|
|||||
1 стр. из 1 — Павел Владимирович, вы не первый раз выступаете на страницах нашего журнала накануне Дня строителя. Какие сдвиги произошли за истекший год в деле формирования нормативно-правовой базы в строительстве и каков вклад РЦЦС в этот процесс? — В первую очередь хочется остановиться на изменениях, произошедших в строительном комплексе в целом. Прошедший год ознаменовался началом реального воплощения в городе крупных строительных программ, связанных с подготовкой к празднованию трехсотлетия Санкт-Петербурга. К тому же мы стали свидетелями активного строительства Кольцевой автомобильной дороги. Отрадно, что честь быть подрядчиками по основным лотам выпала именно петербургским организациям. Таким образом, подтверждается высокий профессионализм наших строителей и открываются новые перспективы для дальнейшего развития Северной столицы. Однако следует отметить, что многие инвестиционные проекты не сопровождаются предварительным всесторонним экономическим анализом. Тендерные процедуры организованы таким образом, что строители вынуждены «кидаться в бой» сломя голову, не имея необходимого обоснования. Причем происходит это при очевидном попустительстве заказчика. А ведь обоснование экономической целесообразности проекта является основополагающим как для инвестора, так и для подрядчика, тем более когда речь идет о колоссальных капитальных вложениях. Наш центр оказывает заказчикам помощь в этом многотрудном деле, поскольку мы не можем стоять в стороне от столь значимых для города инвестиционно-строительных проектов. В настоящее время мы курируем эти программы по части ценообразования и сметного нормирования. Руководство города поставило перед строителями задачу в кратчайшие сроки организовать производство работ на высоком уровне с применением современных технологий и специальной импортной техники. Однако, к сожалению, это пока никак не отражено в сметно-нормативной базе. РЦЦС высчитывает основные показатели по вышеназванным позициям, в том числе по Кольцевой дороге. Наша работа неразрывно связана с переходом на новую сметно-нормативную базу. И прошедший год привнес массу изменений в эту область. Госстрой России принял постановления, по которым начиная со второго квартала (который уже завершился) сметная документация должна составляться только на основе новых государственных элементных сметных норм и территориальных единичных расценок. Конечно, остается масса вопросов и проблем. Однако такая работа уже вовсю осуществляется в тридцати субъектах РФ. Отрадно, что Санкт-Петербург является одновременно и инициатором данного перехода, и основным разработчиком новой нормативной базы. Кроме того, мы оказываем поддержку в создании сметных нормативов для строителей Московской области, Ямало-Ненецкого АО и других регионов России. Это связано с тем, что многие организации участвуют в тендерах и производят работы вне пределов их юридической регистрации. Поэтому важно, чтобы на всей территории РФ были единые, понятные каждому правила игры, в том числе в вопросах ценообразования и сметного нормирования. Нынешний, 2001 год является решающим в переходе на новую базу. К сожалению, множество проблем возникает из-за недостаточного финансирования и непонимания местными органами управления важности данного процесса. Признаться, меня всегда удивляло, почему вопросы, влияющие на формирование инвестиционной привлекательности территорий, на поверку так мало волнуют власти всех уровней. Основная масса бюджетных средств идет на долгосрочные проекты, напрямую связанные со строительством. И именно в этой сфере, к сожалению, существует самый высокий уровень нарушений и чиновничьего произвола. Весь послевоенный европейский опыт подтверждает тезис о том, что строительство – наиболее благоприятная среда для развития коррупции. В нашем же отечестве это приняло просто угрожающие масштабы. Создается впечатление, что запутанность системы, отсутствие должного внимания и контроля со стороны общественности – на руку некоторым нечистоплотным чиновникам. Например, сегодня никого не удивишь таким понятием, как «откат». По нашим оценкам, средний уровень «отката» подрядной деятельности по государственным инвестиционным ресурсам составляет 32%. Также в наш обиход прочно вошло словосочетание «свой подрядчик». Зачастую тендерные процедуры проводятся с многочисленными нарушениями, а участники тендера набираются исключительно для создания формальной, видимой чистоты дела. По сути, мы сталкиваемся с «мертвыми душами». По данной схеме победитель тендера в дальнейшем выходит из игры из-за каких-нибудь юридических неувязок, а его место без борьбы занимает «свой подрядчик». При реализации любой инвестиционно-финансовой программы в любом регионе России, в том числе в нашем родном городе, всегда находятся одна-две подрядные организации, которые непосредственно курируются руководителем ведомства-заказчика работ. Как правило, также есть строительные компании, связанные с высокими чиновниками местного уровня. И это «нормальное положение вещей», характерное как для Северной столицы, так и для Первопрестольной и других регионов РФ. Попытки высших властей укрепить контроль государства в данной сфере (создание контрольно-счетных палат разных уровней, образование системы казначейств), к сожалению, малоэффективны по причине перегруженности контролирующих структур чиновничьим аппаратом. К тому же большинство современных бюрократов не являются специалистами в своей области. Не укрепляется среднетехническое звено комитетов. Как результат — возникает кризис управления на государственном уровне. Наконец, отсутствуют внятные методики обнаружения тех или иных нарушений. Естественно, напрашивается мысль о том, что такое положение вещей кому-то выгодно и удобно. Вкупе все эти факторы негативно сказываются на эффективности государственных вложений в инвестиционно-строительную сферу и на инвестиционной привлекательности нашего государства в целом и его отдельных регионов в частности. Иностранные и внутренние инвестиции теряют эффективность примерно на 30% за счет системы официальных и неофициальных поборов. Например, в жилищном строительстве при получении технической документации зданий и сдаче домов на баланс надо заплатить примерно 30 организациям. Все это коммерческие фирмы или госучреждения (только на бумаге), получающие иногда до 18% от общей стоимости объекта. Утвержденные тарифы на их услуги отсутствуют, но существуют взятые с потолка расценки, причем известно, что данные тарифы распадаются на два платежа – то, что надо заплатить официально, и то, что отдается «неучтенным налом». Мы не отрицаем необходимости контроля, понимаем, что за квалифицированную оценку надо платить, но при этом выступаем за единые для всех правила игры. Пора навести элементарный порядок в данном вопросе. Это приведет к существенному экономическому эффекту. В конце концов, без преодоления таких, казалось бы, «мелочей» невозможно решить стратегические задачи. Кстати сказать, в Москве не гнушаются уделять внимание очерченному мной кругу проблем и внимательнейшим образом относятся к кадровым вопросам, что во многом способствует притоку инвестиций. И пока в нашем городе не начнут следовать принципу профессионального подбора чиновников, мы будем оставаться на вторых ролях. Сегодня любой иностранный инвестор заинтересован в получении не только официальной информации (наличие каковой, безусловно, необходимо и важно), но и неформальных сведений, которые, к сожалению, носят зачастую негативный характер. — Бремя многочисленных неоправданных платежей, с которыми сталкиваются застройщики, в конечном счете ложится на плечи потребителя, то есть частного дольщика? — Совершенно верно. Как результат — дорожает жилье. Проблема еще и в том, что данные платежи зачастую не могут быть отнесены на балансовую стоимость здания. Таким образом, объект оказывается недооцененным, что снижает налогооблагаемую базу. Существует еще одна проблема, которую наш центр предлагает решить в ближайшее время. На данный момент в городе работают десятки застройщиков. Но мы не верим в эффективность и благонадежность компаний, сдающих в год по одному дому. Думаю, в ближайшее время мы придем к схеме, когда в городе останется десяток застройщиков. Надо законодательным путем поставить заслон мелким фирмам и всячески содействовать формированию крупных строительных групп и холдингов. Только в таком случае компании смогут полностью перейти на систему совместного с городской администрацией планирования инвестиционно-строительных проектов. Например, в Москве существует такое понятие, как «квартальная застройка». Инвестор и подрядчик должны наравне с властями отвечать за развитие социальной инфраструктуры. Частные дольщики страдают также от укоренившегося правила сдавать новое жилье со значительным отставанием от намеченного графика. Практически строительство ни одного объекта не завершается в срок. Причем следует четко понимать, что подписание Акта государственной приемочной комиссией и момент, когда дольщик может реально въехать в новую квартиру, никак не связаны друг с другом. Между этими двумя событиями проходит до двух лет. По сути, Акт является формальным документом и подписывается, несмотря на массу недоделок. Обычно застройщик стремится скорее скинуть с плеч очередной объект, тогда как государственные эксплуатирующие организации не готовы взять новый дом на баланс. Сказать точнее, не хотят этого делать без определенной мзды в виде выделенных квартир. А это совершенно невыгодно застройщику. Некоторые компании создают свои эксплуатационные структуры, что соответствует веяниям времени, но зачастую принимает уродливые формы. Связано это с тем, что застройщик воспринимает оказание услуг по поддержанию дома в должном порядке как дополнительный источник доходов. Однако сегодня, к сожалению, частный дольщик должен заранее быть готовым к тому, что в течение примерно двух лет по сдаче дома в эксплуатацию ему придется мириться с перебоями в тепло- и водоснабжении, подаче электроэнергии, работе лифтов. Благоустройства территории также придется ждать довольно долго. Причем это касается любых домов, даже элитных. Настало время создать условия для строительства «доходных домов», где прибыль именно от эксплуатации объекта встанет во главу угла. Надо решать вопросы, связанные с т. н. «государственной арендой жилья». В Москве уже начинают реализовывать высказанные нами предложения. — Строительство нового жилья, конечно, одно из важнейших условий развития города. Однако сегодня основные силы брошены на реконструкцию и реставрацию старых зданий, ведь до мая 2003 г. остается не так много времени. Какова роль вашего центра в деле подготовки к празднованию юбилея Санкт-Петербурга? — Вы правильно заметили, что времени остается в обрез. А когда работа ведется, что называется, «с колес», мы сталкиваемся с негодной экономикой. И хотя РЦЦС ведет колоссальную нормотворческую деятельность, на сегодняшний день не все реставрационные работы охвачены нормативно-законодательной базой. Мы имеем дело с новейшими технологиями и материалами, которые применяются на объектах, уникальных с архитектурной и исторической точки зрения. Огромные бюджетные суммы идут на реставрацию всемирно известных дворцов и ансамблей. И из-за несовершенства нормативной базы в этой области нечистоплотные чиновники получают благоприятную почву для коррупции. К тому же страдает качество выполняемых работ, поскольку строители ограничены во времени. Создается ситуация, когда мало кто заинтересован в конечном результате. Перефразируя известное высказывание, хочется сказать: надо любить не себя в городе, а город в себе. Надеюсь, конструктивная законная критика будет услышана властями. В заключение хочется отметить факт наращивания темпов инвестиций в экономику города. Это отрадно. Проблемы же, которые перед нами все еще стоят, не являются неразрешимыми. Президент демонстрирует свое неравнодушное отношение к Санкт-Петербургу, который на деле становится второй столицей России. Поэтому критический настрой позволяет мне оставаться оптимистом. Дата: 12.11.2001 Вадим и Александр СИМОНОВСКИЕ "Петербургский строительный рынок" №7-8
«« назад Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации! |
|||||