Размышления на заданную тему…

1 стр. из 1

Город - это населенный пункт, то есть место жительства людей. Люди его создают, строят, развивают. Меняются эпохи и стили, меняются люди, а вместе с ними меняется и город. Каким он будет, во многом зависит и от нас. Поразмышлять о Петербурге сегодняшнем и о том, каким ему быть завтра, мы предложили одному из ведущих архитекторов города, руководителю Архитектурно-проектного центра Мамошина, члену правления Союза архитекторов России, советнику РААСН Михаилу Александровичу МАМОШИНУ.

О ФЕНОМЕНЕ ПЕТЕРБУРГА…

Сегодня мы уже можем говорить о том, что завершился процесс, который позволил перейти от архитектуры доперестроечного периода к новому качеству архитектуры Ленинграда-Петербурга. Самое главное, что за эти 10-12 лет в историческом центре города не было сделано страшных, непоправимых ошибок. Наверное, это сродни той ситуации, когда архитекторы достойно выдержали испытание советским временем, потому что благодаря мудрости зодчих раннесоветского периода центр города был практически сохранен и оказался вне "советских" процессов.

Эти годы открыли нам очевидную истину, что Петербург - это город, который "застыл" в своем архитектурном величии перед Первой мировой войной, и в том его феномен. И нам достались в наследство тот масштаб, та тектоника города, которые были тогда. И часто иностранные туристы, приезжая к нам в город, смогут восстановить картину Лондона или Парижа до Первой мировой войны.

О МОДЕРНИЗМЕ И РИМЕЙКАХ…

За последние 12 лет в среде архитекторов сложились определенные правила игры в историческом центре Петербурга. Но мы отдаем себе здравый отчет, что нельзя заниматься историческим новоделом, или как теперь говорят римейками, полностью имитирующими городскую среду разных эпох. Это с одной стороны. С другой стороны мы также сегодня сталкиваемся, может быть, с так называемым нигилистическим подходом (его исповедует ряд архитекторов, называя цивилизованным) - это попытка где надо и не надо говорить о современных модернистских европейских процессах, пытаться их реализовать на практике. Получается, что сегодня мы имеем две крайности, два полюса - римейки и модернизм.

Если окунуться в эту проблему глубже, то мы видим со всей очевидностью, что у Петербурга сложился определенный брэнд. Задача всей петербургской культуры - на современном этапе усилить этот брэнд. На его усиление направлены действия политиков, деятелей культуры, бизнесменов.

И менять брэнд Петербурга на нечто новое я думаю неправильно.

Рассмотрим эти две полярности - римейки и модернизм.

Модернизм, часто переходящий в ультракрайность, - направление, свойственное молодым, а следовательно явление, проходящее с возрастом. Крайность модернистического подхода в том, что им занимаются люди, которые не владеют в полной мере современными культурными процессами, а слепо следуют моде, и ничего серьезного, к сожалению, за этими работами не стоит. Однако есть определенная часть таких работ - это эффективные легкие здания в новой части города или какие-то временные сооружения в центре, где этот стиль уместен. Он прекрасно вписывается в корпоративный дизайн многих ведущих компаний.

А вот римейки - это очень страшная вещь. Современные римейки вводят в заблуждение нас и наших потомков, поскольку во времени это совершенно неопределимая архитектура. Я не буду приводить конкретные примеры, поскольку уважительно отношусь к творчеству своих коллег - все мы работаем на благо нашего города, поскольку искренне его любим. Но так получается, что каждый любит по-своему, каждый делает свои собственные ошибки, и будем надеяться, что это ошибки на пути к истине. Римейк - это прежде всего имитация. В городе за последние десять лет появилось множество римейков, которые по большому счету кроме чувства недоумения ничего не вызывают.

Петербург в своей истории переживал много тяжелых времен. И даже так называемая "сталинская" архитектура не повлияла на брэнд города. Левинсон, Фомин, Гурьев… Их творения вписались в архитектуру города, в его среду. Это пример трепетного отношения к городу.

Наверное, наша задача такова - усиливать брэнд Петербурга в контексте современного культурного процесса. Ведь мы живем в одно время, работаем с одними и теми же строителями, используем одни и те же строительные материалы; просто каждый архитектор по-своему ощущает этот город, и каждый архитектор стоит своих построек.

Степень зрелости любого мастера - это уважение к традициям, энергетике города, в котором он работает. Это проявление глубокой индивидуальности, которую принимает Петербург, где есть симбиоз творческой личности и города. Именно диалог Архитектора с Петербургом есть основа той грани, где получаются качественные архитектурные проекты. Петербург - это самостоятельное культурное явление, очень хрупкая субстанция, которую вначале начинаешь чувствовать, а потом объяснять.

И каждый доходит до какой-то своей собственной истины.

О ПРОЕКТЕ МАРИИНКИ…

Есть внутренние городские процессы, есть процессы внешние. И волей судеб город оказался в русле глобалистических культурных процессов. Здесь налицо конфликт между продуктами глобализации и идентичности. Доминик Перро - гениальный архитектор, но если бы он, к примеру, с подобным проектом участвовал в конкурсе на другом конце земного шара, он бы победил и там, поскольку его творчество давно переросло рамки идентичности и стало глобальным, это элита - надстройка архитектурного мира. Иного результата не могло и быть. Например, в Ла Скала реконструкция проходит кулуарно, без всякого конкурса, как у нас пытался начинать Эрик Моос. И хорошо, что в нашем городе нашлись силы, которые смогли противостоять приватному решению. Самый главный положительный результат произошедшего - возможность выбора. А что касается самого проекта, то процитирую одного журналиста: "Петербург вместо мусорных мешков получил конфеты в золотой упаковке и успокоился".

О ЛЕНИНГРАДЕ…

То, что город делится на исторические "зоны" - элемент величайшей мудрости, проявленной архитекторами в эпоху раннесоветского периода, в эпоху 60-х и 70-х гг.

Наверное, это называлось концепцией параллельного города. И мы прекрасно отдаем себе отчет в том, что есть Петербург, а есть Ленинград. Может быть, другой путь стал бы ошибочным и однозначно уничтожил бы Петербург. Город развивался по определенным законам, диктуемым временем, и если на повестке дня стояло развитие экономичной архитектуры, то и результат был соответствующий.

Мне кажется, дальнейшее развитие города будет идти по такому пути: центр будет качественно преображаться, модернизироваться. Бывшая промышленная зона, которая находится между Петербургом и Ленинградом и сейчас активно выводится за пределы города, станет зоной развития нового Петербурга. Это колоссальный потенциал. Здесь будет создаваться новая архитектура, которая дистанцируется от исторического центра, но примет его традиции, впитает его энергетику. Будущее города именно здесь - между Петербургом и Ленинградом.

Что касается новостроек, то здесь ситуация такова: есть ряд серьезных транспортных коммуникационных проектов, на базе которых (если экономически все сложится удачно) возникнут крупные общественно-социальные комплексы. Их архитектура станет акцентом новостроек, будет вызывать интерес. А то "панельное" наследие, что досталось нам, можно достойно привести в порядок - в основном это задача коммунальных служб города. Отремонтировать фасады (ведь многие существующие серии - это хорошее капитальное жилье), сделать единообразное остекление лоджий и так далее. Вопрос упирается, как обычно, в финансы, которые на содержание жилищного фонда необходимо изыскать.

ИТАЛЬЯНСКИЕ ФАНТАЗИИ…

В рамках программы реконструкции центра города, в самом центре квартала, образованного Невским проспектом, улицами Восстания и Маяковского, будет пробита пешеходная улица, на которой разместятся современный отель, жилые дома, благоустроенные дворики. История проекта не нова - первым эту улицу для создания дублера Невского проспекта хотел проложить архитектор Бенуа. Эта идея не утратила своей актуальности и в советское время, однако осуществляться она начала только в XXI в. В моей практике это беспрецедентный проект. Сама идея возникновения проекта была навеяна творчеством итальянского архитектора Пьеро делла Франческа. Он был ученым, художником, первым, кто для своих работ математически вымерял перспективу. Дисциплина и спокойствие, которыми дышат его картины, - это уже больше чем математика, это сознательная уверенность большого мастера. Тогда, в эпоху раннего Возрождения, он создал проект идеального города будущего, так называемые Урбинские редуты.

С одной стороны в нем нет ничего особенного, кроме, пожалуй, того, что это начало XV века. Эти фантазии архитектора эпохи Возрождения послужили своего рода мотивом для создания современного проекта новой петербургской улицы, которая, кстати, практически соосна Итальянской улице, если присмотреться к карте города. Сегодня уже практически построен четырехзвездочный отель. А в ближайшее время начинается очень интересная работа - пробивка нового пассажа на Невский. У нас в городе есть две пассажные зоны: одна между Итальянской улицей и Невским проспектом, а другая между Невским проспектом и Стремянной улицей. Скоро появится и третий очаг пассажей.

Работа над этим проектом для нас очень значима. Ведь в последний раз новая улица, которая возникла в исторической части города, была улица Пушкинская, с тех пор новых улиц не пробивалось.

Дата: 18.01.2004
по материалам редакции
"Петербургский строительный рынок" 12 (66)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!