Итоги строительного года подводит губернатор

1 стр. из 1

26 ноября в Санкт-Петербурге состоялся съезд строителей, проведенный Союзом строительных объединений и организаций - крупнейшим профессиональным общественным объединением города. На нем, помимо внутриорганизационных вопросов, подводились итоги уходящего, юбилейного для Санкт-Петербурга года, а также обсуждались стратегические направления развития строительного комплекса. Основной доклад сделала губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко, продемонстрировав хорошее знание строительной отрасли и имеющихся здесь проблем. Она выступила с программой перспективных целей и задач, без решения которых дальнейшее развитие Санкт-Петербурга невозможно.

В начале своего доклада Валентина Матвиенко поблагодарила строителей за большой вклад в дело подготовки к празднованию 300-летнего юбилея Санкт-Петербурга и подвела некоторые итоги проделанной работы.

В соответствии с поручением Президента РФ в рамках программы "Сохранение и развитие исторического центра" отреставрированы 19 федеральных объектов: Детская больница Марии Магдалины, Государственная консерватория им. Римского-Корсакова, Российский Академический театр драмы им. А.С. Пушкина, Театр Музкомедии и учебный театр "На Моховой", Александровский лицей, Центральный военно-морской музей, Воронцовский и Шереметьевский дворцы, особняк Шувалова и Российская национальная библиотека, Летний сад и Александровский парк, дворцы Петергофа и Петропавловская крепость, Ботанический институт и Главное Адмиралтейство, Академия художеств и Военно-медицинская академия.

Закрепленные за федеральными министерствами и ведомствами объекты также завершены в срок. Отреставрированы Мраморный и Строгановский дворцы, Инженерный замок и Михайловский сад, Русский музей, фасады Екатерининского дворца в Царском Селе и Большого дворца в Петергофе. Уникальные работы были проведены по восстановлению интерьеров легендарной Янтарной комнаты. Обновились также фасады Театра оперы и балета им. Мусоргского и Государственного цирка. В Мариинской больнице был реконструирован хирургический корпус, на наб. р. Фонтанки, 118 создан музей Державина и русской словесности. В рекордно короткие сроки воссоздан Константиновский дворец в Стрельне.

Было много сделано и для повышения внешней эстетики памятников архитектуры. Реализована городская программа "Ремонт фасадов жилых домов, находящихся в собственности Санкт-Петербурга". Город в буквальном смысле слова засиял после воплощения в жизнь программ "Светлый город" и "Чистый город".

Губернатор призвала продолжать наращивать темпы работ. Президент РФ Владимир Путин поставил непростую задачу - удвоение ВВП, а значит и увеличение объемов строительства до 2010 г. в два раза. Для достижения этой цели необходима консолидация всех участников инвестиционно-строительного процесса.

За первое полугодие 2003 г. инвестиции в основной капитал составили 39,659 млрд. руб., то есть по сравнению с 6 месяцами прошлого года увеличились в 1,7 раза. Более половины всех инвестиций (64,2%) было направлено на строительство зданий и сооружений.
По состоянию на 1 ноября уже превышен предыдущий годовой показатель по вводу жилья, сдано 1,339 млн. кв. м, что почти в 1,5 раза больше, чем за аналогичный период 2002 г. Преимущественно это новое строительство - 1,272 млн. кв. м (154 дома, 17 116 квартир), объекты реконструкции - 32 тыс. кв. м (7 домов, 412 квартир) и индивидуальное строительство - 35 тыс. кв. м (238 домов).

Ожидаемый объем ввода жилья к концу 2003 г. ориентировочно составит 1,7 млн. кв. м, то есть увеличится по сравнению с прошлым годом почти в 1,4 раза. Это не предел, и необходимо достичь показателей 60-х годов, когда в городе сдавалось ежегодно до 2,5 млн. кв. м, или даже превзойти объемы той поры.

В единственном городе России - Санкт-Петербурге - инвестиционно-строительный комплекс практически полностью находится в частных руках; доля государственных и муниципальных организаций не превышает 10%. Соответственно, это отражается и на структуре жилищного строительства. Организациями частной формы собственности на 1 ноября 2003 г. построено 967 тыс. кв. м жилья, что составляет 72% от общего объема.

За 10 месяцев 2003 г. частными инвесторами был введен в эксплуатацию 131 объект различного назначения общей площадью 705 тыс. кв. м: 34 производственно-складских объекта; 29 офисных зданий и выставочных комплексов; 23 автозаправочных станции; 23 здания торгового назначения; 7 объектов автообслуживания; 7 объектов здравоохранения и физической культуры; 5 гостиниц; 3 объекта культуры, религии и образования. Активно развивается строительство современных торговых комплексов. В этом году сдано в эксплуатацию 252 тыс. кв. м торговых площадей.

Мы планируем расширять масштабы привлечения в жилищную сферу городских бюджетных средств. Принята соответствующая "Программа строительства и приобретения жилой площади за счет средств бюджета Петербурга в 2003-2007 гг.". На эти цели будет израсходовано более 9 млрд. руб., которые пойдут на строительство, реконструкцию и приобретение 1,1 млн. кв. м жилья. До 2007 г. будет построено: 17 домов для льготных категорий городских очередников; 11 домов по подпрограмме "Обеспечение жильем участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф"; 6 домов для работников бюджетных отраслей города, 6 домов по программе "Молодежи - доступное жилье". Для одиноких граждан пожилого возраста построят и реконструируют 15 домов. Также планируется реконструировать 19 домов ночного пребывания для лиц БОМЖ.

Говоря о перспективе, следует отметить, что Комитет по строительству на сегодняшний день ведет учет по 2124 строительным объектам, из них 48 предполагается сдать до конца этого года, в стадии строительства находится 740 объектов, а проектные и изыскательские работы ведутся по 1384 адресам. Все это говорит о том, что потенциал для дальнейшего наращивания объемов строительства есть.

Достаточно у нас и земельных ресурсов. В Северо-Приморской части можно разместить около 4,5 млн. кв. м жилья, на Юго-Западе - 2,5 млн. кв. м, севернее улицы Новоселов - около 2 млн. кв. м. Но для этого необходимо решать сопутствующие проблемы: в Приморском районе построить котельную, ликвидировать свалку, на Юго-Западе - закончить строительство очистных сооружений, в районе улицы Новоселов не хватает мощностей ТЭЦ-5, необходимо переносить асфальтобетонный завод и гаражи.

Необходимо систематизировать порядок предоставления инвесторам земельных участков и объектов реконструкции. Максимальную отдачу от имеющейся собственности город получит только в случае расширения практики проведения торгов. Только они обеспечат прозрачность и равные для всех условия рыночной конкуренции.

В последнее время часто поднимается вопрос инженерного обеспечения строительных объектов. Если застройщик оплатил стоимость подключения, то электричество должно быть подано в установленные сроки. В этой сфере мы наведем порядок в ближайшее время. Монополисты должны исполнять свои обязательства.

Отрадно отметить, что инвестиционно-строительные компании свои обязательства по перечислению средств в бюджет Санкт-Петербурга исполняют добросовестно. По состоянию на 10 ноября за предоставление объектов недвижимости и имущественных прав на них город получил 1,25 млрд. руб., что составляет 114% т плановых показателей. До конца года объем средств по данному источнику составит 1,4 млрд. руб., т.е. план будет превышен на 28%.

Существующий сейчас порядок внесения средств на развитие городской инфраструктуры предоставляет инвесторам бесплатную рассрочку: 20% оплачивается до начала строительства, 30% - в период работ, 50% - после ввода объекта в эксплуатацию. Такая система была оправдана на этапе становления рыночных механизмов и позволила многим компаниям "встать на ноги". Сегодня некоторые посреднические фирмы пользуются возможностью не платить сразу инвестиционные обязательства, занимаясь переуступкой прав на строительство. Возник спекулятивный рынок в этой сфере, в результате увеличивается длительность инвестиционного проекта, бюджет теряет значительную часть поступлений.

Новая система будет предлагать инвесторам на выбор два варианта оплаты: 100% в течение месяца после заключения инвестиционного договора; или рассрочку равными долями поквартально до окончания строительства со ставкой дисконтирования 17-20%, в зависимости от доходности проекта. Это приведет к удалению с рынка финансово-несостоятельных компаний, повысит общую надежность комплекса, поспособствует вовлечению кредитных организаций в строительный процесс. По расчетам специалистов, единовременная оплата повысит поступления в бюджет на 15-20 %, а платежи в рассрочку сделают возможным планирование бюджетных источников на 2-3 года вперед.

Недавно на заседании Правительства нами был рассмотрен проект Программы "Переселение жителей Петербурга из ветхого и аварийного фонда". Сегодня в городе больше 3 тыс. аварийных квартир общей площадью около 32 тыс. кв. м. Еще 1051 дом (свыше 3 млн. кв. м) признан ветхим. В общей сложности в этих помещениях проживает более 51 тыс. горожан (из них 20 тыс. - в коммуналках).

Целевая программа рассчитана до 2008 г.

Определены места для строительства новых зданий, в которые переедут жители аварийных и ветхих квартир. Всего будет возведено 800 тыс. кв. м жилья. Реализация программы потребует 14,3 млрд. руб. (более 90% средств будет выделено из городского бюджета). Расселенный ветхий фонд будет передан под снос и строительство или реконструкцию. За право выполнять эти работы инвесторы заплатят в бюджет примерно 5,4 млрд. руб. На сегодняшний день в Петербурге полностью расселены 112 домов, готовы к продаже с торгов 44 объекта.

На сегодня фонд домов первых массовых серий составляет почти 9 млн. кв. м.

Это 2400 домов, 190 тыс. квартир, т. е. 10% всего жилого фонда Санкт-Петербурга. Значительна и занимаемая, используемая крайне неэффективно, городская территория - 100 кварталов площадью

2,5 тыс. га. За счет всех видов реконструкции и нового строительства суммарный прирост жилого фонда может составить 6-8 млн. кв. м общей площади.

Правительство Санкт-Петербурга еще в 2000 г., в рамках Федеральной целевой программы "Жилище", приняло региональную программу реконструкции жилых домов первых массовых серий в Санкт-Петербурге. Она рассчитана на три этапа. В ходе первого из них, заканчивающегося в этом году, были реализованы экспериментальные проекты шести различных вариантов реконструкции в разных районах города. Второй этап (2004-2010 гг.) предусматривал реконструкцию первоочередных кварталов. И лишь на третьем (2011-2020 гг.)

планировалось приступить к массовой реконструкции.

Между тем жилые дома первых массовых серий строились в городе в 1958-1970 гг.

Так почему ставится цель реконструкции этого жилого фонда за 20 лет, когда на его строительство потребовалось всего 12 лет? И это при том, что сегодня мы обладаем более производительными технологиями и способами организации строительства. Мы обязаны, используя передовой зарубежный и московский опыт, завершить Программу "Комплексной реконструкции кварталов домов первых массовых серий" к 2010 г.

В июле этого года подписано соглашение с мэром Москвы Ю. М. Лужковым, согласно которому правительство Москвы взяло на себя серьезные обязательства по инвестированию в развитие экономики Санкт-Петербурга. Для реализации этих планов совместно с крупными инвесторами было учреждено ОАО "Московская инвестиционно-строительная компания". Санкт-Петербург два месяца назад предоставил ему для проведения изыскательских работ первый земельный участок (около 100 тыс. кв. м) в Купчино, где планируется осуществить комплексную жилую застройку общей площадью 100 тыс. кв. м.

Сегодня порядка 200 предприятий в центре не только не украшают наш город, но и представляют опасность для здоровья горожан, нарушая санитарные и пожарные нормы. Сложилась благоприятная рыночная конъюнктура, позволяющая частным инвесторам приступить к активным действиям по приобретению неэффективно используемых производственных корпусов. И правительство города создаст все необходимые условия. Наша задача - за ближайшие 5-6 лет вывести из центра не менее 80% промышленных предприятий.

Пора разобраться и с нежилыми объектами незавершенного строительства, которых насчитывается около 160 единиц. Большая часть из них принадлежит федеральным министерствам и ведомствам, и сегодня идет работа по передаче их городу.

Чрезвычайно актуально стоит вопрос разработки нового Генерального плана со сроком действия до 2025 г. В дополнение к нему должна действовать обоснованная система упорядоченного размещения различных объектов: гаражей, паркингов, автозаправочных станций, малоэтажного строительства, гостиниц и объектов туристической инфраструктуры.

Постепенно мы придем и к ограничению движения частного транспорта в центре города, и уже в ближайшей перспективе остро встанет вопрос строительства паркингов временного хранения автотранспорта в центральных районах.

Пора систематизировать размещение и автозаправочных станций. При функционирующих на сегодня 254 АЗС, по подсчетам специалистов, требуется не менее 350. По нашему мнению, земельные участки под АЗС, как наиболее типовые, должны предоставляться инвесторам исключительно на торгах. Немало автозаправочных комплексов должно появиться и на Кольцевой автомобильной дороге. КАД нужно рассматривать не только как элемент девятого транспортного коридора, но и в качестве нового градообразующего пояса, мощного стимула дальнейшего освоения городских территорий, ведь в границах зоны влияния КАД находится около 40 тыс. га городской земли. Для целей рационального использования этой территории правительством Санкт-Петербурга была утверждена в I квартале 2003 г. Концепция развития территории зоны КАД.

Как видим, задачи губернатор города поставлены, поистине, гигантские. Будут ли они осуществлены - покажет жизнь.

Дата: 18.01.2004
Андрей Зюзин
"Петербургский строительный рынок" 12 (66)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!