Ленпроектреставрация: не базировать систему ценностей только на деньгах

1 стр. из 1

Не будучи специалистами  в реставрации, нам, журналистам, беседовать в тридцатый (или около того) раз о проблемах реставрации непросто - есть риск на порцию типовых вопросов (собственник, тендеры, кадры, методики) получить набор типовых ответов (следить, совершенствовать, набирать, внедрять). Сводить же интервью к проблемам "нехватки рыбьего клея" тем более не хочется: целевая аудитория не поймет...

Тем не менее в беседе с руководителем и сотрудниками института "Ленпроектреставрация" всплыло по меньшей мере два новых для нас мотива. Первый - плодотворный альянс реставрационных компаний с крупным капиталом, в данном случае ОАО "РЖД". Второй - на первый взгляд тривиальная, но забытая сегодня идея о том, что держава становится великой в первую очередь не за счет создания империй и помпезных проектов, но за счет внутренней политики отношения к образованию, науке, культуре. Причем культуре как высокой, так и бытовой - от реставрации до качественного обслуживания туриста.

Мы беседуем с руководителем института Александром Геннадьевичем БЕЛОВЫМ и руководителем проектной мастерской Александром Гавриловичем ЛЕОНТЬЕВЫМ.

- Александр Геннадьевич, как театр начинается с вешалки, так и ГМЗ "Петергоф" - с окрестностей и инфраструктуры. Помимо самого заповедника, какие объекты Вы назвали бы в числе приоритетных?

- Особое внимание я бы обратил на объекты, связанные с железной дорогой. Прежде всего, необходимо довести до конца реконструкцию великолепного Петергофского вокзала - отреставрировать Южный фасад, пандус, восстановить окрытия перронов. В работе по вокзалу мы сотрудничаем с "Ленгипротрансом". Должен отметить, что реализация проекта стала возможна благодаря деятельному участию руководства ОАО "РЖД" и "Балтийской строительной компании" - редкий пример, когда крупные корпорации проявляют интерес не только к заработку, но к самим объектам. Мы работали с БСК и в центре Петербурга - на Московском, Витебском вокзалах. Надеюсь, что работы будут продолжены - они связаны с реставрацией металлодекора. Также ждет восстановления система старинных станционных построек - в Стрельне, Володарской, на платформе "Красные зори". Ждет своей очереди и вокзал в Ораниенбауме, работу там ведет "Спецпроектреставрация".

Тема железной дороги в Петергофе почти неисчерпаема для работы. Например, с южной стороны вокзала находился поезд Николая II - думаю, что восстановление его муляжа позволит внести разнообразие, привлечет внимание туристов. Желательно рассмотреть и вопрос о создании промежуточной пассажирской платформы, примерно на оси Самсоновского водовода - тогда от новой платформы до парка можно будет добраться пешком, а дорога пройдет через возрождаемый Колонистский парк, мимо Ольгина и Царицына павильонов.

Другой транспортный проект - создание пассажирского терминала в Купеческой гавани. При всей его перспективности важно, как будет выглядеть терминал: слишком массивные решения могут визуально исказить вид Петергофа. Возможно, что современный пассажирский терминал, рассчитанный на прием международных пассажирский лайнеров, корректнее создавать в районе Ораниенбаума.

- К вопросу о сервисной инфраструктуре. Многие вспоминают ресторан, который находился в исторической части парка. Сегодня, когда музеи должны зарабатывать на жизнь самостоятельно, нет ли опасности создания других таких строений, фактически разрушающих облик заповедника?

- Коммерческие проекты, созданные на территории музеев, являются важным источником инвестиций. На мой взгляд, они не разрушают, а помогают созидать. Конечно, старое здание ресторана выглядело отталкивающим образом - но таких проектов больше не реализуется. Пожалуй, самый корректный пример совмещения прикладных и архитектурных задач - прошедшие реставрацию Большая оранжерея и Банный корпус кофешенкской. В интерьере полностью восстановлены стены, пол. Новые только прилавок да несколько функциональных элементов. Сейчас реставрируются мыльня и служительский флигель, в котором тоже будет небольшое кафе. Люди смогут не только ознакомиться с историческим интерьером, но и перекусить.

- Но есть и отрицательные примеры работы частного заказчика... Скажем, неисполнение обещаний по объемам средств на реставрацию. Каким образом можно поставить на контроль корректную работу частного инвестора? 

- Закон нужен не только обязывающий, но и дающий права. С инвестора нельзя спрашивать больше того, что возможно. В Петербурге можно назвать целый ряд объектов, где работы, широко развернутые в начале, были затем приостановлены. Значит, какие-то законы не работают, где-то допущены политические просчеты. Например, после проведения реставрационных работ существенно возрастает стоимость здания, а значит - повышается налог на имущество. Получается, что инвестор, вкладывая средства, сам себе увеличивает финансовую нагрузку на содержание.

Есть примеры и того, что в плачевное состояние здание приходит из-за недостаточной культуры пользователя. В том же Петергофе обветшали и были разрушены многие интересные здания рядовой застройки XVIII века. Показателен пример дачи Юсуповой в Царском Селе - в 80-е годы она была в состоянии руин. Однако сохранились фиксации, сделанные в 1946-1947 году - они подтверждают, что сразу после войны у здания пострадал только купол, а подлинные интерьеры и даже фрагменты живописи сохранились. Это пример неграмотной эксплуатации здания. Печальный пример и ГМЗ "Ораниенбаум" - здесь сыграли свою роль и фактор времени, и недостататочное внимание к памятнику.

- Сейчас многие специалисты ставят вопрос о необходимости централизации отрасли, восстановления ее единства. Ваше мнение - это нужно?

- С одной стороны, с крупным партнером работать удобно: постоянный состав производственников, хорошие финансовые возможности... Но я не уверен, что нужно вернуться к такой монополии. Конкуренция - это возможность доказывать, кто лучше и профессиональнее.

- По крайней мере, многие формулируют проблему так: практика разработки заказов есть удел средних и малых организаций, а крупные проектные институты должны взять на себя функцию "коллективного разума" - формирования концепций, формулировки перспектив...

- Мы всегда работали на формирование таких концепций. Но, к сожалению, практика последнего года показала: выделение средств, начало проектных и строительно-монтажных работ идут параллельно. Выручает архив, потенциал, наработанный ранее опыт сотрудников. По крайней мере, работа по формированию концепций будет возможна при появлении единого и стабильного источника финансирования таких задач и выделение "отдельной строчки" по НИР.

Руководитель проектной мастерской института А. Г. Леонтьев.

- Александр Гаврилович, какие объекты Петергофа Вы бы назвали в качестве приоритетных для воссоздания и реставрации?

- Восстановить можно все, в том числе полностью утраченные памятники. Утрачен Английский дворец. Была полностью разрушена Нижняя дача. Приходят в упадок и многие сохранившиеся здания, например Розовый павильон по проекту Штакеншнейдера. Если пойдет речь о восстановлении этого объекта, то не исключено, потребуется полностью восстановить стены. Нужно обратить внимание и на Луговой парк.

Важная проблема - это эксплуатация территорий. Сейчас в порядке вещей, например, мыть машины в прудах Лугового парка. На мой взгляд, правильное решение для сохранности территорий - найти варианты ее использования. По крайней мере, нужно огораживать парки, это имеет большое психологическое значение.

Хотелось бы поднять важную тему, затронутую А. Г. Беловым. Это неприятный синдром, появившийся в среде инвестора и заказчика после работ на Константиновском дворце. Мол, если за полтора года можно было восстановить такой дворец, значит, что возможно все. Но нужно понять, что мы не можем работать "с колес". По каждому объекту нужно вести научную проработку, создавать задел проектной документации. Иначе подрядчик будет простаивать, или начнет заниматься самодеятельностью...

Есть и другая тема, которая должна быть осмыслена на государственном уровне. Это увлечение большими проектами, без должного внимания к образованию, уровень которого заметно падает. Этим мы закладываем огромную проблему для будущего. Очень опасно базировать систему ценностей на одних лишь деньгах.

"ЛЕНПРОЕКТРЕСТАВРАЦИЯ"
191023, Санкт-Петербург, Гороховая ул., д. 32 А (вход с Мучного пер., д. 5)
Тел.: (812) 117-2262
E-mail: lpr@peterlink.ru

Дата: 15.01.2004
по материалам редакции
"Федеральный строительный рынок" 8 (28)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!