Анализ проектных решений по противопожарной защите зданий

1 стр. из 1

При объеме строительства, которое осуществляется в крупных городах России в настоящее время, на одно из первых мест выходит проблема безопасности зданий, определяемая как архитектурно-строительными решениями, так и техническим оснащением зданий системами противопожарной защиты. Комплекс систем противопожарной защиты должен обеспечивать обнаружение пожара, эвакуацию людей, ликвидацию в минимальные сроки очагов возгорания и снижение материальных потерь.

В проектах, предоставляемых на рассмотрение и согласование в Мосгосэкспертизу, прослеживается тенденция несогласованности технических решений в системах, обеспечивающих обнаружение пожара, и системах, направленных на его ликвидацию. Особенно ярко это проявляется в системах спринклерного и дренчерного пожаротушения.


Практически все строящиеся в Москве объекты промышленного и общественного назначения оснащаются системами противопожарной защиты, включающими в себя две основные составляющие: систему автоматической пожарной сигнализации и систему автоматического пожаротушения.

Наибольшие трудности вызывает организация управления инженерным оборудованием систем противопожарной защиты.

Рынок достаточно насыщен системами автоматической пожарной сигнализации отечественного и зарубежного производства, имеющими сертификаты соответствия на использование в системах противопожарной защиты. Как правило, эти системы имеют адресно-аналоговый принцип построения и обеспечивают надежное обнаружение мест возгорания и формирование сигналов, управляющих инженерными и противопожарными системами при пожаре.

Перечень сигналов включает в себя:
 -  отключение общеобменной вентиляции (приточной, вытяжной), воздушно-тепловых завес, систем кондиционирования воздуха и т. п.;
 -  закрытие огнезадерживающих клапанов на воздуховодах приточных и вытяжных систем;
 -  включение систем дымоудаления (открытие клапанов дымоудаления и включение вентиляторов дымоудаления);
 -  включение систем подпора воздуха;
 -  закрытие клапанов на ответвлениях воздуховодов систем общеобменной вентиляции на подводке к помещениям, оснащенным системами газового пожаротушения с целью предотвращения перетекания газа по воздуховодам;
 -  включение систем оповещения о пожаре различных типов;
 -  опускание/подъем лифтов на первый посадочный этаж;
 -  деблокировка систем ограничения доступа на путях эвакуации.
 
Передача сигналов выполняется с использованием релейных выходов базового блока концентратора или адресных управляющих модулей. В случае использования прибора ППК-2 (устаревшего, но широко применяемого оборудования) необходимые сигналы и их количество формируются с помощью дополнительной релейной аппаратуры, подключаемой к выходам АСПТ блока концентратора.

Обобщенный сигнал "пожар" передается в дежурную часть района:
 -  обслуживающим персоналом по телефону;
 -  по выделенной телефонной паре;
 -  с использованием радиоканала.
 
Большое значение имеет достоверность передаваемой информации о возникновении пожара.

В зданиях и сооружениях, оснащаемых только системами пожарной сигнализации, установка датчиков, выбор их типа, прокладка кабельных коммуникаций выполняется в соответствии с требованиями НПБ-88-2001 "Установки пожаротушения и сигнализации. Нормы и правила проектирования" и не вызывает вопросов у проектировщиков. Трудности появляются при проектировании комплексной защиты объекта, включающей в себя как систему автоматической пожарной сигнализации (АПС), так и специальные средства пожаротушения, к которым относятся системы газового, порошкового и водяного (пенного) спринклерного пожаротушения.

В соответствии с ранее действующими требованиями (СНиП 2.04.09-84), при оснащении объектов системами спринклерного пожаротушения известны случаи, когда система АПС не устанавливалась вообще. Сигнал о пожаре (срабатывание системы автоматического пожаротушения (АПТ) выводился на щит или пульт диспетчера с аппаратуры автоматизации системы АПТ. При этом не учитывалось, что в процессе проведения регламентных работ на аппаратуре и средствах автоматизации, обеспечивающих работу системы спринклерного пожаротушения, прекращается передача информации о пожарном состоянии объекта не только центральному диспетчеру, но и в помещение насосной станции пожаротушения. Это ведет к невозможности своевременного оповещения людей и принятия мер безопасности, что влечет за собой повышение категории пожара, возрастание числа его жертв и материальные потери.

В этой ситуации обнаружение пожара возможно лишь визуальным методом непосредственно в помещении, где произошло возгорание, либо в помещении насосной станции по показанию приборов, контролирующих давление в системе. Установка постов наблюдения в защищаемых помещениях при проведении регламентных работ для обнаружения возгорания малоэффективна, т. к. требует большого количества задействованного персонала и, как правило, выполняется формально. Особенно опасно отсутствие информации о пожаре при защите многоэтажных подземных гаражей-стоянок. Предлагаемая в ряде проектов установка гидрозвонков на системе спринклерного пожаротушения о понижении давления на 0,1 МПа частично решает проблему информированности персонала в насосной станции при проведении регламентных работ. Но это является половинчатым решением, так как центральный диспетчер по-прежнему не информирован. Выбор порога 0,05 МПа заставляет персонал реагировать на необходимость включения подпитки сети (включение насоса "жокей" или компрессора). Только при последующем контроле скорости падения давления в системе до 1 атм. персоналом принимается решение о включении рабочего насоса.

В соответствии с требованиями действующих нормативных документов (НПБ-88-2001) предписывается оснащение помещений, защищаемых системой спринклерного пожаротушения (АТП), еще и системой АПС. Но это решение ведет к значительному удорожанию строительства и не всегда эффективно.

Рациональнее, на мой взгляд, было бы гибкое сочетание технических решений в едином комплексе систем противопожарной защиты. Для этого, в частности, необходимо в помещениях, защищаемых спринклерной системой, выделять направления путей эвакуации, которые и оснащать АПС с использованием дымовых датчиков, позволяющих определить место возгорания на более ранней стадии пожара. Такими путями могут быть: коридоры административных, торговых и иных зданий, проезды в гаражах и т. п.

Применение дымовых датчиков в гаражах не всегда эффективно, поскольку срабатывание датчика может происходить и от выхлопов автомобилей. Во избежание ложного срабатывания приходится устанавливать условия парковки автомобиля - багажником к стене, что создает неудобство для водителей автотранспорта.

Управление инженерными и противопожарными системами при пожаре рационально выполнять по сигналам датчиков АПС, а собственно тушение - системой АПТ. При этом формирование обобщенного сигнала "пожар", передаваемого в дежурную часть района, необходимо осуществлять по комплексу сигналов, поступающих от датчиков АПС и по сигналам срабатывания системы АПТ.

Применение дымовых датчиков в помещениях, оснащенных АПТ, в полном объеме дублирования необходимо только в тех случаях, когда время срабатывания системы автоматического пожаротушения (АПТ) по расчетам технологического раздела равно или превышает время эвакуации людей из этого помещения. В остальных же случаях проблема может быть решена путем передачи в систему АПС сигналов о срабатывании системы спринклерного пожаротушения от независимых датчиков. Информация должна поступать, минуя щиты автоматизации.

В качестве датчиков могут быть использованы сигнализаторы давления (СДУ) на контрольно-сигнальных клапанах (КСК) спринклерной системы, а также сигнализаторы потока жидкости (СПЖ) на ответвлениях системы.

При организации сигналов на управление инженерными и противопожарными системами при пожаре в системе спринклерного пожаротушения и в одновременной передаче независимых сигналов АПС возникает ситуация, когда количества датчиков (СДУ и СПЖ) недостаточно. Обязательное наличие парных сигналов является требованием НПБ 88-2001 для включения систем противопожарной защиты, что влечет за собой необходимость увеличения количества СДУ на контрольно-сигнальных клапанах и применения СПЖ с парными выходными контактами. Указанные меры обеспечивают повышение надежности системы противопожарной защиты при незначительном увеличении материальных затрат.

Для включения систем противодымной вентиляции требуется устанавливать собственную сеть управления (кнопочные посты) на путях эвакуации. Чаще всего их установка на практике выполняется в нишах или шкафах пожарных кранов. Ручные пожарные извещатели, включаемые в АПС, которая устанавливается практически на тех же местах, рационально использовать для целей управления системами противодымной вентиляции. Это приведет к снижению материальных затрат на установку дополнительного оборудования и прокладки кабелей, не снижая при этом надежность управления указанными системами.

Наиболее часто в качестве систем АПТ используются системы спринклерного пожаротушения. Применяемые системы делятся на водяные и водо-воздушные. Независимо от типа системы неизменным является наличие резервируемых рабочих насосов (1 основной + 1 резервный).

В качестве технического устройства, поддерживающего давление воды в системе (на участке от насосов до контрольно-сигнальных клапанов), используются либо насос "жокей", либо импульсное устройство (гидро-пневмобак).

В водо-воздушных системах участок "контрольно-сигнальный клапан - спринклерные головки" заполняется воздухом, стабилизация давления которого осуществляется посредством компрессора, включаемого вручную из помещения насосной станции при поступлении сигнала о падении давления воздуха в системе на 0,05 МПа. При использовании в системе гидро-пневмобака возможно совмещение работы компрессора для поддержания давления воздуха в баке и в напорной магистрали спринклерной системы.

К системе спринклерного пожаротушения (независимо от ее типа) подключаются пожарные краны. Если подключение производится на участке "контрольно-сигнальный клапан - спринклерные головки", то наличие кранов не влияет на организацию сигналов управления пожарными насосами.

При подключении пожарных кранов на участке "насосы - контрольно-сигнальные клапаны" в водяной системе организация сигнала пуска рабочего насоса возможна:
1. От кнопок у пожарных кранов при отсутствии задвижки на магистрали подключения пожарных кранов к спринклерной системе, если включение пожарных насосов производится по сигналу срабатывания СДУ на контрольно-сигнальных клапанах при вскрытии спринклерной головки;
2. От кнопок у пожарных кранов при наличии задвижки на магистрали подключения пожарных кранов к спринклерной системе, если включение пожарных насосов производится по сигналу срабатывания СДУ на контрольно-сигнальных клапанах при вскрытии спринклерной головки. Сигнал на открытие задвижки и включение насосов поступает одновременно. Рационально использовать кнопочные посты с двумя независимыми линиями подачи сигнала раздельно для задвижки и насоса, что практически не увеличивает затрат на кабельную продукцию, но обеспечивает независимость пуска электроприводов насоса и задвижки без установки дополнительного размножающего устройства. Аналогичное решение можно применять и для пожарных насосов системы противопожарного водопровода, не подключаемого к системе спринклерного пожаротушения в варианте насосов и задвижки на вводе водопровода;
3. В автоматическом режиме при отсутствии задвижки на магистрали подключения пожарных кранов к спринклерной системе, если включение пожарных насосов выполняется по срабатыванию датчиков давления на участке "насосы - контрольно-сигнальные клапаны" при открытии пожарного крана.
В случае наличия задвижки на магистрали подключения пожарных кранов к спринклерной системе и включении пожарных насосов по сигналу срабатывания датчиков давления на участке "насосы - контрольно-сигнальные клапаны" от кнопок у пожарных кранов открывается только задвижка.

Рабочий насос системы спринклерного пожаротушения включается при снижении давления в системе на 0,1Мпа. Запуск насоса возможен при определении величины падения давления по сигналу:
 -  от 2-х СДУ на контрольно-сигнальных клапанах;
 -  от 2-х электроконтактных манометров на гидро-пневмобаке;
 -  от 2-х электроконтактных манометров на участке "насосы - контрольно-сигнальные клапаны".
 
(Продолжение следует)

Дата: 03.02.2004
О. Б. Долгошева
"СтройПРОФИль" 1 (31)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!