Что такое "Кноп", или о менеджменте в реставрации

1 стр. из 1

Немного этимологии. До встречи с руководителем фирмы "Кноп" Валентином Михайловичем КАРАНДАШОВЫМ, я был уверен, что "кноп" - термин реставрационный. Оказалось же, что это слово флотское, обозначающее узел на конце троса. Применялся кноп в том числе и для цели воспитательной, вместо шпицрутена. Кстати, В. М. КАРАНДАШОВ по образованию и большей части карьеры офицер-подводник.

А вступление это к тому, что символический "кноп", вынесенный в название компании, одновременно  работает и на управленческую философию В. М. Карандашова, и противоречит ей: судя по ответу на первый вопрос, основа взаимодействия и с заказчиком, и с коллективом компании - это личный контроль руководителя за качеством выполняемых работ, и в то же время - доверие "сытого и хорошо одетого" персонала, поставившего во главу угла не зарплату, а работу. Судите сами: с вопроса о менеджменте мы и начали беседу.

- Валентин Михайлович, один из наших собеседников упрекнул российские реставрационные компании в нестабильности качества работ... Чем обеспечить стабильность?

- Качество работ достигается психологической обстановкой, которая формируется руководителем компании. Если руководитель приходит "срубить бабки", экономит на сотрудниках и материалах, - это не реставратор, а делец. Но если он работает в первую очередь ради духовного обогащения, к этому же придут и его непосредственные исполнители. Работа на "отлично" возможна, только если рабочие получают достойную зарплату, хорошо питаются и одеваются, когда в руках у них высокопрофессиональный (пусть импортный) инструмент - лишь тогда исполнитель сможет выдать настоящее качество. Нам нужна атмосфера трепетного отношения к объекту, к старине, к культуре. Другой вопрос, необходимо очень тесное сотрудничество "средних звеньев" подрядчика и заказчика. Я знаю многих реставраторов, которые работают именно по этой философии, и их бизнес успешно развивается.

- Один из проблемных вопросов современной реставрации - место и допустимость новых технологий. На Ваш взгляд, целесообразно ли отстаивать исторически сложившиеся технологии реставрации, и где место новым подходам?

- Вопрос очень сложный, и однозначного ответа он не имеет ни в России, ни за рубежом. Мы обсуждали один из примеров с финскими коллегами.  У них принято так: если основная масса штукатурки сохранилась, то воссоздают лишь недостающую часть, но при этом нужно абсолютно точно подобрать состав штукатурного раствора в соответствии с тем, какой использовался раньше. Но если большая часть штукатурки утрачена, ее удаляют до кирпичной кладки и полностью воссоздают.

Что же касается архитектурных деталей, то я за соблюдение точности. Пример - Монплезир. Долгие годы он стоял под зеленой крышей. Сотрудник ГМЗ "Петергоф" Алексей Белов выявил, что исторически крыша была красной, и В. В. Знаменов дал команду изменить цвет, несмотря на то, что многие уже привыкли к зеленому. Думаю, что это правильно, и решение в таких случаях должно приниматься исходя из мнения научного отдела.

- Валентин Михайлович, какие работы в ГМЗ "Петергоф" Вам особенно дороги?

- Мы выполняли работы по реставрации Никольских ворот, фасадов Большого дворца. Многие работы вели в "тепляках", только благодаря этому удалось уложиться в жесткие сроки без потери качества работ. Пожалуй, самое замечательное и для личного, и для профессионального роста - реставрация деревянных балюстрад западной и восточной галерей Большого дворца. Детали балюстрад выточены из дерева, но защищены полиуретановыми материалами по дорогостоящей программе Akzo Nobel. Балюстрады находятся в прямом смысле "на семи ветрах". Ветер, дождь, солнце, мороз... Сейчас мы с трепетом ждем, как наша работа выдержит погодные испытания. Что же касается любимых работ за пределами Петергофа, то это дача купца Кудрявцева в Озерках, Угловая башня монастыря в Стрельне и др.

- Где еще готовы приложить усилия?

- Ответ очевиден: там, где доверят - главное, чтобы выделялись средства. А приоритетные направления на виду, в частности, Нижняя дача, которая пережила нацистов, но кому-то понадобилось взорвать ее уже в 1950-х.

- А за пределами Петергофа?

- Есть интересные объекты в Стрельне - например, усадьба графа Орлова, сейчас там расположена ветеринарная служба Министерства обороны. По Царской дороге есть ряд уникальных сооружений, заросших парков. Уникальный регулярный парк - Знаменка. Там на берегу в запущенном состоянии "домик рыбака" - за ним трудно уследить, но приводить в порядок нужно обязательно. Настоящая боль - ГМЗ "Ораниенбаум", он находится в бедственном состоянии.

- Реставраторам выгоднее работать с государственным или частным заказчиком?

- Не знаю как другим, но последнее время нам приятней и выгодней работать с частным заказчиком. Главное, чтобы он понимал специфику реставрации - я видел безобразные примеры, когда в старинных интерьерах устраивается дурно понимаемый "евроремонт", уничтожается уникальная столярка...

- А пожелания к государственному заказчику?

- Главное - чтобы оплата труда строилась объективно и на этапе составления смет, и в процессе работ, и по их окончании.

"Кноп"
198903, Санкт-Петербург, Петродворец, ул. Разводная, д. 4
Тел./факс (812) 427-7323

 

Дата: 15.01.2004
по материалам редакции
"Федеральный строительный рынок" 8 (28)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!