Трубу и до Мурманска доведут

1 стр. из 1

У компании "ЮКОС" нет причин прекращать участие в реализации проекта по строительству нефтепровода и нефтяного терминала в Мурманской области. На вопросы корреспондента "НефтьГазПромышленность" Антона Дроздова отвечает губернатор области Юрий Евдокимов.


 - Насколько важна для региона перспектива строительства нефтяного терминала, а также нового нефтепровода, который свяжет Кольский полуостров и Западную Сибирь?
 
 - Строительство нефтепровода, перевалочных комплексов, а также разработка месторождений углеводородов на арктическом шельфе, открытие предприятий нефтепереработки на Кольском полуострове - все это даст мощный импульс развитию области и во многом определит ее лицо в ХХI веке. Это будет означать не только появление новых отраслей, но и рост уже существующих - например, строительной, транспортной. В свою очередь это окажет существенное влияние на эффективность решения всего комплекса социальных проблем в регионе за счет роста доходной части регионального бюджета, создания новых рабочих мест. По предварительным оценкам, создание Мурманской трубопроводной системы принесет в федеральный бюджет $1,4 млрд., в региональные бюджеты - до $2,6 млрд., в том числе в бюджет Мурманской области - около $700 млн., и позволит дополнительно создать в общей сложности от 2 до 6 тыс. рабочих мест.
 
- На какой стадии находится разработка данного проекта?

- Уже сегодня нефтегазовый комплекс становится реальным "локомотивом" экономики края. В августе 2000 г. в Печорском море завершилось сооружение арктического подводного терминала для отгрузки нефти на морские танкеры. К октябрю нынешнего года компания "ЛУКОЙЛ" экспортировала через терминал Варандея около 0,6 млн. т нефти. В планах на 2005 - 2010 гг. объемы вывоза нефти планируется увеличить до 8 - 10 млн. т в год.

С октября прошлого года на акватории Кольского залива началась реализация схемы рейдовой перегрузки нефти на большегрузные танкеры водоизмещением свыше 100 тыс. т. На сегодня, таким образом, уже экспортировано более 2,7 млн. т нефти. Мощность данного комплекса - до 5,4 млн. т в год.

Всего же за 2002 г. с Кольского полуострова экспортировано около 3 млн. т нефти и нефтепродуктов.
Сегодня правительством Мурманской области рассмотрено еще пять предложений бизнес-структур по созданию на акватории Кольского залива и прилегающих землях рейдовых перевалочных комплексов и нефтетерминалов с предполагаемыми объемами перевалки более 10 млн. т в год. Только компания "Роснефть" планирует начиная с конца 2003 г. осуществлять перевалку от 2 до 6 млн. т. Вывоз нефти планируется организовать танкерами из порта "Архангельск" с последующей перегрузкой через плавучее нефтехранилище, установленное на акватории Кольского залива.

В перспективе, начиная с 2008 - 2010 гг., прогнозируется активная добыча углеводородного сырья на шельфе арктических морей. О возможных объемах транспортировки нефти по северным маршрутам на долгосрочную перспективу можно говорить только приблизительно. По разным прогнозам они колеблются в пределах 20 - 50 млн. т в год. Кольский шельф Баренцева моря имеет значительные, еще не освоенные ресурсы и остается крупным перспективным объектом развития нефтедобывающей промышленности североевропейской части России. Близость к основным внутренним энергопотребителям делает Мурманскую область привлекательной как для российских инвесторов, так и зарубежных.

В конце 2002 г. компании "ЮКОС", "ЛУКОЙЛ", "Сибнефть", "ТНК" и "Сургутнефтегаз" подписали меморандум "О взаимопонимании по вопросу создания нефтепроводной системы для транспортировки нефти через морской нефтеналивной терминал в районе Мурманска". В соответствии с этим документом Межведомственная комиссия по размещению производительных сил рассмотрела и поддержала представленную нефтедобытчиками декларацию о намерениях инвестирования в строительство Мурманской трубопроводной системы (МТС).

В настоящее время прорабатывается вопрос технико-экономического обоснования строительства трубопровода с возможной прокачкой 60 - 80 млн. т нефтепродуктов в год с последующим увеличением до 120 млн. т. Реализация проекта повлечет развитие Мурманского транспортного узла и позволит отправлять нефть и нефтепродукты танкерами водоизмещением свыше 300 тыс. т, что сделает маршрут Западная Сибирь - (труба) - Мурманск - (танкер) - США конкурентоспособным.

Строительство МТС будет разделено на два этапа: прокладка короткой ветки трубопровода от Балтийской трубопроводной системы на Мурманск со строительством морского терминала в одном из глубоководных мест Кольского полуострова - и уже после будет строиться нефтепровод с соответствующей инфраструктурой из Западной Сибири в мурманском направлении с привлечением средств инвесторов при сохранении государственного управления системой транспортировки.

В ближайшее время мы ожидаем инвестиций в развитие МТС с глубоководным терминальным комплексом от европейских покупателей нефти, которым до конца этого года планируется поставить до 5 млн. тонн нефти через порты Кольского полуострова. Но вместе с тем мы открыты и для инвестиций будущих стратегических партнеров из США и Норвегии.

- Насколько известно, нефтяная компания "ЮКОС" - одна из наиболее вовлеченных в разработку данного проекта -  уже начала экспортировать российскую нефть в США. Как Вы считаете, скажется ли начавшееся следствие против Михаила Ходорковского на реализации проекта?

- Перевалка нефти (экспорт) через Кольский полуостров не приостанавливалась и продолжается. И потом, я не считаю справедливым и правильным сегодня оценивать, какие компании внесли больший или меньший вклад в разработку и продвижение проекта. Также думаю, что, поскольку претензии правоохранительных органов к Ходорковскому никак не связаны с проектом МТС, у компании "ЮКОС" нет причин, скажем, прекращать участие в его реализации.

- Многие международные специалисты считают Мурманск наилучшей отправной точкой для экспорта российской нефти в США. Как Вы рассматриваете будущее энергетического сотрудничества между Россией и США?

- В будущее энергетического сотрудничества между Россией и США я смотрю с оптимизмом. Сейчас мировой нефтяной рынок находится под сильным влиянием целого ряда политических кризисных факторов.

В этой связи индустриально развитые страны Европы и США, которые являются крупнейшими потребителями нефти, рассматривают различные возможности диверсификации числа потенциальных поставщиков, в том числе за счет возможных поставок российской нефти.

Госкорпорация США по частным капиталовложениям за границей (OPIC) и Eximbank выразили заинтересованность к проекту строительства трубопровода до Мурманска. Поставки российской нефти через Кольский полуостров позволят обеспечить 10 - 20% американского импорта нефти, диверсифицируют и стабилизируют американский рынок.

- Высказывалось мнение, что строительство нефтепровода может быть поручено целиком или частично частным фирмам, что нарушит существующую монополию "Транснефти". Вы думаете, это возможно?

- Принимать решения относительно сохранения или отмены государственной монополии на управление транспортировкой нефти - это прерогатива федерального центра. Со своей стороны, я не считаю идею "частной трубы" недопустимой. В России уже есть примеры строительства "частного" трубопровода. А самое главное - у правительства страны достаточно разнообразный арсенал средств и способов обеспечить в данной сфере баланс интересов государства и частного бизнеса.

Дата: 20.12.2003
Дмитрий Нагайцев
"НефтьГазПромышленность" 5 (5)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!