Сахалин дождался технического прогресса

1 стр. из 1

Географическое положение и немилосердный климат всегда мешали острову Сахалину перестать быть задворками России. Щедро одаренный полезными ископаемыми край долгое время оставался в нашем сознании примерно тем же, чем он был для посетившего его в позапрошлом веке Чехова: глушь, дикость, холод. Проект "Сахалин-1", включающий в себя разработку трех нефтегазовых месторождений, смог быть задуман и реализован лишь сегодня: только к нашему времени техника достигла такого уровня развития, при котором претворение в жизнь столь масштабной идеи может стать рентабельным.

Кто? Где? Когда?

С подробностями реализации "Сахалина-1" нас ознакомил Владимир Николаевич Астафьев, заместитель генерального директора проекта.
Итак, ресурсами для разработчиков стали три сахалинских месторождения, открытые более 20 лет назад: Чайво (тогда там пробурили 6 скважин), Одопту (15 скважин) и Аркутун-Даги (10 скважин). Первоначальную разведку первых двух месторождений проводили совместно с японскими специалистами в рамках правительственного соглашения, заключенного в 1975 г. Третье было открыто нашими геологами. В течение пяти лет - с 1996 по 2001 гг. - проводили доразведку этих нефтяных шельфов. Испытания скважин на приток углеводородов, техноразметка и техноэкономические расчеты доказали эффективность разработки этих месторождений. И в конце 2001 г. реализация признанного рентабельным проекта "Сахалин-1" стала делом ближайшего времени.

За разработку нефти и газа на северо-восточном шельфе острова взялись наши компании совместно с зарубежными партнерами. В качестве компании-оператора выступила Exxon Neftegas Ltd., в руках которой сосредоточено 30% акций предприятия. Кроме нее в консорциум "Сахалин-1" входят две дочерние компании "Роснефти" (20% капитала), японская SODECO (30% акций) и индийская ONGC (20%).

Освоение месторождений разделили на четыре стадии:
1. Добыча только нефти на Чайво и Одопту.
2. Разработка газовых горизонтов этих месторождений и экспорт газа в Японию до 2008 г.
3. Разработка месторождения Аркутун-Даги.
4. Добыча газа на всех месторождениях и его экспорт до 2050 г.

Прибыльность проекта намечено обеспечить за счет оптимизации структуры инвестиций, сокращения эксплуатационных расходов и максимальных темпов роста доходов.

О добыче - в деталях

Процесс добычи нефти на Чайво в рамках реализации первой стадии проекта будет происходить следующим образом. Шельф на этом месторождении будет разработан и с берега, и с моря. В воде на глубине примерно 14 метров установят железобетонную платформу "Орлан", буровая установка которой должна работать круглый год, невзирая на перепады температур, волнение (вследствие этого - нестабильность уровня дна), колебания земной коры, иногда достигающие 8 - 9 баллов по шкале Рихтера. Такие погодные условия не позволяют возводить обширные конструкции в воде, поэтому планируется выстроить блок береговых сооружений, которые будут доводить продукцию до товарной кондиции.

Нефть в Одопту будут добывать с берега через наклонно направленные скважины с большим отходом забоя от вертикали. Южнее северной площадки построят блок береговых сооружений, которые будут приводить нефть в товарный вид. Планируется собирать и подготавливать к продаже порядка 40 тыс. тонн "черного золота" в сутки. Очищенная продукция будет доставляться по трубопроводу высокого давления в береговые сооружения Чайво, а оттуда - непосредственно в магистральный нефтепровод.

По расчетам, на пике добыча нефти должна достигнуть уровня приблизительно в 12 млн. тонн в год  (250 тыс. баррелей в сутки). Предыдущий опыт добычи полезных ископаемых совместно с зарубежными партнерами внес в соглашение о разработке сахалинских месторождений очень важный пункт: каждый участник консорциума несет ответственность за перевозку своей доли добытой нефти.

Первая стадия реализации проекта "Сахалин-1" включает в себя строительство магистрального нефтепровода длиной 220 километров и диаметром 610 мм, который протянется от вышеупомянутых береговых сооружений до нефтеотгрузочного терминала в порту Де-Кастри (Хабаровский край) на другом берегу Татарского пролива. Трасса будет идти порядка 118 км по острову, затем пересечет Татарский пролив (отрезок около 20 км) и далее - 83 км по материку.

Возможна также круглогодичная перевозка нефти по морю (этому поможет ледокольное сопровождение): на терминале разместят сооружения, с помощью которых нефть будут наливать в танкеры водоизмещением 100 тыс. тонн типа "Афромакс" с двойным корпусом (на рейд выйдут пять таких судов). При проектировании нефтеотгрузочного терминала отказались от чересчур дорогих прибрежных причалов с эстакадами. На суше возведут три резервуара для нефти объемом 100 тонн каждый. Подводный трубопровод большого диаметра обеспечит налив ее в танкеры самотеком.

В конце июля - начале августа этого года компания Exxon Neftegas Ltd. объявила о начале бурения наклонно направленных скважин на месторождении Чайво. Такой вид добычи нефти наиболее эффективен, не связан с применением высокозатратных технологий и не нарушает экологическую обстановку. Пока пробурена одна технологическая скважина для закачки отходов. Планируется сделать 9 скважин мирового класса с отходом от вертикали порядка 11 километров. Для сравнения: компания "Сахалинморнефтегаз" проделала 8 отверстий подобного типа, обеспечив максимальный отход от вертикали - 6,5 километра.

Отметим, что уникальность "Сахалина-1" состоит еще и в том, что проекты всех конструкций, которые будут возведены, тщательнейшим образом согласованы и с экологами, и со специалистами в области безопасности труда. Более того, строители сооружений руководствуются не только стандартными нормативными документами, но и специальными техническими условиями, разработанными в НИИ отрасли и утвержденными государственными надзорными органами.

Выгоды для россиян

Главная особенность проекта "Сахалин-1" - в том, что, невзирая на обильные иностранные инвестиции, в распределении подрядов на разные виды работ, необходимых для его реализации, предпочтение отдается российским компаниям. Компании, вложившие деньги в проект, создали специальный комитет, который занимается отбором российских подрядчиков. Например, современная буровая платформа "Орлан", без которой трудно обойтись в сахалинских погодных условиях, модернизируется на Амурском судостроительном заводе - это один из крупнейших контрактов такого рода. Тендер на строительство моста через залив Чайво выиграла одна хабаровская компания. Все металлоконструкции для него произведут российские заводы.

В феврале 2002 г. создан двуязычный сайт проекта "Сахалин-1", на котором размещена информация о подрядах, конкурсах, условиях отбора подрядчиков. Его посещаемость сегодня - 60000 вхождений в месяц.

Одно из главных препятствий для добычи нефти и газа на Сахалине - бедная инфраструктура острова. Серия проектов, связанных с добычей полезных ископаемых, включает в себя строительство дорог, мостов, а также реконструкцию аэропорта в поселке Ноглики, в которую вложат $38 млн.

"Сахалин-1" уже создал более 200 рабочих мест для россиян (пока это в основном служащие южносахалинского офиса). В процессе реализации проекта работу получат до 13000 наших сограждан. В его рамках планируется также строительство жилого комплекса из 76 коттеджей.

Кому нужен газ

Основные опасения, которые внушают столь масштабные начинания, можно облечь в простой вопрос: не станет ли проект БАМом ХХI века, т.е., фигурально выражаясь, путем, по которому нечего, некуда и некому возить?

Планирование поставок топлива в государства Востока ставит реализацию проекта в зависимость от потребности стран Азиатско-Тихоокеанского региона в природном газе. Согласно выводам экспертов, в первые два десятилетия этого века она возрастет. Но пока твердые обязательства со стороны японских покупателей отсутствуют. Китайский рынок реализации добытого топлива все еще рассматривается.

С другой стороны, в 1998 г. закончилась разработка программы газификации Дальнего Востока, которая включает планы обеспечения газом Хабаровского и Приморского краев, а также Сахалинской области. Проекты "Сахалин-1, 2, 3" включают в себя поставки топлива в эти регионы. По соглашению, подписанному газодобытчиками совместно с администрацией Хабаровского края, в 2006 г. сахалинский газ поступит потребителям. Возможен перевод на этот экологически более безопасный вид топлива традиционных для местности угольных и мазутных электростанций, которые засыпали многие города Сибири и Дальнего Востока  черной пылью.

Дата: 29.11.2003
Мария Конюкова
"НефтьГазПромышленность" 4 (4)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!