Киотский протокол и новый углеродный ресурс России

1 стр. из 1

C началом индустриальной эпохи человечество для производства энергии и товарной продукции стало активно использовать ископаемое топливо - сначала уголь, а затем нефть и газ. Совместно с массовой вырубкой лесов, которые поглощают углекислый газ из воздуха, это привело к накоплению парниковых газов в атмосфере. Концентрация в ней углекислого газа и метана за последние 250 лет увеличилась на 31% и 151% соответственно. При этом тепловой эффект метана в 21 раз выше, чем углекислого газа.

Сегодня человечество "производит" около 25 млрд. т углекислого газа ежегодно, что приводит к глобальному изменению климата нашей планеты. "Незначительное" ежегодное увеличение средней температуры на 0,04 - 0,1 градуса представляет большую опасность как для сегодняшнего, так и для будущих поколений россиян. Опустынивание южных территорий, нехватка воды, распространение инфекционных болезней, таяние вечной мерзлоты, наводнения и бури - вот далеко не полный список тревожных проявлений потепления. Таким образом, перед человечеством возникла проблема антропогенного изменения климата, решить которую возможно только путем совместного снижения выбросов парниковых газов в атмосферу Земли.

Усилиями мирового сообщества под эгидой ООН в 1992 г. была создана Рамочная конвенция ООН об изменении климата (РКИК), секретариат которой координирует мировые усилия по сокращению антропогенных воздействий на атмосферу планеты. Более 180 стран присоединились к РКИК, Россия ратифицировала РКИК в 1994 г.

В 1997 г. в Киото было подписано важнейшее международное соглашение о сокращении выброса парниковых газов в атмосферу, которое получило широкую международную известность как Киотский протокол. Страны-участницы приняли на себя обязательства к 2008 - 2012 гг. уменьшить выбросы в среднем на 5% от уровня 1990 г. Киотский протокол определил для этого три рыночных механизма, которые получили наименование "механизмы гибкости": проекты совместного осуществления, механизмы чистого развития и международная торговля квотами на выброс парниковых газов.

Механизмы гибкости: что есть что

Существует несколько путей снижения выбросов парниковых газов. Во-первых, можно изменить структуру топливного баланса путем перехода от сжигания угля к сжиганию газа. Во-вторых, возможно широкое внедрение в промышленности энергосберегающих технологий. Однако эти процессы перехода к экономному использованию энергии отличаются очень высокими издержками. Новые энергосберегающие технологии стоят очень дорого. Часто выгоднее купить квоту на эмиссию углекислого газа у третьей стороны, чем внедрять энергосберегающие технологии. Рассмотрим простой пример. Если стоимость снижения выбросов парниковых газов в России составляет менее $10 за тонну, то для Японии эта же процедура стоит более $150 за тонну. Следовательно, японскому бизнесу более выгодно инвестировать деньги в российский проект энергосбережения и получить права собственности на величину снижения выбросов, чем вкладывать деньги в проекты энергосбережения Японии. Этот механизм Киотского протокола называется проектом совместного осуществления (ПСО). В случае если инвестор вкладывает средства в энергосбережение в странах, которые не входят в приложение "Б" Киотского протокола, вступают в действие механизмы чистого развития (МЧР). Международная же торговля квотами на выброс парниковых газов будет происходить между суверенными государствами для уменьшения издержек по снижению эмиссии.

Согласно Киотскому протоколу, каждой стране выделяется квота на эмиссию углекислого газа. Россия добилась на конференции очень важного решения: квота на выбросы парниковых газов на период 2008 - 2012 гг. сохраняется на уровне 1990 г. Снижение уровня производства в стране по сравнению с 1990 г. позволяет снизить уровень эмиссии парниковых газов без внедрения энергосбережения, а излишки квоты углекислого газа продать развитым странам за твердую валюту. По расчетам, излишки России за 2008 - 2012 гг. составят около 2 млрд. т углекислого газа. По оценкам экономистов, тонна углекислого газа на мировом углеродном рынке будет стоить около $10. Следовательно, страна за первые пять лет может получить около $20 млрд.  Средства, полученные в результате торговли парниковыми газами, следует использовать для решения задач охраны окружающей среды и повышения эффективности использования энергии в регионах России.

Новый вид финансовых инструментов

Рассмотрим более подробно организацию ПСО. Первоначально необходимо определить базовую линию эмиссии, которая соответствует выбросам в случае отсутствия самого проекта. Затем определяется уровень фактической эмиссии газов в результате исполнения проекта. Разность между этими двумя величинами задает углеродные кредиты, равные величине снижения эмиссии в результате исполнения проекта. Углеродные кредиты можно продать на углеродном рынке или разместить на углеродном депозите. Другими словами, углеродные кредиты представляют новый вид финансовых инструментов, которые следует использовать для повышения эффективности инвестиционных проектов. Углеродные кредиты увеличивают внутреннюю норму доходности проектов и снижают срок их окупаемости. В качестве примера рассмотрим проект ПСО с базовой линией и фактическим уровнем эмиссии, которые приведены в таблице.

Годы

Базовая линия эмиссии, тыс.т

Фактическая эмиссия, тыс.т

Углеродные кредиты, единицы снижения эмиссии, тыс.т

2005

100

97

3

2006

100

93

7

2007

100

89

11

2008

90

85

5

2009

90

81

9

2010

90

77

13

2011

85

73

12

2012

85

69

16

Всего единиц снижения эмиссии, тыс.т

76

В результате использования нового ресурса - углеродных кредитов - проект принесет дополнительно $380 тыс. при продаже на углеродном рынке кредитов по цене $5 за тонну. Внутренняя норма доходности рассматриваемого проекта увеличится на 5%, а срок окупаемости снизится на 10%.

Эмиссия углерода, тыс.т.


 

Мировой углеродный рынок и Россия

Европейский союз начинает торговлю выбросами парниковых газов в 2005 г. Стоимость тонны-эквивалента углекислого газа на рынке эмиссий может колебаться в пределах от 1 до 50 евро. Верхняя граница определяется размером штрафа, установленного Евросоюзом, за выброс каждой дополнительной тонны углекислого газа сверх базового уровня эмиссии.

Современный мировой углеродный рынок находится в начальной стадии активного формирования. Сегодня у России имеется уникальная возможность участвовать в установлении правил торговли на будущем углеродном рынке, которые отвечали бы национальным интересам страны. В противном случае России придется впоследствии работать по правилам, предложенным ей развитыми странами.

После ратификации Киотского протокола Россия должна разработать национальную программу снижения выбросов парниковых газов, согласованную с международными обязательствами страны. Регулировать внутренний углеродный рынок необходимо в соответствии с международным законодательством - для привлечения иностранных инвесторов.

Стоимость исполнения обязательств, принятых Россией на себя при ратификации Киотского протокола, сегодня сравнительно низка, но она будет значительно возрастать. Для погашения этого негативного эффекта следует немедленно начать работу по снижению выбросов парниковых газов источниками на территории России.

Важную роль в реализации проектов по снижению эмиссии парниковых газов будут играть транснациональные компании, ведущие бизнес в России. Иностранные компании получают конкурентные преимущества благодаря участию в проектах раннего исполнения. С одной стороны, предприятие получает уникальный опыт в результате участия в углеродной торговле. С другой стороны, использование механизмов гибкости Киотского протокола снижает энергоемкость продукции и делает ее экологически привлекательной.

Опыт транснациональных компаний

Транснациональные компании имеют значительный опыт работы на углеродном рынке. Наглядный пример - компания British Pеtroleum, которая совместно с PriceWaterhouseCoopers организовала систему внутрифирменной торговли, в которой участвуют 12 подразделений. И за три последних года она принесла доходы в $928 млн. за счет роста энергоэффективности процессов добычи и переработки углеводородного сырья. За это же время компании удалось снизить выбросы углекислого газа на 16,3 млн. т. При этом за 2001 г. она продала право на выброс 4,5 млн. т углекислого газа по средней цене более $39 за тонну. Причем в некоторые моменты цена единиц снижения эмиссии достигала $100 за тонну.

Основными источниками эмиссии углекислого газа в нефтяной отрасли традиционно являются нефтедобыча, нефтепереработка и нефтехимия. Снизить их неблагоприятное воздействие на экологию BP удалось путем повышения эффективности использования энергии, утилизации попутного газа и снижения потерь при транспортировке.

Думаю, наиболее дальновидные из российских нефтяных компаний уже сейчас могут оценить полезность этого опыта. Через шесть лет отечественная нефтяная промышленность лицом к лицу столкнется с проблемами, связанными с Киотским протоколом. Впрочем, проблемами они окажутся только для тех нефтяников, которые не научились эффективно использовать экономические механизмы, заложенные в этом документе. В то время как умелое владение ими поможет компаниям привлечь дополнительные инвестиции.

Дата: 29.11.2003
А.И. Ильинский
"НефтьГазПромышленность" 4 (4)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!