Акцизы должны оставаться в бюджете Санкт-Петербурга, и останутся

1 стр. из 1

Поводом для нашей встречи с президентом НП "Нефтяной клуб Санкт-Петербурга", первым вице-президентом Российского Топливного Союза Олегом Ашихминым послужило озвученное в начале ноября намерение губернатора Санкт-Петербурга Валентины Матвиенко допускать к тендерам на земельные участки под строительство АЗС только те компании, которые платят акцизы в городской бюджет. Такое заявление вызвало большое оживление и различные оценки среди участников топливного рынка Петербурга.

Дело в том, что на питерском рынке доминируют независимые операторы, а при такой постановке вопроса земельные участки достанутся в первую очередь вертикально-интегрированным компаниям. По данным "Нефтяного клуба Санкт-Петербурга", сейчас в городе работают 258 АЗС, более 30 находятся на различных стадиях строительства. Стоит также заметить, что правила игры за прошедший год уже и так заметно изменились (см. "НГП"№1,2003). Так, 3 декабря прошла презентация разработки ученых Института транспорта РАН - "Обоснование рационального размещения автозаправочных станций в Санкт-Петербурге". В основу методики лег принцип удовлетворения потребностей потребителей и стабильного роста числа АЗС. Кроме того, были учтены и другие принципы: разумной достаточности АЗС, безопасности, дифференцированного подхода, недопустимости строительства новых АЗС в черте исторического центра города и в районах, где экологические показатели уже значительно превышают допустимые значения.

В беседе с г-ном Ашихминым принял участие и его деловой партнер - генеральный директор ООО "Биранефтесервис" Евгений Савченко.

- Олег Борисович, как вы можете прокомментировать намерение губернатора Санкт-Петербурга?

- Дело не столько в участках под строительство АЗС, сколько собственно в акцизах. Речь идет о том, что губернатор на встрече с представителями топливного рынка Петербурга задала простой вопрос: почему акцизы в городе не платятся? Вопрос возник тогда, когда вступил в силу новый налоговый кодекс, который определяет уплату акцизов после того, как товар оприходован на складе, но плательщиком может быть только та организация, которая получила свидетельство, которое в свою очередь выдается только тем, кто имеет собственность. При этом в законе прописано, что свидетельство получается на добровольной основе. То есть никто никого не обязывает получать свидетельство, это ваше право - хотите - получайте свидетельство, не хотите - нет. Для чего это сделано. Налоговики решили отследить всех участников топливного рынка, чтобы потом к ним можно было предъявить какие-либо претензии, если есть за что, конечно.

- Как я понимаю, только тот, у кого есть свидетельство, имеет право получить топливо без акцизов…

- Это уже другой вопрос. Система такова: у нас троих есть свидетельство. Вы, к примеру, - завод. Вы переработали нефть, продукт положили себе на склад, оприходовали и начислили на него акциз. При этом акциз вы должны перечислить государству через два месяца. Вы это топливо продаете мне - оптовику. Я купил, оприходовал и начислил на него акциз. Да, в цене, по которой вы мне продаете топливо, акциза нет. Я должен уплатить налог через месяц. Я продал это топливо автозаправочной станции, у которой тоже есть свидетельство. АЗС продала топливо потребителю, начислила на него акциз и заплатила его государству. Затем они приходят в налоговую и ставят там  отметку на документах, что акциз уплачен. Владелец АЗС присылает мне (оптовику) этот документ, с которым я иду в свою налоговую инспекцию; соответственно, мне делают зачет, ставят отметку в документах, и я уже акциз не плачу. Сделали мне зачет, и этот документ, подтверждающий, что с меня сняли уплату акциза, я отправляю вам - на завод. И вся эта цепочка должна сработать до 25 числа последующего месяца. Тогда вы представляете документы в свою налоговую и акциз не платите. Во всей этой цепочке, как правило, очень много участников - то есть вполне возможны различные накладки; в результате завод вполне может не получить вовремя необходимые документы и, следовательно, должен будет заплатить акциз государству. Что получается: заправка заплатила, завод заплатил… Цепочка такая длинная, что она не работает. В результате, в начале 2003 года заводы заявили, что будут продавать топливо только с акцизом. В принципе, завод может отпустить мне топливо без акциза, но не обязан.

Евгений САВЧЕНКО:

 - Например, такой регион, как Татария - поставщик топлива, просто не хочет выпускать топливо без акциза, чтобы деньги оставались в местном бюджете. В результате  получить оттуда топливо без акциза невозможно. Я раньше брал на Комсомольском заводе без акциза, сейчас они говорят - извини...

Олег АШИХМИН:

 - Что происходит на сегодня? Завод, который переработал нефть, положил продукт на склад, оприходовал, начисляет и платит акциз государству. Нам же продает топливо с акцизом, причем только тем, кто не получил свидетельства. В результате я получаю топливо уже с акцизом, то есть по сути - плачу акциз, но завод-то должен заплатить акциз только через два месяца, - то есть эти два месяца акцизные деньги просто "крутятся" на заводе. А это порядка 30% цены. Теперь посчитайте объемы заводов и вы получите суммы, которые на совершенно законном основании крутятся там по два месяца. Получается, что средние и мелкие компании кредитуют вертикально-интегрированных гигантов. Кроме того,  мы - участники топливного рынка Санкт-Петербурга - все платим акциз, так как получаем топливо по цене, уже его включающей. В этой ситуации мне все равно кому платить - городу или нефтяной компании, - я все равно отдаю эти деньги. Поэтому я не вижу ничего трагического в том, что наш новый губернатор поставила на совещании такой вопрос: "Господа! В город не поступают акцизы - заплатите". Вопрос этот абсолютно правильный - раз мы все равно платим акцизы, то почему бы их не платить здесь, в городе?  Для этого только необходимо, чтобы нам поступало от наших поставщиков безакцизное топливо, а мы сами должны получить в налоговой то самое свидетельство и платить акцизы здесь.
 
У нас в городе платят акцизы три компании: "Лукойл", "ПТК" и "Несте". Губернатор себя повела очень жестко. Платите акцизы в городе, иначе будем закрывать станции, не допустим к тендерам на поставку топлива государственным структурам, а также и к тендерам на земельные участки под постройку АЗС. Что касается закрытия станций - это, конечно, чистой воды популизм. Не будет этого. Все только для того, чтобы заставить топливных операторов заплатить акцизы в городе, поменять свою схему поставок так, чтобы это было. Я знаю, что "Славнефть" начнет платить акцизы в городской бюджет с 1 января 2004 года, так же и АО "Киришиавтосервис". Еще ряд компаний готовы это сделать при определенных условиях. Это стало возможным потому, что после совещания с каждой компанией, работающей на рынке, были проведены переговоры в Комитете экономического развития и экономической политики, чтобы определить проблемы компаний с уплатой акцизов именно в Санкт-Петербурге. То есть пошел нормальный диалог бизнеса и власти. Власти нужно, чтобы платили налоги, бизнесу - время, чтобы поменять свои схемы, или определенное содействие власти в плане, например, переговоров с нефтяными компаниями, чтобы они отпускали безакцизное топливо. Рассматривается и такая схема: "Славнефть" заявила, что поставляет сегодня в город около 25 тыс. тонн в месяц и распределяет этот объем среди 4 операторов. "Славнефть" сама платит акциз с этого объема в городской бюджет, а  операторы, соответственно, нет.

-Что надо власти - понятно, а как с интересами участников топливного рынка?

- Да, топливным операторам на сегодняшний день это трудно сделать, потому что им нефтяные компании не отпускают безакцизное топливо, но решить этот вопрос можно. У каждого своя схема. Один договаривается напрямую с нефтяной компанией, чтобы она сама платила акциз в городе, другой договаривается с ней о поставках безакцизного топлива и сам платит, но тоже здесь. Трудность только в том, что нефтяные компании требуют предоплату или залог. ПТК это может себе позволить  - они это сделали. Более мелким компаниям это сделать сложно.

- Условия неравные…

- Да. Это может привести к монополизации рынка. Сейчас пойдут тендеры на земельные участки. Принцип тендера - только деньги: кто больше дал, тот и получил. Частная компания не может конкурировать с нефтяной компанией. В результате земельные участки скупят нефтяные компании. Хотя в городе есть компании, которые тоже собираются участвовать в тендерах и намерены выиграть.

- Как Вы относитесь к тому, что участки достанутся нефтяным компаниям?

- Здесь есть эмоции и есть буква закона. Я отношусь к этому следующим образом: если я три года разрабатывал участок по схеме, существовавшей в Питере (см. НГП №1,2003), вкладывал силы и средства, и когда мне осталось только получить подпись губернатора, участок вдруг выставляется на торги и я его теряю, - то, естественно, я, мягко говоря, не доволен. Но есть буква закона, и сейчас я согласен с тем, что все участки должны идти через торги. Другого варианта просто нет.

Дата: 20.12.2003
по материалам редакции
"НефтьГазПромышленность" 5 (5)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!