Финансовые вершины Поднебесной

1 стр. из 1

Создание благоприятного инвестиционного климата, интенсивное привлечение внутренних и зарубежных финансовых средств, передовой техники и технологии - это одни из краеугольных камней успеха экономической реформы в Китае. С 80-х гг. прошлого века изменения инвестиционного механизма в стране отражают кардинальные сдвиги в социально-экономической структуре. Прежде всего это относится к реформированию отношений собственности, создающему смешанную экономику и базу для общего расширения каналов инвестирования.

Из двух кризисов - в мировые лидеры

В развитии инвестиционного потенциала страны большую роль играет привлечение иностранного капитала, основное значение которого: в восполнении недостатка внутреннего капитала, улучшении инвестиционного климата, создании механизма конкурентной борьбы. В середине 80-х гг. в Китае была ускорена работа по созданию законодательной базы в области привлечения иностранных инвестиций в целом и прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в частности. В 1995г. был опубликован "Отраслевой каталог для иностранных инвесторов", в котором объекты для иностранного инвестирования были разделены на четыре категории: поощряемые, разрешаемые, ограничиваемые и запрещенные. Было принято свыше 500 государственных постановлений, касающихся внешней экономики, которые предоставили зарубежным инвесторам правовые основы и гарантии. В конце 1997г. Китай внес поправки в "Каталог приоритетных хозяйственных объектов для привлечения зарубежных инвестиций", поощряя и поддерживая таким образом вложение иностранного капитала в комплексное освоение сельского хозяйства, источники энергии, транспорт, важные сырьевые материалы, наукоемкую технику, комплексное использование ресурсов, охрану окружающей среды и другие области.

Произошла смена приоритетов в использовании иностранных инвестиций. Главный упор был сделан на их качество, увеличение инвестиций на каждый объект, рост объема фактически использованных инвестиций и объема инвестиций в сферу высоких технологий и инфраструктуру. Значительно увеличился удельный вес иностранных инвестиций в производстве ВВП и в основных производственных фондах. Так, только с 1990 по 1996 гг. доля прямых иностранных инвестиций в ВВП Китая возросла с 0,9 до 10,4%, в основные производственные фонды - с 2,6 до 5,2%.

Табл. 1. Структура инвестиций КНР в основные производственные фонды в 1981-1997 гг.

Годы

 Общий объем инвестиций млрд. ю.

 Государственные бюджетные инвестиции

 Внутренние кредиты

 Использование иностранного капитала

 Самостоятельное привлечение средств и другие источники 

 млрд. ю.

 %

 млрд. ю.

 %

 млрд. ю.

 %

 млрд. ю.

 %

 1981

 96,1

27,0

28,1

12,2

12,7

3,6

3,8

53,3

55,4

 1985

 254,3

40,8

 16,0

 51,0

 20,1

 9,1

 3,6

 153,4

 60,3

 1990

 451,7

 39,3

 8,7

 88,5

 19,6

 28,5

 6,3

 295,4

 65,4

 1995

 2052,5

 62,1

 3,0

 419,9

 20,5

 229,6

 11,2

 1340,9

 65,3

 1997

 2526,0

 69,7

 2,8

 478,2

 18,9

 268,4

 10,6

 1709,6

 67,7

Особую роль в программе китайских реформ играют созданные в 1979 г. пять так называемых специальных экономических зон (СЭЗ). Эти зоны (города на юге Китая: Шэньчжэнь, Чжухай, Сямынь, Шаньтоу и остров Хайнань), а также 49 областей, получивших статус "зон развития", были призваны стимулировать рыночные преобразования посредством привлечения многомиллиардных иностранных инвестиций, став таким образом основой "капитализма по-китайски".

В итоге иностранные компании в Китае уже создали более 25 млн. рабочих мест. Иностранцы стали принимать участие в работе банков Китая по перегруппировке и управлению сомнительными долгами, в работе по расширению инвестиций в таких областях, как финансы, страхование, торговля, туризм и др. Многие транснациональные корпорации открывают в Китае один за другим научно-исследовательские центры, некоторые транснациональные корпорации перемещают свои центральные офисы или мировое производство в Китай.

В последнее время Китай также интенсивно пробует такие формы увеличения использования иностранного капитала, как покупка и слияние предприятий, рисковое инвестирование, учреждение инвестиционных фондов и др.

Успешно развивается внешняя торговля. В настоящее время Китай является шестой крупнейшей торговой державой мира, в то время как в конце 1970-х гг., когда начиналась экономическая реформа, он занимал по этому показателю лишь 37-е место в мире. Рост внешнеторгового оборота Китая в 4,5 раза превышает рост мировой торговли. Значительную роль в росте внешней торговли играют предприятия с иностранным капиталом, число которых составляет несколько десятков тысяч компаний. Доля иностранных компаний в китайском экспорте возросла с 1% в 1985г. до 45-50% в 2001 г.

Основными поставщиками капитала являются Гонконг, Тайвань и Сингапур, на долю которых приходится более 50% ПИИ. Вместе с тем, начиная с конца 1990-х гг. все большую активность на рынке Китая проявляют бизнесмены из США, стран ЕС и Японии, которые открывают здесь компании в большом количестве.

Поступающие в Китай иностранные инвестиции распределяются по отраслям экономики примерно следующим образом: сектор финансовых услуг - 0,2% от размера FDI; коммерческий сектор, включая предприятия оптовой и розничной торговли, - около 2%; производственный сектор - примерно 55,6%. Все больший интерес иностранные инвесторы проявляют к таким секторам промышленности, как передовые интернет-технологии и программное обеспечение, телекоммуникационное оборудование, производство полупроводников и других электронных компонентов.

По оценкам МВФ, размер ПИИ в Китае за последние 20 лет превысил $400 млрд.

Табл. 2. Рост ПИИ в Китае ($ млрд.)

 1996

1997 

2000 

2002 

2003 (прогноз) 

 41,8

45,3 

37,5 

52,7 

60 

Следует отметить, что Китай является единственной страной в регионе и в мире, которой удалось успешно пережить два кризисных явления: финансовый кризис 1997-1998 гг. в Азии и продолжающийся глобальный спад экономики. Хотя ситуация складывалась не так просто. Например, в первой половине 1999 г. приток ПИИ в Китай резко сократился. Почти одновременно международные банки (после краха финансовой компании "GITIC" в конце 1998 г.) ограничили операции с КНР. В целом в 1998-1999 гг. имел место значительный отток капитала из страны, под угрозой девальвации оказалась национальная валюта - юань, но к началу XXI в. экономическое положение все-таки удалось стабилизировать, в том числе и за счет нового роста ПИИ. В 2002 г. Китай вышел на первое место в мире по объему полученных ПИИ, оттеснив США на второе место, - $52,7 млрд. (при росте ВВП на 8%).

Прямые иностранные инвестиции в страны OЭСР (Организации по экономическому сотрудничеству и развитию 30 крупнейших индустриальных стран) составили в 2002 г. $490 млрд., резко упав по сравнению с 2001 г. в условиях вялого экономического роста и геополитических проблем. Пик прямых иностранных инвестиций в страны OECD пришелся на 2000 г., когда они составили $1,27 трлн. Крупнейшими реципиентами прямых иностранных инвестиций среди стран OЭСР традиционно являются США и Великобритания. В 2002 г. объемы полученных ими ПИИ сократились очень резко. В США этот показатель упал на 77% до ($30 млрд.), а в Великобритании - на 60% (до $25 млрд.).

Как считают специалисты, в условиях продолжающегося глобального экономического спада, обвала американского фондового рынка и дестабилизации обстановки в арабском регионе в связи с ситуацией в Ираке инвестиционная привлекательность Китая будет только возрастать. По оценкам известной финансовой компании Goldman Sachs, среднегодовой размер ПИИ в Китай достигнет к 2005 г. $100 млрд.

И этому не должно помешать даже вступление Китая во Всемирную торговую организацию (ВТО) и связанные с этим изменения "правил игры".

ВТО как лекарство от пневмонии

После 15 лет попыток вступления во Всемирную торговую организацию в ноябре 2001 г. Китай все-таки добился своего. Однако, как это ни парадоксально, процесс вступления тормозился прежде всего самим Китаем, которому тяжело было совместить идеи рыночной и социальной экономик.

Согласно условиям соглашения с ВТО, к 2005 г. он должен значительно снизить свои тарифные и нетарифные барьеры, а также открыть для иностранных инвесторов банковский сектор и сектор телекоммуникаций.

Вступив в ВТО, Китай обязался установить равные условия ведения бизнеса на своей территории для иностранных и национальных компаний. Но если обычно речь идет о ликвидации льгот и протекционистских мер, дающих преимущество национальным компаниям перед иностранными, то на сей раз от либерализации, напротив, пострадают иностранные инвесторы. До сих пор налог на прибыль иностранных компаний, работающих в СЭЗ, а также в "зонах развития", составлял 15% , тогда как для китайских предприятий - 33%.

И свои обязательства Китай постепенно выполняет. Так, начиная с октября 2002 г. иностранные инвесторы, имеющие в Пекине заводы, фабрики и другие промышленные предприятия, уже платят такой же налог на землю, как и соответствующие китайские предприятия.

Однако несмотря на вводимые меры, направленные на повышение налога, интерес к Китаю со ­стороны иностранных инвесторов не ослабевает, что в первую очередь объясняется наличием емкого рынка, устойчивым развитием экономики, либеральным торговым режимом, четкой юридической системой, развитой инфраструктурой в больших городах, наличием дешевой и в то же время квалифицированной рабочей силы и другими факторами.

Несмотря на множество нерешенных вопросов, направление политики задано четко. Переходный период будет непростым для китайской экономики: в обмен на снятие в развитых странах ограничений на китайский экспорт, стране предстоит открыть рынок для иностранцев, которые во многих секторах будут сильнее китайских компаний. При этом СЭЗам, служившим локомотивами для всей китайской экономики, после отмены льгот будет сложнее привлекать иностранные инвестиции. Равные условия игры могут также подорвать попытки Пекина привлечь иностранных инвесторов в бедные западные районы страны, где недавно были созданы две зоны развития.

Вместе с тем отмена налоговых льгот поможет Китаю положить конец практике, при которой китайские предприниматели открывают в Гонконге так называемые компании-оболочки, от имени которых инвестируют в проекты на материке, получая льготы как иностранные инвесторы. Таким искусственным способом объемы прямых иностранных инвестиций в Китай в последние годы постоянно завышались.

Не смогла поколебать позиций КНР на мировом рынке капиталовложений и эпидемия атипичной пневмонии, о чем свидетельствуют финансовые результаты первого полугодия 2003 г.

Хотя весенняя ситуация и заставила думать если не о катастрофе, то во всяком случае о серьезной потере темпа. По данным Министерства коммерции КНР, рост фактически использованных зарубежных инвестиций замедлился в мае 2003 г. почти на треть, а стоимость отложенных в долгий ящик проектов с участием иностранного капитала составила $10 млрд. Июньский прирост прямых зарубежных инвестиций (2,5% в годовом исчислении) стал самым низким за весь текущий год.

Табл. 3. Рост экспорта и импорта в Китае ($ млрд.)

Годы

Общий объем 

Экспорт 

Импорт 

1978

20,64

9,75

10,89

1985

69,60

27,35

42,25

1990

115,44

62,09

53,35

2000

474,29

249,20

225,09

2001

509,77

266,15

243,61

Однако оказалось, что именно в этот момент в полную силу заработал новый фактор, позволивший Китаю в отличие от Южной Кореи и Сингапура, переживших сокращение экономики, уже в июне резко увеличить промышленное производство и экспорт. Дало о себе знать вступление Китая в ВТО: вызванная им "дополнительная" волна инвестиций и создала тот запас прочности, которого не оказалось у соседей.

Итоговые показатели I-го полугодия выглядят как  продолжение общей тенденции последних лет: прямые иностранные инвестиции в Китай выросли за эти шесть месяцев на 34% и составили $30,3 млрд. По сообщению агентства Bloomberg, компания Boeing решила вложить $100 млн. в строительство предприятия по обслуживанию, ремонту и модификации лайнеров в Шанхае, а машиностроительная корпорация Siemens объявила, что потратит 100 млн. евро на строительство нового офисного здания в Пекине.

Как считают некоторые аналитики, планы LG и доминирующей на китайском пивном рынке SABMiller также пойти на повышение инвестиционной активности позволяют рассчитывать на то, что и общие результаты 2003 г. будут выше рекордов 2002 г. Косвенные признаки (увеличение почти в полтора раза суммы совершенных китайскими банками сделок, расчеты по которым производятся в иностранной валюте), по-видимому, указывают на значительный приток капитала извне. По данным компании BOC International, ссылающейся на удвоение положительного сальдо текущего счета платежного баланса КНР в 2002 г., платежеспособность Китая достигла самого высокого уровня в истории.

Однако главный эффект, которого следовало ожидать после смены лидера на мировом рынке зарубежных инвестиций, состоял, конечно же, не в этом. Для Китая, в отличие от США, приток капиталов является ключевым фактором роста экономики: около половины китайского экспорта, составляющего 1/3 ВВП КНР, производят предприятия, построенные иностранными компаниями. Переориентация зарубежных инвесторов на Китай сделала куда весомее заявку на достижение в 2010 г. паритета с США по совокупному объему ВВП. А учитывая, что немалая часть инвестиций направляется в китайскую "силиконовую долину" Хайдиан под Пекином, уже невозможно было, как в предыдущие десятилетия, говорить об исключительно экстенсивном характере намеченного скачка.

Дата: 20.12.2003
Валерий Чекалин
"НефтьГазПромышленность" 5 (5)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!