремесленных школ создается единая сеть профессионально-технических курсов, школ, клубов (в т. ч. ДОСААФ) для молодежи ПТО.

В 1919 г. при Наркомпросе РСФСР учреждено Главпрофобразование. Создаются (с 1912 г.) фабрично-заводские школы (ФЗО) с использованием оборудования предприятий для бесплатного обучения подростков.

В 1940-1958 гг. в СССР основной формой ПТО стали Государственные трудовые резервы как единая централизованная подготовка квалифицированных рабочих и управления кадрами. Были введены три типа профессиональных учебных заведений: ремесленные училища (РУ), железнодорожные училища (ЖУ) и школы ФЗО (не учитывая ВУ - военных училищ). Введенная в тот период мобилизационная форма комплектования и управления кадрами (в основном подростками и женщинами) подготовила и направила на работу (трудовой фронт) около 2,5 млн. человек.

В 1958 г. все типы учебных заведений ПТО были преобразованы в профессионально-технические училища (ПТУ).

С 1969 г. для среднего звена создаются профессионально-технические училища на базе 8-летнего и среднего общего образования. Началась подготовка рабочих широкого профиля и высокой квалификации по группам профессий для всех основных отраслей н/х СССР.

В 1984 г. в ходе очередных реформ все учебные заведения ПТО объединены в единый тип - средние профессионально-технические училища (СПТУ).

В СССР в 80-х гг. предусматривалось 3 уровня образования: начальный, средний и высший. Возникают новые типы учебных заведений, в т. ч. технические колледжи, профессиональные лицеи, высшие ПТУ, коммерческие училища, фермерские школы, центры непрерывного профессионального образования и др.

С прекращением существования СССР в России с 90-х гг. назрела необходимость изменения всей структуры ПТО, пересмотра сети СПТУ и др. школ.

СОСТОЯНИЕ ПТО В РОССИИ В НАЧАЛЕ III ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ

Сегодняшний специалист (в т. ч. среднего звена) должен владеть минимум тремя специальностями, а в соответствии с требованиями ЮНЕСКО, знать технологию пяти смежных профессий.

Известно, что высокое качество профессиональной подготовки достигается за счет непрерывного повышения качества всех сторон производственной деятельности, в т. ч. использования новых технологий и методик обучения с применением компьютеров, а также более полного использования НИР и ОКР, производственного, патентного и педагогического потенциала обучаемых и педагогов.

В Концепции модернизации современного российского образования на период до 2010 г. указывается, что развивающемуся обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, способные самостоятельно принимать решения в любой ситуации, это должны быть мобильные и динамичные специалисты, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу и интересы своего народа и России.

Известно также, что для эффективной работы экономики страны всем участникам производства, в т. ч. с/х, необходимо придерживаться принципа непрерывного образования, т. е. образования в течение всей жизни! Для этого на законодательном уровне должны быть созданы необходимые условия в первую очередь со стороны государства. В противном случае ожидаемого эффекта не будет.

В условиях рыночной экономики наличие профессиональной квалификации у выпускников средних учебных заведений является существенным положительным критерием молодого специалиста в связи с лучшей его социальной защищенностью на рынке труда по сравнению с выпускниками 9 и 11 классов общеобразовательных школ.

По данным А. М. Новикова, академика РАО, в настоящее время общеобразовательная школа с 1 по 11 класс теряет "по дороге" к предприятиям 4,7 млн. человек. Из них примерно 700 тыс. поступают в учреждения начального профессионального образования, и 800 тыс. - среднего профессионального образования, а более 3 млн. выпускников уходят из школы "в никуда", становясь люмпенами, маргиналами, пополняя ряды преступников, наркоманов, безработных и т. п.

Очевидно, что для выпускников школ (8-9 кл.) необходимо изменить общеобразовательную программу с учетом обучения их какой-либо нужной и полезной обществу специальности.

Главная беда, сообщает А. М. Новиков, заключается в том, что на сегодняшний день ни для Минобразования РФ, ни для Минтруда РФ проблемы профессиональной подготовки и переподготовки кадров в условиях производства как бы не существует! Эти ведомства упорно не хотят этим заниматься. Кроме того, все соглашаются, что надо заниматься, но практически ничего не делают! Вот так!

Сегодня в России не менее миллиона ремесленников-предпринимателей, т. е. людей, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью (ремонтом квартир, строительством дачных домиков, ремонтом бытовой техники и компьютеров, репетиторством, различными перевозками, ремонтом и шитьем одежды, в парикмахерских, мини-пекарнях) и оказывающих многие другие, возможно, общественно-полезные услуги.

Поэтому система профессионального образования не может не учитывать этой огромной ниши на рынке труда и, соответственно, на рынке профессиональных услуг. В соответствии с международными тенденциями специалисты со средним профессиональным образованием в перспективе становятся основным звеном в практической профессиональной деятельности при возрождении и подъеме экономики страны, а система среднего специального образования на ближайшее десятилетие, видимо, будет ведущей при использовании кадрового потенциала производительных сил общества в России.

НЕКОТОРЫЕ НЕДОСТАТКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В Москве 4-5 февраля 2003 г. проходил III Съезд директоров средних специальных учебных заведений России, на котором были подведены итоги за период между двумя предыдущими. Уточнены цели и задачи, программы и методики для обучающих и обучаемых. Выступающими приведены достигнутые положительные результаты и имеющиеся недостатки. Принято Постановление в адрес общественности и правительства РФ. Среди основных недостатков отмечены следующие:

 -  недостаточное финансирование государства для обучения будущих специалистов и замены устаревшей учебно-материальной базы, а также низкий уровень как оплаты труда педагогов, обслуживающего персонала, так и стипендий студентам, что создает социальную напряженность в педагогических и студенческих коллективах;
 -  противоречивость законодательства, в т. ч. налогового, которое в новом исполнении снижает: финансовые возможности образовательных учреждений в расходовании средств на ОТ сотрудников; развитие учебно-материальной базы; социальную поддержку студентов; расходы на спортивные и иные мероприятия;
 -  ослабление воспитательной функции педагогических коллективов, а также отсутствие в необходимом количестве методической литературы и пособий;
 -  разрыв связей учебных заведений с работодателями и НИИ в результате отсутствия (на уровне государства) механизмов для заинтересованного участия их в определении объемов, структуры и оценки качества подготовки специалистов, а также возможностей использования законченных разработок и создания производственной базы работодателей для стажировки обучающихся студентов;
 -  отсутствие современного механизма мониторинга потребностей и распределения молодых специалистов, а также нерациональное их использование, что привело к серьезным структурным перекосам во всем профессиональном образовании в России.
 
На III Съезде директоров средних специальных учебных заведений отмечалось, что дальнейшее развитие мировой экономики по пути высоких технологий и наукоемких производств невозможно без высококвалифицированных рабочих и специалистов среднего звена, без развития и использования НИОКР. Но реальные действия Правительства РФ по использованию наукоемких производств, которые, как известно, рождаются в основном на базе фундаментальных исследований путем НИР и ОКР, говорят об обратном: в соответствии с рекомендациями Всемирного банка, число специалистов в сфере НИОКР России было сокращено с 11,9 млн. до 870 тыс. к 1999 г.

Дата: 28.11.2003
по материалам редакции
"Качество товаров и услуг" 6 (11)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!