|
|||||
1 стр. из 1 Подводящая итоги года беседа с одним из давних партнеров нашей редакции, генеральным директором ЗАО "Трест Коксохиммонтаж" В. А. ФУФАЕВЫМ - хорошая традиция нашего журнала. Дело в том, что одна из наиболее ответственных задач Треста - строительство стальных резервуаров для нефти и нефтепродуктов, а также высокоуровневые монтажные работы. А это - решение одной из ключевых задач российской "нефтянки". Таким образом, из беседы со специалистами "Коксохиммонтажа" можно получить экспресс-информацию о состоянии ключевого - на данный момент - сегмента экономики страны, нашего ТЭК. А также тех сегментов, которые имеют шанс стать ключевыми в ВНП будущего - металлургия, экспорт строительных услуг, транспорт, переработка сырья. - Валентин Александрович, одна из важнейших особенностей проектов резервуаров, которые монтирует "Коксохиммонтаж" - это высокий уровень страховки экологических рисков. Однако известно, что зачастую российская промышленность не готова инвестировать в экологическую составляющую проектов. На Ваш взгляд, готов ли клиент "Коксохиммонтажа" платить за современное оборудование или делает это "по обязанности" государства? - То, что сегодня клиент готов платить за экологию, подтверждает сама жизнь: все хотят жить дольше и комфортнее. Пример тому за последние годы - множество объектов, где экологическая составляющая была приоритетной. На терминале Каспийского трубопроводного консорциума впервые было построено 4 резервуара объемом 100 тыс. куб. м с тройной защитой. Во-первых, под фундаментом и в каре между резервуарами была уложена защитная мембрана: в случае разлива нефтепродукты попадут не в землю, а могут быть собраны с помощью специальной техники. Во-вторых, резервуары рассчитаны с запасом на коррозионную устойчивость: в металле конструктивных элементов учитывается дополнительно до 2 мм толщины с учетом возможной коррозии. В-третьих, резервуары не просто окрашиваются, а защищаются изнутри. В особо агрессивной среде делается повышенная защита - очистка по классу ISA 2,5 - ISA 3, и затем покрытие до 340 микрон красителем. Тем самым резервуары дополнительно защищаются от протечек. Второе. Последнее время в мире распространены проекты резервуаров с алюминиевыми понтонами, которые удерживают до 98 % испарений. Это снижение испарений - большой шаг вперед в сокращении выбросов в атмосферу. Сегодня большие резервуары такой конструкции построены в Киришах - два с алюминиевым понтоном, и в Кстово, для компании "Лукойлнижегородоргсинтез". Также мы выиграли два тендера, "Сахалин-1" и "Сахалин - 2", сейчас проектируем, в 2004 смонтируем, а в 2005 испытаем и сдадим четыре 100-тысячных резервуара. Диаметр 95 метров, высота купола 25 метров. Поддон использован стальной - так захотел заказчик - но загазованность будет минимальной. Также, учитывая особенности Сахалина с его высокой сейсмикой, снеговыми и ветровыми нагрузками, в проекте предусматривается алюминиевая крыша. в Приморске, где "Транснефтепродукт" готовится строить терминал для перевалки нефтепродуктов, то там также вопрос экологии на первом месте. Вы, как ленинградец, должны знать: после ввода первой очереди БТС туда приезжало много комиссий, и все они давали высокую оценку проекту. Высокую оценку заслужил и объект "Станция Володарская" Московской области, принадлежащий компании "Транснефтепродукт". Наконец, буквально на днях в Архангельске мы ввели два резервуара объемом 20 тыс. куб. м. Это также объекты, построенные с выполнением всех требований по экологии. Таким образом, сегодня и государственные структуры, и частный заказчик уже понимают, как надо работать, чтобы люди могли не задыхаться от испарений. Но а если кто-то начнет жадничать, то государство найдет способ его поставить на место. - Безусловно, найдет. Тем более что сейчас роль "административного ресурса" в нефтяном секторе укрепляется. Но, на Ваш взгляд, будет ли способствовать это стремлению нефтяного сектора инвестировать в долговременно окупающиеся и дорогостоящие проекты, такие как терминалы? - Мне трудно говорить о всей нефтяной отрасли, потому что мы работаем не со всеми. Скажу о том, что знаю о компании "Сургутнефтегаз", с которой работал и в Киришах, и в Сургуте. Я, впервые приехав в Сургут, был поражен этим городом. Чистый, почти западный город. Человек ступил ногой на "зебру" - машина не поедет, хотя светофора нет. Почему в Москве, в Петербурге не так? Потому что есть хозяин, "Сургутнефтегаз", и хозяин хороший. Он занимается инфраструктурой, не только технологической, но и социальной. Это не "советское", а современное "российское" лицо компании. То же могу сказать и о Киришах. Не знаю как у них обстоят дела с капитализацией и доходом на акции, но у меня эта компания вызывает уважение - с людьми работать приятно. То же могу сказать и о компании "Роснефть". У тех компаний, что не считают себя в России временщиками, кто вкладывает в разведку, бурение, транспортную и социальную инфраструктуру, все было и будет в порядке. Тех, кто пришел схватить и убежать, государство должно вовремя остановить. Ведь многие компании возникли в мутное время несправедливой приватизации (кстати, мы, "Коксохиммонтаж", детально соблюли все формальности акционирования). Я не за то, чтобы пересматривать результаты, хотя и понимаю, что кто-то "на волне" прихватил лишку. Но если это и случилось - так вкладывай в Россию. Почему же за рубеж? Почему в "Челси", а не в "Спартак"? Ведь это - деньги, заработанные предыдущими поколениями россиян. Мы сейчас хорошо развиваемся, но покупаем не футбольные клубы, а оборудование. Купили 750-тонный кран в Кириши, чтобы не пустить западных конкурентов на монтаж колонн гидрокрекинга. - Одна из проблем инвестиционного климата страны - это большая зависимость крупных проектов от местных администраций. Администрации рано или поздно переизбираются, и преемники зачастую подвергают ревизии обязательства предшественников. Вам не кажется, что система демократических выборов, как не печально, играет против инфраструктурных проектов? - Нет, не согласен с этой точкой зрения. Вы человек молодой и не жили в те времена, когда жил я. В комсомол меня приняли в 1952 году, за год до смерти Сталина, и те времена хорошо помню. И на выборы единственного кандидата и я, и мои родители походили достаточно. Не должно быть так! Губернаторы должны избираться и быть подотчетны краю. Да, они обязаны защищать интересы края. Мы часто встречаемся с губернатором Липецкой области, обсуждаем реализацию сельскохозяйственных проектов. Если дело на пользу региону, то противоречий никаких не бывает. И в реализации федеральных программ мы должны соотноситься с проблемами региональными. Неправильно, если нефтепровод собираются проложить то через заповедник, то в сейсмической зоне вблизи Байкала. Губернатор должен быть облечен властью, назначать или снимать губернаторов считаю неправильным. Иначе мы получим временщиков, которые заботятся не о крае, а о сохранении места. Таким образом, выборы должны обязательно сохраниться, и страна научится выбирать достойных людей. Другой разговор, есть и такие проблемы федерального уровня, что должны восприниматься на местах как константа. - Ну а если через выборы прошел такой хозяйственник, что его, по известному сейчас выражению, могут "на вилах вынести"? - Есть понятие "третья власть" - суды, которые одинаковы для всех. Если ситуация развивается явно к социальной и экономической катастрофе, то решение должно выноситься в виде приговора. И механизм этот есть, его нельзя подменять административным ресурсом. Научимся уважать и суд, и губернатора - и будет все в порядке. - Сейчас ситуация в транзитных регионах юга меняется ежемесячно. Какие экспортные маршруты будут, по Вашему мнению, наиболее актуальны? - Мы должны всемерно развивать российские порты. Какие бы события кругом не происходили, думать о России. Сейчас перспективен терминал в бухте Железный рог на Черном море, в Краснодарском крае. Продолжает развиваться система портов Ленобласти. Очень перспективно развитие Архангельского и Мурманского направлений. Пока из-за столкновения государственных и частных интересов мурманский проект не развивается, но он очень перспективен из-за использования танкеров большой грузоподъемности. Надеюсь принять участие в его реализации. Актуально и восточное направление - трубопровод в Находку. Что считать приоритетом - вопрос технологий. Думаю, что главной задачей является увеличение глубины переработки нефти и газа. Это и деньги, и рабочие места... - Уже в нескольких номерах мы пишем о схеме государственно-частного партнерства. Это - одна из современных схем привлечения средств в инфраструктурные проекты. Но сейчас в нашем ТЭК увеличивается доля иностранного капитала. А как результат, увеличивается доля иностранного подрядчика в строительных и монтажных работах, поставке оборудования... - Да, Вы кое в чем правы. Во многих странах существует правительственное лоббирование своих интересов и на внутреннем, и на внешнем рынках. Иногда за рубежом мы сталкиваемся с такими предложениями китайских компаний, что понимаем: работа по таким ценам для них в убыток. Но этот убыток покрывает правительство... И здесь иностранцы вкладывают средства в своих подрядчиков, хотя мы зачастую более конкурентоспособны. Думаю, что на законодательном уровне в инвестиционном законодательстве страны должно быть оговорено: в случае реализации заказов на территории России, 75 % средств должны осваиваться российскими компаниями. Отступления - лишь если нет российских аналогов. Впрочем, мы сами тоже должны быть в хорошей "спортивной форме". Лишь в постоянном "рукопашном бою" мы будем отстаивать свой профессионализм. Не случайно мы регулярно стремимся подтверждать наш сертификат системы качества ISO 9001, недавно прошли очередную комиссию Регистра Ллойда. - Вероятно, и Россия должна играть за границей по тем же правилам. Ведь проблему экспорта строительнных услуг Вы знаете не понаслышке... - Да, мы и не сворачивали и не будем сворачивать экспортную деятельность. Поставляли оборудование в Ирак, и надеюсь, что продолжим это делать, что бы ни происходило в большой политике. Работаем с Египтом, делаем большие поставки в Эфиопию. Много заказов и в ближнем зарубежье - например, в Прибалтике. Помогает то, что за рубежом осталось много наших знакомых, бывших монтажников. - Наконец, как Вы сейчас оцениваете положение в коксохимической промышленности - традиционном направлении деятельности Треста? - Застой, который мы чувствовали в 1995 г., заканчивается. Началось увеличение выпуска кокса, и нам надо восстанавливать отечественную коксохимию. Сейчас ввели батарею в Челябинске, начинаем строить в Липецке. В Череповце решение о строительстве пока не принято, но уже ведется проектирование. Надеюсь, что с 2005 года начнется строительство. Думаю, что скоро будет строиться и Магнитка, батарея 11-бис. Металлурги поняли, что пришла пора вкладывать деньги в восстановление промышленности, а на запасе 80-х годов уже далеко не уехать. Планируется и развитие цветной металлургии. Дата: 15.01.2004 по материалам редакции "Федеральный строительный рынок" 8 (28)
«« назад Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации! |
|||||