|
|||||
1 стр. из 1 По случайности, а может быть постсоветскому рефлексу заканчивать объекты к празднику (в данном случае Новому Году), декабрь 2003 года оказался самым урожайным на сдачу транспортных тоннелей. Причем тоннелей знаменитых, PR-значимых.
В поздравительной телеграмме, которую направил в адрес строителей Президент РФ В. В. Путин, говорится: "Вы выполнили масштабную работу, освоив сложнейший участок одной из ключевых транспортных магистралей страны... От души желаю строителям и проектировщикам тоннеля, всем труженикам Байкало-Амурской магистрали дальнейших успехов, здоровья, благополучия". Северо-Муйский тоннель пересекает центральную часть Северо-Муйского хребта и является барьерным объектом всей БАМ. Длина тоннеля - 15 343 м, уклон составляет 8%. Максимальная глубина заложения - около 1 км. В комплекс тоннеля, кроме подземной части, входят наземные объекты: подходы, охранные зоны, жилье для обслуживающего персонала. Строительство длилось 27 лет. Строительство подземной части осуществила генподрядная организация ОАО "Бамтоннельстрой". В отдельные годы на строительстве тоннеля было задействовано до 4900 человек, в том числе на подземных работах 2200 человек. Накануне пуска объекта, на встрече в Москве, мы попросили Президента ОАО "РЖД" Г. М. Фадеева рассказать о планах по дальнейшим работам ОАО "Бамтоннельстрой" - уникальной строительной организации. - Геннадий Матвеевич, на каких объектах Вы предполагаете задействовать коллектив "Бамтоннельстроя", и заложены ли соответствующие объекты в инвестиционной программе ОАО "РЖД" на 2004 год? - Да, после заседания Правительства, 4 декабря, мы вылетаем на открытие Северо-Муйского тоннеля, и 5 декабря он будет задействован для рабочего движения. Пока еще там остаются объемы работ на сумму порядка 800 млн руб., которые должны быть проведены в следующем году - это снос временных поселков, рекультивация земель. На данный момент на поверхность из тоннеля поднято порядка 1,5 млн куб. м породы - эти отвалы должны быть рекультивированы. Также нам нужно решить социальные вопросы семей, которые остаются в том регионе - дать работу или возможность переехать в другие регионы. Но основная часть коллектива, порядка 2600 чел., снимутся и будут перебазированы на два других объекта. Во-первых, это Коршуновский тоннель, в районе Коршуновского горно-обогатительного комбината, недалеко от г. Братска. Там имеются процессы необратимого характера - земная кора действует неординарно, идет сужение тоннеля, поэтому нам необходимо вновь построить двухпутный участок длиной около 1 км, чем и займется часть "Бамтоннельстроя". Часть коллектива будет направлена в Красноярский край, на Кройский тоннель, где ситуация аналогична. Оба этих объекта в инвестиционной программе подкреплены суммами порядка по 350 млн руб, таким образом, общая сумма - порядка 700 млн руб. Вести одновременно все три объекта мы не могли из-за высокой стоимости, однако теперь, с завершением Северо-Муйского тоннеля, вопрос будет удачно разрешен. ЛЕФОРТОВСКИЙ ТОННЕЛЬ: СРАБОТАН ДОБРОТНО И БУДЕТ СЛУЖИТЬ ВЕКА Так высказался Мэр Москвы Ю. М. Лужков, принимая работу строителей на Лефортовском тоннеле - одном из важнейших участков третьего транспортного кольца. Нормативные сроки прокладки тоннеля составляли 15 месяцев, на деле же ее удалось закончить за год с небольшим. При этом скорость работы не отразилась на ее качестве. Лефортовский тоннель глубокого заложения представляет собой внешнюю сторону Лефортовского участка третьего кольца, от завода "Серп и молот" до Спартаковской площади. Длина составляет 2,2 км. Внутренний диаметр тоннеля составил 12,35 м, внешний - 13,75 м. Это первый в России тоннель такой величины, проложенный закрытым способом. В тоннеле будет предусмотрено три полосы движения и одна средняя разделительная полоса. По нему сможет двигаться как легковой, так и грузовой транспорт. Тоннель оснащен современными системами безопасности. Проектной организацией выступило ОАО "Метрогипротранс", производитель работ УС "Лефортовские тоннели"; производитель тюбингов ОАО "Моспромжелезобетон". В будущем году планируется использовать данную технологию для строительства тоннеля в Серебряном Бору, который разгрузит Ленинградский проспект и Волоколамское шоссе. Помимо этого, намечено строительство еще одного тоннеля под Филевским парком и архитектурно-парковым ансамблем "Коломенское". УЧАСТОК "РАЗМЫВ", САНКТ-ПЕТЕРБУРГ ТОРЖЕСТВО ИНЖЕНЕРОВ И ПРАВИЛЬНО ВЫБРАННОГО ПРОЕКТА "Окончание туннельных работ на размыве - торжество инженеров и правильно выбранного проекта". Так оценил успех метростроевцев Председатель Госстроя РФ Н. П. Кошман. Наши корреспонденты посетили участок "размыв" и задали несколько вопросов главному технологу ОАО "Метрострой СПб" П. М. Новикову. - Петр Михайлович, для рядовых метропользователей главным вопросом является безопасность пассажира - особенно на участке "размыв"... - Между железобетонными тюбингами гидроизоляционные работы осуществляются цементным безусадочным раствором, что исключает возникновение трещин; зачеканка происходит за счет применения расширяющегося цементного раствора. Кроме того, осуществляется нагнетание цементного раствора за стены тоннеля, через специальные отверстия в тюбингах, с помощью игл и насосов. Раствор заполняет пустоты грунтового массива, возникшие из-за более широко диаметра проходческого щита. Для того, чтобы обеспечить замоноличивание тоннеля и близлежащих грунтов, повысить надежность всей конструкции, производится первичное нагнетание, а затем вторичное - более тщательное, для заполнения мелких трещин в горном массиве, которые возникали в ходе проходческих работ. Обычно диаметр тоннеля, по которому движется поезд, составляет 5,6 метра, здесь же, в силу ряда особенностей, а именно большого размера проходческого щита, особенностей грунта, диаметр тоннеля составляет 8,5 метров. Поэтому и внутренний диаметр готового тоннеля превышает стандартный параметр, составляя 6,4 метра. В данном случае, этот запас прочности может позволить, в случае необходимости, произвести конструктивные доработки. - Есть ли проходческие щиты, подобные "Виктории", в Санкт-Петербурге, и как ведутся работы на других объектах подземного строительства? - В Петербурге такой щит - единственный. Проходческий щит подобной конструкции, только диаметром 14,7 метров, есть в Москве - с его помощью производились работы по строительству Лефортовского тоннеля. Работы в двух столицах велись параллельно, поэтому мы проводили постоянные консультационные встречи, делились опытом. У нас в России данный метод проходки можно назвать экспериментальным, и поэтому наше постоянное взаимодействие с московскими коллегами принесло очень много пользы, как в их, так и в нашей работе. - Как скоро будет сдан в эксплуатацию этот участок, и что будет с тоннелями, построенными здесь ещё при советской власти, какое находят им применение сегодня? - На участке "размыв" будут связаны станции "Лесная" и "Площадь Мужества". Если сделать геологический разрез, то мы увидим, что этот участок ветки метрополитена располагается в центре впадины, которая заполнена осадочными, несвязанными грунтами. Общая длина одного тоннеля составляет порядка 800 метров, из них, начальные участки тоннеля располагаются в зоне кембрийской глины, чтобы несущую конструкцию всего тоннеля закрепить и состыковать с тоннелями, расположенными в опасной зоне. Что касается старых тоннелей, то их доступная часть используется как складские помещения под оборудование для ремонтных железнодорожных работ. Ведь каждый метр подземного пространства стоит очень дорого. Сейчас старые тоннели обеспечены системами защиты: сначала стоят затворы, далее бетонные пробки, затем бетонно-грунтовые пробки двадцатиметровой длины, а затем снова железобетонные пробки пятиметровой длины. Дата: 15.01.2004 Алексей Комольцев, Степан Афанасьев, Наталья Завьялова "Федеральный строительный рынок" 8 (28)
«« назад Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации! |
|||||