|
|||||
1 стр. из 1 Невский проспект - это, безусловно, лицо нашего города. Сюда стремятся попасть все, приезжающие в Северную столицу. Здесь живет "дух Санкт-Петербурга". В зоне Невского сосредоточены крупнейшие музеи и достопримечательности города: достаточно вспомнить Эрмитаж и Русский музей, Казанский собор и Спас на Крови, Адмиралтейство и Михайловский замок, Екатерининский сад и Аничков мост. Но зададимся вопросом: насколько соответствует облик проспекта тому, что мы хотели бы видеть сами и показать гостям? Об этом и другом мы беседуем с главным художником Санкт-Петербурга Иваном УРАЛОВЫМ.
- Как и сам город, "лицо" Невского формировалось постепенно на протяжении всех 300 лет существования Санкт-Петербурга. Мы помним чеканно-строгий облик проспекта в описаниях Пушкина и Гоголя. Сохранились фотографии конца XIX - начала ХХ веков, когда в период интенсивной капитализации все дома были покрыты чешуей рекламы, ходила конка, а затем - трамвай. Хорошо знаком нам советский Невский (какой-то период времени проспект даже носил имя 25 октября, но название не прижилось) - полупустой, с редкими, невыразительными вывесками, но прекрасно демонстрирующий свою архитектурную уникальность. И наконец, сегодняшний облик магистрали - несколько переполненная, на мой взгляд, рекламой, своеобразная визитная карточка города, стремящегося показать все свои успехи и достижения (зачастую несколько преувеличенные). С моей профессиональной точки зрения, на Невском проспекте в последнее время сделано и продолжает делаться многое для улучшения его внешнего облика. Прежде всего, значительная часть его тротуаров была замощена. Работы в этом направлении продолжаются. В будущем году гранитное мощение будет завершено до Знаменской площади. Кроме того, была выполнена замена фонарей, улучшено освещение, установлено ограждение. Все это, несомненно, совершенствует имидж проспекта. Постепенно осуществляется программа художественной подсветки зданий. Принято решение, что с будущего года на Невском будет запрещена парковка автомобилей на тротуарах. Идея сделать проспект полностью пешеходной зоной мне представляется нежизнеспособной, а вот лишить его функции транзитной магистрали, по-моему, совершенно необходимо. Есть, разумеется, и проблемы. На мой взгляд, оформление Невского (я говорю о фасадах зданий) несколько избыточно. Слишком много вывесок, не всегда должный уровень исполнения витрин. Сомнительно и существование ряда заведений, которые по своему статусу на соответствуют центральной городской магистрали. Но и эти вопросы постепенно решаются. С одной стороны, это происходит естественным путем "экономического отбора", а с другой, в будущем году мы планируем реализовать ряд мер для комплексного приведения проспекта в порядок. С этой целью возобновлена прерванная несколько лет назад по разным причинам работа над архитектурно-художественным регламентом наружного оформления и благоустройства Невского. - Кто отвечает за выбор элементов, составляющих облик проспекта, - киоски, остановки, знаки и указатели, урны? - Отвечает за эти вопросы Комитет по градостроительству и архитектуре городской администрации, отдел эстетики городской среды и я лично как главный художник города. Думаю, достаточно очевидно, что все эти объекты имеют такую значимую составляющую, как цена. С нашей стороны существуют определенные эстетические требования. Периодически возникают различные общественные инициативы. И эти моменты надо учитывать. Не могу сказать, что достигнута полная гармония в решении этой проблемы, но определенные положительные сдвиги, безусловно, есть. Хаос в оформлении перечисленных элементов постепенно сменяется унификацией; а эстетический и стилевой уровни растут. Это касается и остановок общественного транспорта, и киосков, и летних кафе под открытым небом. Урн на Невском, в общем-то, достаточное количество. Вопрос в том, что их оформление и особенно обслуживание не всегда на высоте. Разработана единая система транспортных знаков и информационных указателей на очень хорошем дизайнерском уровне. Надеюсь, что она будет внедряться, причем не только на Невском, но и на других улицах города. - Насколько, на ваш взгляд, эстетична размещаемая на Невском реклама; не слишком ли ее много, не исчезает ли за ней историческая часть проспекта? - "Слишком много" - это еще слабо сказано, да и качество рекламы, прямо скажем, оставляет желать лучшего. Обусловлено это прежде всего тем, что наружная реклама является бюджетообразующей отраслью, это в сочетании с развитием рыночных экономических отношений, различными субъективными факторами и деятельностью Городского центра размещения рекламы привело к тому, что избыточное количество рекламы на Невском перешло в ужасающее качество. Чтобы увидеть "лицо" проспекта, теперь необходимо продираться сквозь дебри вывесок, перетяжек, баннеров и транспарантов. Ведь город наш плоский, довольно невысокий, улицы прямые, уходящие вдаль. А перетяжки все это перечеркивают и тем самым искажают архитектурный принцип перспективного построения Санкт-Петербурга. Слава Богу вышло распоряжение губернатора о постепенном, но довольно значительном сокращении количества рекламы, которая закрывает знаменитую еще петровскую "першпективу", когда само слово "проспект" полностью теряет смысл. Количество перетяжек будет уменьшаться. Расположение других носителей - баннеров, лайт-постеров и др. - будет систематизировано. Это отра-зится как на увеличении эффективности рекламы (один носитель не будет перекрывать другой), повышении ее эстетического уровня, так и на сокращении ее общего количества. Отдельный разговор - гигантские виниловые панно, которые полностью закрывают фасады ремонтируемых и реконструируемых зданий. Могу однозначно заявить, что в 90% случаев они размещаются без согласования с нашим комитетом. Наиболее приемлемый, на мой взгляд, вариант дизайна этих панно сводится к изображению на них фасадов домов; там же может быть и реклама; но своими масштабами она не должна "глушить" и подавлять окружающую архитектуру. К сожалению, то, что существует на сегодняшний день, достаточно неграмотно с эстетической точки зрения и, как правило, не соответствует духу и стилю исторической части Санкт-Петербурга. Дата: 18.01.2004 по материалам редакции "Петербургский строительный рынок" 12 (66)
«« назад Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации! |
|||||