Балтийская трубопроводная система вышла на новый уровень

1 стр. из 1

3 ноября 2003 года были закончены работы по расширению БТС до суммарной мощности - 30 млн. т нефти в год. Введены в строй новые нефтетранспортные объекты этого этапа - 533 км лупингов и НПС "Палкино"

Говоря об этом строительстве, особо хочется сказать о его темпах. Напомним: закладка памятного камня, символизирующего начало строительства, состоялась 31 марта 2000 г. I-ая очередь БТС была закончена в рекордно короткие сроки - за 18 месяцев - и была открыта 27 декабря 2001 г.
Затем, уже 22 декабря 2002 г., через нефтяной терминал порта "Приморск" отгружена 12-миллионная тонна нефти. В соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 17 марта 2003 г. компания "Транснефть" приступила к проекту расширения БТС.

4 июля 2003 г. на НПС "Палкино" Ярославского РНУ был введен в действие первый пусковой комплекс II-ой очереди БТС, увеличивший производительность системы на 6 млн. т нефти в год (построено 180 км лупингов). Суммарный годовой объем транспортной мощности БТС составил 18 млн. т нефти.

Далее, весной 2004 г., планируется вывод БТС на уровень транспортировки нефти объемом 42 млн. т ежегодно. Более того, в недалеком будущем планируется увеличение пропускной способности БТС до 62млн.т нефти в год.

Проект, о котором мы говорим сейчас, среди нефтепроводчиков называется БТС-30. Цифра "30" означает объем поставки нефти (в миллионах тонн в год) через порт "Приморск".

Строительство I-ой очереди БТС, ознаменовало собой создание нового, экспортного направления транспортировки нефти - Северо-Западного.

Упомянутое выше Распоряжение Правительства РФ объявило, что мощность БТС должна составить 30 млн.т. Новый проект предусматривал прокладку более 700 км труб и строительство головной нефтеперекачивающей станции - НПС "Палкино". Ввод в строй объектов II-ой очереди проводился поэтапно.

В июле 2003 г. были пущены в эксплуатацию лупинги протяженностью 180 км, что позволило увеличить пропускную способность системы на 6 млн. т. Таким образом была обеспечена поставка на экспорт 18млн.т нефти в год.

К началу ноября были построены остальные 533 км нефтепровода. Протяженность новой транспортной артерии "Палкино-Приморск" составила 713 км. Ускоренными темпами было закончено строительство головной НПС "Палкино", включающей резервуарный парк вместимостью 95 тыс. м3, магистральную и подпорную насосные, комплекс вспомогательных объектов и систем. Эти объекты и есть II-ая очередь БТС, или БТС-30.

Стратегия компании заключается в следующем: жесткий контроль со стороны руководства, оперативное решение возникающих вопросов, сосредоточение дополнительных ресурсов на отдельных участках, передислокация сил подрядчиков. Для ликвидации отставания от заданных темпов строительства и выполнения намеченных объемов работ на некоторых участках был введен резерв компании, т.е. подключились строительные подразделения дочерних предприятий "Транснефти": "Сибнефтепровод", "Черномортранснефть", МН "Дружба", "Верхневолжскнефтепровод", "Транссибнефть". На окончательном этапе работ на НПС "Палкино" также были привлечены высококвалифицированные специалисты дочерних предприятий компании.

Особо отметим, что строительство БТС-30, на котором было задействовано более 1500 единиц тяжелой техники, проводилось в условиях действующего предприятия, в охранной зоне действующих магистральных нефтепроводов. Но вследствие строгого соблюдения регламентов и осуществления технического надзора за весь период строительства на действующих нефтепроводах не было ни одного инцидента, выполнены все плановые поставки нефти потребителям.

Также особо отметим,что БТС - супернадежная система, не вызывающая никаких вопросов ни у специалистов и экспертов нашей страны, ни у иностранных. Это обеспечено комплексом передовых технических решений, заложенных в проект и полностью реализованных при строительстве. Проект БТС, разработанный коллективом генерального проектировщика ОАО "Гипро- трубопровод", направлен на гарантированное обеспечение надежной, безаварийной и экологически безопасной работы нефтепровода.
Еще в самом начале строительства президент АК "Транснефть" С.М.Вайншток принял решение использовать на особо сложных и опасных участках трубы повышенной прочности. Кроме того, применялись трубы только с заводской изоляцией.

Для изоляции трубных деталей, арматуры и стыковых участков в полевых условиях использовались лучшие отечественные и зарубежные технологии и оборудование. На всем протяжении нефтепровод оборудован современными средствами электрохимической защиты, контроль за которыми постоянно осуществляется с диспетчерских пунктов.

Полный комплекс автоматизации БТС-30 обеспечивает защиту нефтепровода в случае возникновения нештатных ситуаций, контроль за основными параметрами магистральных нефтепроводов и других объектов с районных диспетчерских пунктов "Ярославль" и "Великие Луки", а также с территориального диспетчерского пункта "Санкт-Петербург" и центрального диспетчерского пункта АК "Транснефть".

В "Транснефти" всегда уделяется особое внимание строительству и обустройству подводных переходов через реки. Все подводные переходы БТС выполнены с применением труб повышенной прочности. На крупных реках (Молога, Волхов) строительство переходов велось методом наклонного бурения. На всех переходах используется оборудование, обеспечивающее защиту от эрозии береговой части и дна рек.

Через Неву, основную водную артерию Ленинградской области, переход выполнен методом микротоннелирования с многократной степенью защиты. Суть этого метода в следующем: бетонный тоннель диаметром 2,5 м, пролегающий на глубине до 11 м ниже уровня реки, где проложена полиэтиленовая труба диаметром 1800 мм и толщиной 80 мм, в которой кожух - из стальной трубы диаметром 1400 мм и толщиной стенки 16 мм. Внутри кожуха - еще одна полиэтиленовая труба диаметром 1200 мм и толщиной около 40 мм, а уже в ней лежит нефтепровод (труба диаметром 1020 мм и толщиной стенки 18 мм). Пространство между рабочей трубой и кожухом герметично и заполнено газообразным азотом под давлением в 5 атм. Здесь же установлены датчики давления, находящиеся под постоянным контролем. Если показания этих сверхчувствительных приборов изменятся в ту или иную сторону, то это будет служить основанием для технической проверки подводного перехода.

В настоящее время ведется строительство НПС "Кириши" и "Быково". Ввод в строй новых производственных объектов на этих станциях увеличит мощность БТС до 42 млн. т нефти в год.

Следующий за БТС-42 этап расширения системы позволит достичь пропускной способности 62 млн.т нефти в год.

Дата: 20.12.2003
по материалам редакции
"НефтьГазПромышленность" 5 (5)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!