О практическом руководстве Orgalime по борьбе с подделками

1 стр. из 1

В марте 2001 г. при Orgalime была создана специальная рабочая группа. Ее целью стало предоставление фирмам возможности делиться своим опытом в решении проблем, с которыми они сталкиваются в процессе деятельности. Первым результатом этой работы и явилось данное руководство, разработанное при поддержке Европейской комиссии специально для инженерных компаний.

Что такое подделка?

Подделка - это нелегальное воспроизведение/имитация изделия.
Нелегальным воспроизведение/имитация является в том случае, когда нарушаются права интеллектуальной собственности:
1) право на зарегистрированную торговую марку/фирменное название;
2) право на незарегистрированный товарный вид/оформление/обозначение изделия;
3) право на патент/дизайн целого изделия/проектирование;
4) авторское право.
Соответственно, право на интеллектуальную собственность считается нарушенным, если:
1) копия изделия имеет ту же маркировку или обозначение, что и оригинальное изделие;
2) подделка имеет внешний вид, обозначения, специфические черты, которые узнаваемы публикой;
3) в поддельном (в целом) изделии используются защищенные патентами части;
4) подделка является текстом, картиной, фильмом, звукозаписью, компьютерным программным обеспечением, технической документацией или чертежом, которые в основных чертах идентичны оригинальному изделию.

 Как узнать проблему?

 Существует ряд примет, которые говорят о том, что ваш товар подделывают:
- неожиданная потеря части рынка, особенно в части экспортных операций;
- увеличение количества жалоб покупателей на товар;
- усиление деятельности на специальных торговых ярмарках новых игроков, в частности с Дальнего или Среднего Востока;
- информация, полученная от вашей торговой ассоциации, конкурентов или партнеров по цепочке поставок, особенно от дистрибьюторов, которые часто первыми обнаруживают подделки на внутренних рынках;
- информация из общедоступных источников, таких как СМИ, например.
Если вы решите проигнорировать проблему, вы потеряете больше, чем долю на рынке. Может пострадать репутация вашей фирмы, и, что еще хуже, вы можете быть признаны виновными в ущербе, принесенном человеку или его собственности в результате использования подделки.

Юридическая защита

1. Защита зарегистрированной торговой марки/фирменного названия.
Эффективные юридические системы для такой защиты существуют по всему миру. Страны - члены ВТО обязаны по Соглашению о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (TRIPs Agreement) обеспечивать регистрацию прав интеллектуальной собственности и систему принудительных мер, включая административную и уголовную ответственность.
Изготовители могут извлечь из этой системы пользу только при условии, что у них есть собственные торговые марки или фирменные названия, зарегистрированные в странах, где они ведут торговлю. Без регистрации товарного знака в определенной стране вы не сможете применить никаких юридических санкций против кого-либо использующего этот знак или препятствовать третьей стороне, иногда даже вашему собственному агенту или местному дистрибьютору, зарегистрировать торговую марку на его собственное имя.
Ввиду того, что деятельность многих компаний выходит за границы одной страны, предпочтительно, чтобы вы зарегистрировали товарный знак во всех странах, в которых ваши изделия уже продаются или будут продаваться, а также в странах, которые являются потенциальными источниками подделок. Конечно, такая регистрация стоит денег. Однако эти расходы несоизмеримы с потерями из-за фальсификации ваших изделий или со стоимостью юридических процедур, связанных с отстаиванием своих прав.
Чтобы свести затраты к минимуму, многие государства мира заключают многосторонние соглашения. Благодаря этим соглашениям возможна регистрация торговой марки в нескольких странах. В Европейском союзе это "Торговая марка Европейского сообщества" (Community Trademark), которая предлагает защиту во всех странах - членах EC.
Первоначально зарегистрированная торговая марка действительна в течение 10 лет. По мере последующей оплаты ее можно возобновлять неопределенное число раз.
В качестве простого и недорогого средства привлечения общественности к защите вашего товарного знака рекомендуется добавлять символ ® к любой торговой марке, которую вы зарегистрировали.

2. Защита незарегистрированного товарного вида/оформления/обозначения изделия.
Специфический внешний вид изделия, его оформление или обозначение также могут быть объектом для регистрации торговой марки изготовителя или зарегистрированной конструкции.

3. Защита патентов/дизайна целого изделия/права на проектирование.
Патенты защищают новые технические характеристики изделия или процесса, если их применяют в данной стране и если им присвоен номер соответствующим патентным органом после проверки на новизну и изобретательство. Срок их действия в большинстве стран максимум 20 лет, и он не может быть продлен.
Дизайн целого изделия существует в некоторых странах, например в Германии, и может считаться "небольшим патентом". Он регистрируется соответствующим национальным органом власти и действует в течение 10 лет.
Право на проектирование распространяется на внешний вид изделия, не включая его технические функции. Во многих странах конструктивные особенности изделия также должны быть зарегистрированы в соответствующих органах власти. Срок действия этого вида прав ограничен национальными законами.

4. Защита авторского права.
Авторское право защищает оригинальное произведение, например тексты, картины, фильмы и т.д. Регистрация в национальном органе не требуется, но ее можно получить, если это необходимо, например, в США. Авторское право защищает форму предмета (объекта),
но не распространяется на саму идею, метод, алгоритм. Авторское право действует в течение 70 лет после смерти автора.

5. Страна происхождения.
Если на изделиях, которые продаются в Европейском союзе, страну происхождения указывать не обязательно, то на других рынках, например в США, это необходимо. Многие изготовители подделок используют такую маркировку нелегально. В целях борьбы с фальсификацией изделий Итальянская арматурная ассоциация AVR рекомендует обязательно проставлять страну, где оно изготовлено: это является дополнительной мерой защиты.

Санкции против изготовителей подделок

* Объявление вне закона производителей поддельных товаров.
* Конфискация поддельных товаров.
* Уничтожение поддельных товаров.
* Возмещение ущерба пострадавшему оригинальному производителю.
* Штрафы, а возможно, и тюремное заключение.
Эти санкции могут быть применены в соответствии с юридическим обвинением.
Можно использовать Trade Barriers Regulation - законодательство о торговых барьерах (http://europa.eu.int/comm/trade/policy/traderegul/index_en.htm.), которое является механизмом EC для частных компаний (лиц), помогающим решить проблемы с международной торговлей.

Технологическая защита

Кроме юридической защиты существует ряд технических мер, которые могут быть использованы для защиты вашего изделия. Это голограммы, интеллектуальные карты, магнитные полосы, специальные чернила и микроскопические таблички (см. Руководство Международной торговой палаты по борьбе с подделками, 1997, стр. 25 - 38 (возможные технологии) и Международную директорию МТП по борьбе с подделками, 2001, стр. 77 - 123 (фирмы, разрабатывающие технологии для борьбы с подделками)).
Следует учитывать, что технологическая защита является не чем иным, как дополнением к другим действиям, перечисленным в данном руководстве. Сама по себе она не является полным решением проблемы. Помните, что основным преимуществом того, кто занимается подделками, является то, что он стремится продать изделие ниже вашей цены, и то, что многие покупатели не слишком приглядываются, являются ли те или иные изделия или торговые марки подлинными.

Прямые действия против изготовителей подделок

Политика компании в борьбе с поддельными товарами должна охватывать:
- разработку изделия;
- контроль производства;
- мониторинг рынков сбыта;
- информационное обеспечение управления, особенно безопасность электронных средств связи;
- сотрудничество с конкурентами;
- сотрудничество с властями;
- сотрудничество с дистрибьюторами и обучение их обнаружению подделки на рынке.

О легальных действиях на рынке, защите изделий на промышленных ярмарках, сотрудничестве с таможенными службами, непрямых политических действиях и формировании общественного мнения читайте в руководстве Orgalime, текст которого полностью опубликован в Бюллетене НПАА №3(21), 2002.

Информация:

Orgalime - это Европейская ассоциация машиностроительной, металлообрабатывающей, электронной и электротехнической отраслей промышленности. Она была создана в 1954 г. и представляет интересы 29 национальных торговых федераций из 20 европейских стран на уровне Европейского союза.

Доля поддельных товаров составляет 5 - 7% оборота мировой торговли. С 1998 по 2001 гг.  количество подделок во всем мире возросло на 900%. Фальсификация изделий ведет к ежегодной потере 17000 рабочих мест только в странах ЕС. Потери налоговых ведомств исчисляются миллионами. Здоровье и безопасность потребителей ставятся под угрозу. (Из декларации членов Европейского парламента.)

Дата: 29.11.2003
Е.П. Михайлова
"НефтьГазПромышленность" 4 (4)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!