Экологическая стратегия освоения морских нефтегазовых месторождений Арктики

1 стр. из 1

По оценкам международных экспертов ежегодные потери при разработке подводных нефтяных месторождений составляют примерно 100 тыс. т в год. Сейчас в море ежегодно добывается от 700 до 1000 млн. т, то есть примерно из тысячи тонн нефти одна попадает в акваторию. В ближайшие годы начнется разработка нефтегазоносного шельфа Арктики. Прогнозируется, что при существующих технологиях и планируемых объемах добычи в морскую среду станет попадать ежегодно 5-7 тыс. т нефти и то в случае отсутствия крупных аварий. Ущерб от загрязнения может составить 110-150 млн. руб. Но это сумма учитывает только нанесенный вред природе, она рассчитана по специальным нормативным документам. Штрафы добывающим компаниям будут предъявлены в десятки раз большие. По мнению заместителя директора по научной работе "ВНИИОкеангеология" Анатолия Опекунова, в настоящее время система экологической безопасности в Российских Арктических морях не подготовлена для добычи нефти и газа, что не выгодно ни государству, ни самим компаниям.

Вопрос о том, начнется или нет интенсивное промышленное освоение открытой в 80-е гг. нефтегазоносной провинции западно-арктического шельфа уже не возникает. Разработка морских месторождений нефти и газа полностью соответствует энергетической стратегии России, причем общий рост объема добычи в стране будет происходить именно за счет акватории (табл. 1). По предварительным оценкам потенциальные запасы углеводородного сырья на этой акватории составляют примерно 80-90 млрд.т. условного топлива. Большая их часть находится в Баренцевом и Карском морях. При существующих в настоящее время объемах добычи нефти и газа, этих месторождений хватит на многие десятки лет (если добывать только в море), тогда как ближайшая крупнейшая провинция - Северное море - истощит свои запасы по оценкам экспертов не более чем лет через 10-15. Понятно, что и зарубежные фирмы уже сейчас проявляют к нашим месторождениям повышенный интерес и, надо полагать, он будет расти. Так что вопросами экологической безопасности региона необходимо заниматься уже сейчас.

Табл. 1. Структура прогнозной добычи нефти и природного газа в Российской Федерации

 Годы

 Добыча нефти, млн.т

Добыча газа, млдр.куб.м

 на суше

на шельфе

 на суше

на шельфе

 2005

325

15

700

0

 2010

350

50

690

80

 2015

345

55

660

120

 2020

320

70

610

210

 2025

315

75

600

220

 2030

310

80

590

230

Известно, что любой водный бассейн более уязвим для техногенного воздействия, чем суша. Арктический шельф, занимающий около 20% территории России, имеет к тому же свою специфику. Ледовый покров, низкая скорость деструкции (разрушения вещества), низкая микробиологическая активность - все это позволяет предположить, что нефтяные загрязнения на северных морях окажут намного более сильное воздействие на природу, чем, например, на Каспии. Легкие фракции нефти, которые плавают на поверхности воды, будут испаряться и разлагаться микроорганизмами на Севере намного медленнее. А тяжелые, которые оседают на дно, в мелководных арктических морях пролежат не одно десятилетие. Они могут быть к тому же источником вторичного загрязнения.

Понятно, что вообще не причинять экологический вред морю при разработке месторождений невозможно. Вопрос состоит в том, чтобы это воздействие свести до минимума. В мировой практике разработаны и применяются различные хорошо известные технологии, позволяющие уменьшить влияние на природу при морской добыче и транспортировке нефти. Зарубежные компании тратят на эти цели до 10% расходов. Причем охранные мероприятия касаются не только разливов нефти. Например, используются буровые растворы без добавок токсичных компонентов, многие компании вообще применяют практически безотходные технологии и вывозят отходы производства на берег. Не случайно в Северном море аварийность низкая. По мнению Анатолия Опекунова, для применения этих технологий у нас нужен как контроль государства, так и желание самих компаний. Вот здесь и возникают определенные опасения. В настоящее время на море ситуация с экологической безопасностью построена таким образом, что недропользователь контролирует сам себя. К сожалению, четкой системы соблюдения норм защиты морской среды при разработке месторождений пока не выработано.

Табл. 2. Структура экологического права РФ по защите морской среды при недропользовании на континентальном шельфе

 Основные законодательные блоки

 Системный

 Ресурсно-средовый

 Экологической безопасности

 Международные конвенции

 "Об охране окружающей среды", 2001 "О континентальном шельфе РФ", 1995; "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне РФ", 1998; "Об исключительной экономической зоне РФ",1998 "О санитарно-эпидимиологическом благополучии населения", 1999 Конвенция ООН по морскому праву 1982 г.
 "Об экологической экспертизе", 1995 Водный кодекс, 1995; "О плате за пользование водными объектами", 1998 "Об отходах производства и потребления", 1998 Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов 1973 г. с изменениями, внесенными Протоколом 1978 г. (МАРПОЛ 73/78)
 "Об особо охраняемых природных территориях", 1995 "О недрах", 1992; "О соглашениях о разделе продукции", 1995 "Об использовании атомной энергии", 1995; "О радиационной безопасности населения", 1996 Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов 1972 г. с поправками 1993 г. (Лондонская конвенция 1972 г.)
 "Об охране атмосферного воздуха", 1999; "О гидрометеорологической службе", 1998 "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", 1994 "Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте (1991)"
 "О безопасности гидротехнических сооружений", 1997

Законодательная основа для морских природоохранных мероприятий есть (табл. 2). Она, по мнению специалистов, вполне достаточна для создания и функционирования системы обеспечения экологической безопасности недропользования, но практически отсутствует нормативно-методическая база. На суше дело обстоит лучше и по уровню разработанности подзаконных актов, а потому что в систему контроля природоохранных мероприятий включены регионы, а море и шельф - федеральная собственность. Существует три вида контроля за состоянием окружающий среды: государственный, производственный и муниципальный. Понятно, что последний в море невозможен, а государственный ограничен в силу отсутствия необходимой информационной базы. Так что фактически фирмы добывающие нефть сами заботятся о сохранении окружающей среды.

В настоящее время в Баренцевом море уже выданы лицензии на разведку и разработку более 15 перспективных участков (самые крупные из которых - Штокмановское, Приразломное, Варандей), на которые подготовлена практически вся геолого-геофизическая документация, но полных данных по геоэкологии нет. Их владельцами стали известные предприятия ОАО "Газпром", ОАО "Севморнефтегаз", ФГУП "Арктикморнефтегазоазведка" и ФГУП "Севморнефтегеофизика". По словам Анатолия Опекунова, в лицензионных соглашениях с этими фирмами практически не расписаны требования по экологической безопасности, есть только общие фразы о том, что они обязаны выполнять мероприятия по охране окружающей среды. Понятно, что трактовать эти требования каждый может по своему.

На суше перед началом разработки какого- либо месторождения компании сами стремятся провести предварительную оценку экологического состояния своего участка и близлежащей территории. Понятно, что заниматься "фоновой" оценкой должны незаинтересованные организации, то есть сторонние учреждения, что в большинстве случаев и происходит: компании заказывают специализированным организациям проведение исследований. В Арктике пока неразбериха: кто, в каких объемах и когда проводит эти исследования. Здесь главную роль должны играть государственные научные организации, которые уже сегодня имеют солидную информационную основу и опыт подобных работ.

Государственные организации составили комплекты разнообразных карт пока только регионального масштаба. Необходимую первичную информацию может дать, например, созданный по данным полевых и камеральных исследований последних десяти лет геоэкологический атлас Баренцева моря (масштаб 1:6000000), состоящий из 11 различных карт.

Для других арктических морей подобных исследований не проведено. Но и такие материалы дают самую общую экологическую картину. Они могут служить основой для последующего составления крупномасштабных карт и схем на тех же лицензионных участках.

По мнению ученых "ВНИИОкеангеологии", все фоновые исследования должны проводиться специализированными институтами при финансировании государства, а израсходованные деньги закладываться в стоимость пакета геолого-геофизической информации, которая выставляется на тендер. Выгода от этого очевидна: государство вернет затраченные средства, а получившая лицензию компания сможет принять своевременные природоохранные меры, применимые именно к своей акватории.

По мнению ученых, экологический контроль при разработке нефтегазовых месторождений должен осуществляться по определенной системе состоящей из нескольких этапов, которая сейчас отсутствует.

На первом этапе необходимо проведение подробной фоновой оценки предоставляемого в разработку участка. Проведенные исследования о содержании загрязняющих веществ, минералогическом составе, физико-механических свойствах осадков, данные о параметрах течений, рельефе, геодинамике и многих других параметрах должны быть использованы для подготовки требований к охране окружающей среды именно конкретного участка. К слову, в той же Норвегии так и происходит. Например, природоохранные мероприятия в зонах повышенного осадконакопления с естественно аномальным содержанием тяжелых металлов или с сильными придонными течениями будут отличаться как по методике, так и по стоимости. На предпроектной и проектной стадиях разработки делается прогнозная оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) и после этого проводится государственная экологическая экспертиза. Так происходит на суше. В море принципы проведения ОВОС в виде методических документов не разработаны, что ограничивает возможности государственной экспертизы. Государство должно быть инициатором создания таких документов.

На разрабатываемых месторождениях необходимо будет проводить экологический мониторинг за происходящими изменениями окружающей среды и корректировать природоохранительную деятельность фирм. Мониторинг должен быть и производственный и государственный. Причем государственный необходимо проводить, по предварительным оценкам, не реже одного раза в два года. Это процесс долговременный и систематический, им постоянно должна заниматься специально назначенная научная организация и контролирующий орган федерального уровня.

Добыча нефтеуглеводородного сырья в морях Арк­тики с точки зрения природоохранных мероприятий при отсутствии контроля может привести к негативным последствиям. Проблемы широкомасштабного освоения шельфа - это и проблемы экологической безопасности страны в целом. Они неизбежно возникнут. Поэтому заранее взять ситуацию под полный жесткий контроль должно государство.

Дата: 20.12.2003
Игорь Курныгин
"НефтьГазПромышленность" 5 (5)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!