ЮГРА: не нефтью единой жив регион

1 стр. из 1

Иван МАТЛАШОВ, первый заместитель министра энегетики РФ
"Ханты-Мансийский автономный округ сегодня - это сердце топливно-энергетического комплекса России, потому что здесь добывается и производится 58% всех первичных энергоносителей, производимых и добываемых в стране".

Сегодня Ханты-Мансийский автономный округ (Югра) - крупнейший нефтегазоносный район России и один из главных нефтедобывающих регионов мира (около 60% российской и свыше 5% мировой нефти). На его территории ведут работы сильнейшие нефтяные компании ("Сургутнефтегаз", "ЛУКОЙЛ", "ЮКОС", ТНК-ВР, "Сиданко", "Сибнефть", "Славнефть" и многие другие). По целому ряду экономических показателей, среди которых - объем промышленной продукции, добыча нефти и газа, поступления налогов и сборов в бюджетную систему, округ занимает лидирующие позиции в России. Вместе с этим требуется постоянное увеличение объема инвестиций для дальнейшего развития экономики региона и страны в целом. И неслучайно именно Югра стала местом проведения международных инвестиционных форумов "Россия: Нефть. Энергия. Прогресс". О жизни автономного округа мы беседуем с его губернатором Александром ФИЛИПЕНКО.

- Александр Васильевич, до проведения II-го Международного инвестиционного форума "Россия: Нефть. Энергия. Прогресс" Вы говорили о том, что ждете от него практических результатов. Насколько оправдались надежды? Можно ли говорить об открытии новых горизонтов сотрудничества?

- Проведенный в конце сентября международный инвестиционный форум, безусловно, можно считать состоявшимся: об этом свидетельствует большое количество его участников и внимание со стороны деловых кругов и общественности. Конечно, основной целью форума являлось привлечение дополнительных инвестиций в разные отрасли региона, а для этого необходимо не только поддерживать его имеющуюся инфраструктуру на достойном уровне, но и активно ее развивать. В своем выступлении на форуме я четко обозначил наши позиции и намерения. Автономный округ сегодня обладает самыми современными информационными каналами и путями сообщения, но мы собираемся двигаться дальше. Как говорится, нет предела совершенству.

Говоря об открытии новых горизонтов сотрудничества, можно отметить то, что на форуме было подписано соглашение о сотрудничестве между правительством Югры и ТПП РФ на пять лет, которое подразумевает взаимовыгодный обмен информацией и опытом в законотворческой области, нормативно-правовой сфере, а также реализацию совместных инвестиционных проектов. На прошедшем форуме мы подписали два перспективных соглашения о сотрудничестве с финскими фирмами Dynea Finland и Finforest по развитию производства на недавно пущенном в эксплуатацию заводе "LVL-Югра" в Нягани.

Совсем недавно к нам приезжала московская делегация во главе с мэром столицы Юрием Лужковым. Мы провели ряд переговоров на тему работы на территории нашего региона Московской нефтегазовой компании, контрольный пакет акций которой находится у правительства Москвы. Москвичей заинтересовала возможность сотрудничества в области высоких технологий, переработки и добычи камня, в сфере оказания сервисных услуг, образования и торговли. Уверен, что наше сотрудничество станет плодотворным и взаимовыгодным.

- На форуме, говоря о развитии инфраструктуры Югры, Вы отметили необходимость строительства федеральной трассы Пермь - Ханты-Мансийск - Томск. Такая необходимость связана с расширением инвестиционных возможностей или же есть какие-то другие цели?

- Развитие инфраструктуры, конечно, необходимо, но не только для того, чтобы сделать регион привлекательным для потенциальных инвесторов. Необходимо также поддерживать тот уровень жизни, на который удалось выйти в последние годы. Совсем недавно аэропорт в Ханты-Мансийске с высокой пропускной способностью (до 2500 человек и 150 тонн груза в сутки) получил международный статус. В скором времени в нем будут созданы условия для пограничного, таможенного, иммиграционного и санитарного контроля. Всего в нашем округе 13 действующих аэропортов. Что касается автотрассы Пермь - Ханты-Мансийск - Томск, то нужно сказать, что основная цель ее строительства -  значительное сокращение пути из Восточной Сибири в европейскую часть страны. А это, естественно, повлечет за собой сокращение транспортных издержек. Югра получит транзит, что дает дополнительные возможности для развития, для дальнейшей интеграции с соседними, в первую очередь уральскими, регионами. И еще для нас это возможность выйти на новые территории освоения и вывести в разряд инвестиционно привлекательных около 1 млрд. тонн запасов углеводородного сырья.

- На территории региона добывается большая часть всей нефти страны. Как Вы думаете, финансы, полученные от ее реализации, следует направить на улучшение благосостояния страны или же сначала нужно максимально развить сам регион?

- Я бы так не противопоставлял. Говорить о том, что важнее, не совсем правильно: понятия "интересы страны" и "интересы региона" тесно связаны. Решение общенациональной задачи ускорения экономического роста и повышения конкурентоспособности экономики в целом немыслимо без масштабных инвестиций. Наш регион занимает лидирующие позиции по объемам инвестиций, и это позитивным образом сказывается на экономическом состоянии страны.

- Освоение природных ресурсов любого региона всегда сказывается на его экологическом состоянии. Как Вы можете прокомментировать все чаще появляющиеся в прессе сообщения о том, что в точках добычи нефти и газа не соблюдаются меры по сохранению экологического здоровья региона?

- Существуют определенные нормы по содержанию территории, на которой ведутся работы. Мы внимательно следим за тем, чтобы они соблюдались, причем совершенно необязательно такие работы должны быть связаны с добычей нефти или газа, это касается абсолютно всех отраслей. Охрана окружающей среды является одной из важнейших проблем сегодня, и если закрывать на это глаза, то сложно представить себе благополучное будущее региона. Нами подготовлен новый законопроект "О целевом бюджетном экологическом фонде ХМАО", который будет пополняться штрафами за  выбросы загрязняющих веществ. Для этого разработана целая методика "Оценки ущерба от аварийных выбросов загрязняющих веществ", утвержденная недавно правительством округа. Полученные средства пойдут на финансирование природоохранных мероприятий на территории Югры.

- Не так давно прошли Ваши встречи с представителями компании Shell и объединения ТНК-BP. Какие результаты они принесли? 

- На данный момент ТНК-ВР, применяя современные технологии, занимается не только инвестициями в четко обозначенный сектор российской экономики, но и старается выйти на уровень холдинга мирового уровня. Ведутся активные разработки в области обустройства промыслов, заключаются новые соглашения о сотрудничестве. Компания уже сотрудничает с несколькими регионами, и мы надеемся, что наш не станет исключением. Ожидается также и увеличение объема инвестиций в Россию англо-голландского холдинга Royal Dutch/Shell Group. Мы рассчитываем на то, что наш регион не останется без внимания.

- Интерес нефтяных компаний к региону вполне понятен. А как обстоят дела с развитием других отраслей?

- Конечно же, мы делаем ставку не только на добычу нефти и газа. Округ богат ресурсами, которые необходимо исследовать. На прошедшем форуме в секции "Кварцевая и стекольная индустрия", где участвовало множество российских и иностранных компаний, прозвучало очень интересное, на мой взгляд, предложение создать российский "кварцевый холдинг". Мы готовы вести переговоры в этой области и рассмотрим абсолютно все предложения. Не менее интересным является вопрос о возможном строительстве в автономном округе завода по производству флоат-стекла. В июле мы начали строительство промышленного комплекса в Нягани АО "Полярный кварц", введение в эксплуатацию которого планируется в 2005 г. Все необходимые лицензии у "Полярного кварца" имеются. Если все будет идти по плану, то уже в самом ближайшем будущем можно будет говорить о выходе на рынок нашего высокочистого кварцевого концентрата и стекольного производства.

- Общеизвестно, что нефть - не единственный козырь в экономике автономного округа. Горнорудные ресурсы отнюдь не такие уж скудные. Есть ли какие-то задумки по развитию их исследования и добычи? Может быть, уже сейчас имеются какие-то результаты?

- На ближайшие несколько лет основными направлениями инвестиционной политики нашего региона являются оптимизация добычи нефти, развитие электроэнергетики и переработка углеводородов. Однозначно необходимо развивать не только переработку нефти на топливо и масла, но и такие перспективные направления, как нефте- и газохимия. Весьма привлекательными проектами для инвесторов являются проекты в области энергетики (строительство и модернизация Нижневартовской и Сургутской ГРЭС). На восточных склонах Уральских гор имеется высокий потенциал для добычи угля. Это существенный фактор: развитие энергетики надо рассматривать, учитывая дальнейший переход с жидких углеводородов и газа на уголь.

Работы в этом направлении продолжаются, мы не хотим останавливаться на достигнутом. Необходимо привлечь в формирование новых производств максимальное количество партнеров - как российских, так и иностранных. В автономном округе сегодня созданы, на мой взгляд, хорошие предпосылки для успешного развития экономики: работает рыночный механизм, стабильна банковская система, созданы лизинговые и страховые компании, окружной фонд поддержки малого бизнеса и развития предпринимательства. Одним словом, у нас есть все основания для реализации задуманного.

Дата: 29.11.2003
Дмитрий Нагайцев
"НефтьГазПромышленность" 4 (4)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!