О планах по Генплану

1 стр. из 1

Срок действия предыдущего Генплана, принятого в 1986 г., заканчивается в 2004 г. Новый Генеральный план, определяющий долгосрочную стратегию развития города, рассчитан на 20 лет - с 2005 по 2025 гг.


Основная цель главного плана Петербурга - повышение эффективности использования городских территорий. Генплан является базовым документом для дальнейшей разработки градостроительной документации. На первой стадии подготовки Генплана проанализирована эффективность использования городских территорий, намечены транспортные потоки, сформированы зоны активных преобразований, зоны промышленной и жилой застройки.

Наряду со строительством новых жилых массивов на севере и юго-западе города будут активно использоваться для строительства и реконструкции жилья существующие территории кварталов постройки 60-х гг. Таким образом город станет более компактным.

Планируется дальнейшее развитие петербургского морского порта, железнодорожного узла, автомобильных магистралей. Продолжится реконструкция исторического центра города. Промышленные предприятия из центра будут переводиться в специально создаваемые промышленные зоны, такие как "Парнас", "Обухово", "Предпортовая". Сейчас в Петербурге 29 промышленных зон.

БЕЗ ПОТРЯСЕНИЙ И РЕВОЛЮЦИЙ

Активной работе градостроителей над новым Генпланом, начатой в прошлом году, предшествовал десятилетний подготовительный этап, в течение которого выявились основные тенденции в области строительства жилья и общественных сооружений, реконструкции центральных и периферийных районов города. К настоящему моменту, считают в КГА, разработчики Генплана полностью вооружены законодательной, методической и технической базами; в их распоряжении обновленный картографический материал.

Перед тем как приступить к составлению средне- и долгосрочного прогноза развития Санкт-Петербурга, специалисты выполнили баланс территории (так, 20% городских земель в настоящее время занимает жилье; 11% - нежилые функции; 10% - транспортные инфраструктуры; 15% - агропромышленный комплекс) и завершили анализ реализации решений предыдущего Генплана. Он был сделан с большим запасом: колоссальные территориальные резервы на юго-западе, северном и восточном флангах - в Новодевяткино, Кудрово, южном Обухово, севернее Лахтинского разлива - останутся ресурсами нового Генерального плана. Это позволяет говорить о преемственности стратегий: новый Генплан не предвещает революционных изменений.

ЗОНА СОВМЕСТНЫХ ИНТЕРЕСОВ

Впрочем, законы рыночной экономики вносят свои коррективы. Взять, к примеру, кольцевую автодорогу. Она фигурировала в двух предыдущих генпланах, но ни одним из них не рассматривалась в качестве "коридора экономического развития". Сейчас это не просто транзитная магистраль, а магнит предпринимательской активности, многократно повышающий стоимость окрестных земель. Речь идет примерно о 6-7 тысячах га, потенциально пригодных для освоения под полифункциональную застройку, и о создании многих тысяч рабочих мест. При этом регламент застройки земель в коридоре КАД должен предотвратить нежелательный процесс формирования вокруг Санкт-Петербурга "второго промышленного пояса", запирающего его планировочное развитие.

Осваивать земли вокруг Кольцевой город будет совместно с областью, по территории которой проходит часть обходной скоростной трассы.

Территории, примыкающие к Кольцевой дороге, разбиты на 14 зон, суммарная площадь которых составляет 64 тыс. гектар. 60% этой площади находится в границах города, 40% - области. Строительство Кольцевой дороги вокруг Санкт-Петербурга является мощным стимулом дальнейшего освоения городских и пригородных территорий. Вдоль новой трассы предполагается разместить не только автозаправки, мотели и кемпинги, но и деловые, складские, торговые центры, зоны жилой застройки.

Растет привлекательность земель и в зоне аэропорта, несмотря на то что его нынешняя пропускная способность (2,5 млн. пассажиров в год) значительно уступает пассажирообороту авиатерминалов европейских столиц, достигающему 50-60 млн. человек в год. И если прежде градостроители мечтали вынести аэропорт с его шумами километров за 80 от городской черты, то теперь в его близости к городу усматривают большое преимущество. Вообще геополитическая ситуация Санкт-Петербурга такова, что его инфраструктурные узлы (Шушары, Белоостров, Ручьи, Морской порт и др.) становятся фокусами роста деловой активности, и эта тенденция будет набирать силу.

ЖИЛЬЕ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ

Действующий Генплан был рассчитан на численность населения в 5,5 млн. человек при норме жилищной обеспеченности в 23-28 кв. м на человека. Но, едва достигнув пятимиллионного рубежа, население города пошло на убыль. И хотя в прошлом году рождаемость сравнялась со смертностью, демографического взрыва не предвидится, пока что можно говорить лишь о стабилизации. Расчетный показатель будущего Генплана - 4,6 млн. человек. Зато при современных темпах жилищного строительства в 1-1,5 млн. кв. м в год наш город вполне может догнать скандинавских соседей по обеспеченности жильем, то есть достичь заветных 30 кв. м на человека (сегодня среднестатистический петербуржец располагает 20 кв. м жилплощади). Общая площадь территорий под жилищное строительство ближайшего десятилетия оценивается в 10-15 тыс. га. Однако освоение земель Юго-Запада, Северной Долины, Ручьев, Обухово и др. сопряжено с масштабными вложениями средств в инженерную подготовку, для чего администрации предстоит разработать специальную программу. Наибольшим потенциалом обладают территории на Северо-Западе - там есть энергетические ресурсы и привлекательные ландшафты. Свою сверхзадачу в сфере жилищного строительства архитекторы видят в создании среды обитания нового качества и жилья нового поколения - не элитного, дорогого, а экологически рационального, энергосберегающего, скромного по дизайну.

Огромны территориальные резервы индустриального пояса Санкт-Петербурга. Достаточно назвать зоны Выборгской набережной, пробивки Новоизмайловского проспекта, улиц Шкапина, Розенштейна, Московской товарной станции. Комплексная реконструкция этих и других территорий промышленного пояса может вернуть городу около 6 тыс. га. Ввиду сильного техногенного загрязнения строительство жилья здесь не рентабельно, зато это идеальные площадки для размещения логистики, оптовой торговли, офисно-деловых центров.
Качество жизни в городе в немалой мере зависит от наличия зеленых зон - парков, садов, скверов. На сегодняшний день параметры обеспеченности Петербурга зелеными насаждениями отвечают действующим нормативам. Но не секрет, что многие зеленые пространства нуждаются не только в благоустройстве, но и в срочном создании структур, которые исполняли бы роль операторов этих территорий, взяли бы на себя заботу по поддержанию в них порядка и их развития путем размещения досуговых и спортивных учреждений.

Бюро Генерального плана города подготовило регламенты реконструкции трамвайных парков. Их территории могут использоваться гораздо эффективней, чем это происходит сейчас. Так, при условии рекультивации загрязненных почв часть территории трамвайного парка на Среднем пр. В. О., 71 может быть использована под общественную застройку общей площадью 120-150 тыс. кв. м. Там же планируется создать Музей санкт-петербургского трамвая. На территории трампарка № 4 (на Дегтярной ул.) может появиться жилье общей площадью до 80-100 тыс. кв. м. Масштабы реконструкции трамвайного парка № 6 (на Барочной ул.) скромнее: он занимает всего 2 га.

ТОННЕЛИ И МОСТЫ

Генплан затрагивает и перспективы транспортного строительства в Санкт-Петербурге. Петербург по-прежнему испытывает дефицит в удобных транспортных коридорах, которые связали бы северную и южную части города в обход его центра. Серьезным препятствием на пути создания таких связей в ряде случаев оказываются исторические промышленные территории, опоясывающие центр по Обводному каналу. Разработчики нового Генплана уже производят расчет пассажиропотока и ревизию решений предыдущего с точки зрения обременений, накладываемых на владельцев недвижимости в зонах будущих пробивок.

Необходимость в дополнительных связях через Неву назрела давно, и сейчас градостроители заняты разработкой их технико-экономических обоснований и сравнением вариантов. Есть варианты строительства тоннеля и разводного моста пропускной способностью 100 тыс. автомобилей в сутки в районе Горного института. Тоннельный вариант ориентировочно оценивается в 8 млрд. руб., мост с обустройством подъездов - в 3-5 млрд. руб. Хотя тоннельный вариант дороже, при наличии современных технологий построить его можно в более короткий срок. Кроме западной переправы через Большую Неву, существует еще несколько потенциальных створов (Арсенальный и Орловский); перспективы строительства эстакад над территориями Московской товарной станции (в створе ул. Черняховского) и заводов им. Козицкого и Котлякова на Васильевском острове.

Ведется проектирование участка от Благодатной улицы до Обводного канала включая путепровод через две железные дороги. Планируется строительство участка длиной 6 км - от Ленинского пр. до Благодатной ул., строительство Дунайского путепровода, соединяющего Московский и Фрунзенский районы. На повестке дня стоит и разработка регламентов преобразования зоны Митрофаньевского шоссе и улиц Шкапина, Розенштейна, где фирма "ЛЭК" намерена осуществить ряд жилищных проектов.

ГОСТИНИЦЫ И ГИПЕРМАРКЕТЫ

Юбилей города способствовал реализации гостиничных проектов. Нынешняя емкость гостиниц Северной столицы составляет 37 тыс. мест. В рамках реализации Адресной программы развития гостиничной инфраструктуры выданы разрешения на проектирование и строительство порядка 115 новых гостиничных объектов суммарной емкостью 27 тыс. мест (всего в Адресную программу включено 185 объектов).

Оживился и сектор строительства коммерческой недвижимости. Причем, здесь наблюдается новая тенденция, связанная с появлением крупных торговых комплексов - гипермаркетов, занимающих участки в 3-5 га, и мультимаркетов - 10-12 га. Мультимаркеты объединяют многие ингредиенты - магазины, рестораны, многозальные кинотеатры и даже небольшие аквапарки. Таких комплексов в нашем городе пока нет, но в этой сфере ожидается настоящий строительный бум.

Дата: 18.01.2004
по материалам редакции
"Петербургский строительный рынок" 12 (66)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!