|
|||||
1 стр. из 1 Успешный опыт стран бывшего соцлагеря свидетельствует о том, что чем больше они смогли привлечь иностранных инвестиций для структурной перестройки экономики и модернизации производства, тем существеннее были достижения на пути продвижения к рынку. Начиная с 90-х гг. прошлого века несомненными лидерами по привлечению прямых иностранных инвестиций (ПИИ) среди государств Восточной Европы стали Венгрия, Польша и Чехия. Поэтому так ценен накопленный ими багаж, выстраданные в процессе поисков правила игры, позволившие на данном этапе выиграть у множества конкурентов "инвестиционную гонку". Венгрия: расчет и прагматизм После распада соцлагеря перед Венгрией, как и перед другими странами - бывшими членами СЭВ, остро встала проблема реформирования экономики. И правительство сделало ставку на активное привлечение ПИИ. В августе 1991 г. вступил в силу Закон о концессиях, который открыл новые возможности по привлечению иностранного капитала (государство получило, например, право сдавать в концессию сроком до 35 лет железные дороги, гражданские аэропорты, автомагистрали, электростанции, разработки месторождений, производство химических материалов). Для иностранных инвесторов также была открыта возможность приобретения предприятий в 100-процентную собственность, был расширен круг предприятий, в имуществе которых доля иностранного капитала могла достигать 51% и более. С 1994 г. были введены налоговые скидки для инвесторов - до 100% в первые 5 лет и до 60% в последующие 5 лет их деятельности. При этом не менее половины дохода инвестор должен был получать от обрабатывающих производств, осуществляемых с соблюдением экологических стандартов, использованием современных технологий. В результате к концу 2000 г. иностранные инвестиции, накопленные в экономике Венгрии, превысили $21 млрд.; предприятия с участием иностранного капитала производили 40% ВВП, а также обеспечивали около 3/4 ее экспорта. К этому времени иностранный капитал участвовал уже в каждом 10-м венгерском предприятии. Из 200 крупнейших венгерских компаний не менее 150 находились в частичной или полной собственности иностранных инвесторов. Из 100 крупнейших транснациональных корпораций (ТНК) мира прочное место на венгерском рынке заняли 48. На долю ТНК пришлось 75 - 80% иностранных инвестиций в экономику страны, их дочерние предприятия и филиалы, учрежденные на территории Венгрии, обеспечивали до 30% ВВП страны и 65% венгерского экспорта материалов и продукции обрабатывающей промышленности. В области финансового бизнеса в руках ТНК сосредоточилось 63% суммарного акционерного капитала венгерских банков. Благодаря иностранному капиталу, прежде всего ТНК, в Венгрии были созданы такие новые для нее отрасли промышленности, как производство легковых автомобилей, бытовой электроники, мобильных телефонов. К этому моменту стране удалось сохранить за собой одно из лидирующих мест среди государств Восточной Европы по темпам экономического роста - 5,5% при среднем показателе региона 4,2%. ВВП Венгрии в 2000 г. в расчете на душу населения составил $5447, что, с учетом покупательной способности венгерского форинта, соответствовало 50% среднего аналогичного показателя Европейского союза. В то же время данная модель экономического роста в Венгрии постепенно исчерпала свои ресурсы: в стране завершилась приватизация, между государствами Восточной Европы обострилась конкуренция за получение иностранных инвестиций, стала усиливаться тенденция к репатриации иностранными инвесторами своих прибылей, и как результат замедлился и даже стал снижаться годовой объем ПИИ. Ресурсы дешевой рабочей силы также остались только в отсталых (восточных и северных) регионах страны. Между тем ТНК стали переносить в Венгрию более высокие звенья производственно-хозяйственного цикла (реализация, маркетинг, НИОКР), предъявляя спрос на служащих, имеющих высшее образование. Отчасти в связи с этим Венгрия стала тратить на образование большие суммы (до 11% госбюджета), чем ранее. Если 10 лет назад высшее образование получали 8% молодежи, то в настоящее время - 33 - 34% . В апреле 2000 г. Венгрия и ЕС приняли решение о вступлении страны во 2-й этап переходного периода, предусмотренного Соглашением об ассоциировании Венгрии с Евросоюзом. С окончанием 2000 г. в экономике Венгрии завершился переходный период, и с января 2001 г. страна приступила к реализации "Плана Сечени" (названного так по имени венгерского реформатора XIX в.), рассчитанного на 6 лет. В его рамках предстоит провести и довольно сложный процесс гармонизации с законодательством стран Евросоюза. Так, после присоединения страны к ЕС должны исчезнуть широкие налоговые и таможенные льготы для иностранных инвесторов, действующие сейчас в специальных экономических зонах. Для Венгрии, где свободные таможенные территории являются мотором экономического развития, изменение условий деятельности более 100 иностранных компаний, на них расположенных, является особенно серьезной проблемой. Польша привлекает перспективами роста Достигнутые Польшей солидные экономические результаты были бы невозможны без крупных внутренних и внешних инвестиций, стимулирование которых обеспечивается рядом законодательных актов. Важную роль здесь сыграли Закон "О приватизации госпредприятий" (1990 г.) и Закон "Об обществах с участием иностранного капитала" (1991 г.), разрешающий товариществам с ограниченной ответственностью привлечение иностранных инвестиций. В целом для реализации инвестиционной политики в Польше были предприняты энергичные организационные, правовые и экономические меры. Во-первых, в стране были созданы необходимые условия для функционирования иностранных банков. В частности, они получили право учреждать свое представительство или отдел, создавать банковское АО с участием физических или юридических лиц (до 100% капитала), вступать в уже существующие государственные или кооперативные банки после их преобразования в АО, выкупать до 20% акционерного капитала польского банка или заключать с ним стратегический союз в рамках двойного соглашения. Во-вторых, иностранный капитал укреплял свои позиции путем участия в совместных предприятиях. Предпринимателей из-за рубежа привлекли высокая экономическая эффективность вложений, обширный рынок сбыта товаров, доступная высококвалифицированная рабочая сила, в целом удовлетворительная инфраструктура. В-третьих, иностранным участникам предоставили гарантии трансферта прибыли за границы страны. Значительным препятствием на пути притока ПИИ был ограниченный допуск в некоторые отрасли польской промышленности, законодательно снятый в 1995 г. Крупнейшими инвесторами к середине 90-х гг. стали итальянский концерн Fiat и американский General Motors, вложившие в автомобильную промышленность соответственно $250 млн. и $430 млн., британская фирма Glaxo Wellcomt, купившая акции Познаньской фармацевтической фабрики на $200 млн. По $114 млн. инвестировали американские фирмы J.P.Morgan (в банковское дело) и Bresnan International Partner (в области телекоммуникации), австрийская Kron-Wood (в производство стройматериалов). В результате проведенных в 1993, 1995, 1997 и 2000 гг. исследований иностранные инвесторы выделили 5 самых важных факторов, содействующих привлечению инвестиций: объем польского рынка, большое предложение рабочей силы, хорошие перспективы экономического роста Польши, низкая стоимость рабочей силы и возможность уменьшения производственных расходов. Причем согласно данным 2000 г., хорошие перспективы экономического роста оказались главной привлекательной чертой, к тому же появились такие новые факторы, как высокая квалификация рабочей силы, благоприятный инвестиционный климат, законодательная безопасность, гарантии собственности и будущее членство в Европейском союзе. Успехи Польши по привлечению иностранных инвестиций за период с 1990 по 2000 гг. по-настоящему впечатляют. Если в 1992 г. объем ПИИ составлял $700 млн., то в 2000 г. он достиг $9 млрд. Согласно прогнозам специалистов на тот период, наибольший объем инвестиций среди стран Восточной Европы в 2001 - 2005 гг. должна была получить именно Польша - $51,6 млрд. Но не все так однозначно сложилось у Польши в дальнейшем, что показали итоги 2002 г. Экономический рост составил только 1%, бюджетный дефицит приблизился к 5% ВВП, а государственный долг увеличился до 45% ВВП. Состояние бюджета Польши ухудшилось в первую очередь после увеличения госкредитов на развитие малого бизнеса и увеличения объема кредитов, полученных под гарантии государства. Кроме того, наблюдаются проблемы в сфере приватизации: до сих пор неизвестно, когда будут приватизированы 2000 крупных предприятий. Именно отсутствием крупных приватизационных сделок в стране объясняется падение объема ПИИ с $5,7 млрд. в 2001 г. до $4,1 млрд. в 2002 г. Однако польский рынок в перспективе по-прежнему остается привлекательным: в рейтинге-2003 консалтинговой фирмы A.T.Kearney, составляющей всемирный индекс инвестиционной уверенности, Польша не только не потеряла своих позиций, но и сделала солидный рывок, с 11-го места перебравшись на 4-е. Чехия замахнулась на 10 миллиардов На первом этапе реформ экономика Чехии испытала значительный спад (1990 - 1993 гг.). В последующие годы наметилось заметное оживление в промышленности и строительстве, увеличились темпы роста инвестиций. По корпоративному налогу в Чехии в середине 90-х годов действовали в принципе только две основные льготы. Это, во-первых, освобождение от налога расходов на ускоренную амортизацию и, во-вторых, сниженная (25%) ставка налога на доход от капитала (основная ставка корпоративного налога была 39%). Налоговые каникулы и другие льготы для нового бизнеса и иностранных инвесторов не применялись. Считалось, что в интересах справедливости и здоровой конкуренции условия должны быть равны для всех видов налогоплательщиков. Как показала дальнейшая практика, это было ошибочным решением. Так, объем ПИИ в экономику Чехии в 1990 - 1995 гг. рос незначительно и составил $5,6 млрд. Период с 1996 по 2000 гг. дал уже совсем иной количественный результат - $15,4 млрд. Наиболее же резкий скачок объема наблюдался в 1999 г., когда он поднялся с $2,7 до $5,1 млрд., даже несмотря на падение ВВП. Что же произошло? Такой рост во многом был обусловлен радикальным поворотом в политике приватизации. Если в первой половине 90-х гг. проводившаяся политика исключала иностранное участие, то на втором этапе приватизации Чехия все-таки последовала примеру других стран (той же Венгрии), которые с успехом привлекали иностранные компании. Это было связано прежде всего с приватизацией крупных промышленных предприятий, а также банков, в результате чего в последние годы значительно возросли объемы иностранного капитала в сферу финансовых и страховых услуг. В то же время такие отрасли, как сельское хозяйство, добыча полезных ископаемых, строительство, здравоохранение и ряд других не пользуются вниманием иностранных инвесторов. Чехия в последнее время как нельзя лучше вписывается в схему надежных инвестиций. Чем же она столь привлекательна именно сегодня? Почему в данный момент перспективнее вложить средства в страну не столь богатую, как ее соседи - Германия и Австрия? Потому что сейчас средняя доходность на вложенный капитал в Чехии в 1,3 - 1,5 раза выше, чем в развитых странах, а экономический и политический риск гораздо ниже, чем в странах СНГ. Существующие в Чехии экономические возможности значительно превышают их уровень в Западной Европе. Да и сама Чехия заинтересована в притоке опытных и желающих работать предпринимателей и их капиталов. Об этом свидетельствует последующее установление и расширение законодательных налоговых льгот для инвесторов. Сегодня любой иностранец, исполняющий требования торгового закона, может основать на территории государства фирму и на этом основании получить долговременную визу для пребывания в республике. В целом, говоря о крупных квалифицированных инвесторах, следует отметить, что рост позитивного влияния иностранного капитала на экономику увязывается в Чехии, наряду с Польшей, с возможностями привлечения ПИИ в реальный сектор, и прежде всего в развитие высокотехнологичных проэкспортных производств. Если же отмечать в первую очередь количественные показатели, то лидирующие позиции Чехии среди стран Восточной Европы очевидны: в 2002 г. она стала первой по объему ПИИ ($9,3 млрд.), далеко оставив позади себя Польшу ($4,1 млрд.). Для справки: объем привлеченных в российскую экономику прямых иностранных инвестиций в 2002 г. почти в 4 раза ниже чешского уровня - лишь $2,4 млрд… Статистика: По данным доклада ООН World Investtment Report, объем прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в 2002 г. снизился в мире по сравнению с предыдущим годом на 21% и составил $651 млрд. Единственным регионом, сумевшим в прошлом году нарастить объем привлеченных ПИИ, стала Восточная Европа - с $25 до $29 млрд. В 2003 г. ООН ожидает дальнейшего роста инвестиций в страны Восточной Европы, обусловленного их предстоящим вхождением в ЕС. Самой привлекательной для стратегических инвесторов отраслью в регионе является автомобилестроение, а в странах, вступающих в ЕС, - еще и НИОКР и центры логистики. Общий объем ПИИ в странах с переходной экономикой (1990 - 2000 гг.) млрд. долл. Польша - 39,348 Источник: International Financial Statistics, Balance of Payments, October 2001 Объем привлечения ПИИ на душу населения в странах с переходной экономикой (1990 - 2000 гг.) долл. Венгрия - 2103 Источник: International Financial Statistics, Balance of Payments, October 2001 Дата: 29.11.2003 В. Чекалин "НефтьГазПромышленность" 4 (4)
«« назад Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации! |
|||||