Определение основных рисков в дорожно-строительных проектах и способы их уменьшения

1 стр. из 1

Любой коммерческий проект сопровождают риски. При подготовке проекта их степень соотносится с ожидаемой прибылью. От того, насколько адекватна эта оценка рисков, в значительной степени зависит результат проекта в целом.


Пожалуй, не один из известных производственных процессов не подвержен такому большому количеству различных опасностей, как строительство, в т.ч. проекты по сооружению транспортной инфраструктуры. Воздействие на процесс реализации проекта любого из рисков в случае его наступления вызывает имущественный ущерб, вред для жизни, здоровья и приводит к убыткам для предпринимателя.

ПРОЦЕСС УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ МОЖНО ОПИСАТЬ СЛЕДУЮЩИМ НАБОРОМ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ:
-  выявление достаточно представительного достоверного перечня возможных рисков, которые могут вызвать ущербы при строительстве;
-  оценка вероятностей и размеров возможных ущербов от тех или иных рисков;
-  разработка планов превентивных мероприятий (включая резервные), направленных на исключение или снижение возможности проявления рисков, а также предусматривающих передачу ответственности за строительно-монтажные риски другим (в т.ч. страховым) организациям;
-  определение затрат на эти мероприятия и сравнение общих стоимостей оцениваемых вариантов строительства с их учетом.

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТ ПО ОЦЕНКЕ РИСКОВ

Наиболее всесторонние разработки вопросов оценки рисков были выполнены в рамках развития теории и практики страхования. Поэтому строители поручают работу по выявлению, оценке и размещению строительных рисков не проектировщикам, а страховщикам, имеющим богатый опыт расследования ущербов и утрат.

Все риски можно условно разделить по их происхождению на геологические, техногенные и социальной опасности. Существует множество способов их выявления: с помощью организационных схем, осмотра, контрольных перечней, схем производственных процессов, а также с помощью так называемых "деревьев" проявления ущербов, по которым можно выбирать альтернативные причины их возникновения. Составление перечня строительных рисков для конкретного объекта может уже само по себе послужить ценной информацией для предпринимателя, инициируя его деятельность в управлении этими рисками.

ОЦЕНКА РИСКОВ

Выявление рисков не означает еще получения информации о вероятности их наступления и потенциальной "тяжести" их проявления. Основные усилия и затраты предпринимателя должны быть направлены прежде всего на риски, вероятность возникновения и сила воздействия которых на строительный объект максимальны. Оценка максимальных потенциальных ущербов осуществляется по единому алгоритму и на основе математической статистики. В его основу закладывается заданный набор более или менее оптимистичных допущений, касающихся обстоятельств потенциального ущерба. Далее определяется стоимость ущерба по каждому сценарию и выбирается максимальный предполагаемый ущерб с учетом экспертной оценки вероятности того или иного сценария.

В настоящее время для оценки ущерба российские страховщики чаще всего используют термин "вероятный максимальный ущерб" (PML). Он определяется как наибольший предполагаемый денежный ущерб, вызванный единичным происшествием, который может быть нанесен при стечении наихудших обстоятельств. Чтобы оценить PML для того или иного риска, необходимо определить сценарий, по которому ущерб случается в худшее возможное время в худшем месте. В качестве примера можно привести пожар, происходящий в центре складского помещения ранним утром, после того как система разбрызгивателей была отключена на ремонт.

Другим показателем оценки степени риска является вероятность наступления ущерба определенной величины. Такая оценка в основном дается максимальному предполагаемому ущербу. Для оценки вероятностей наступления ущербов чаще всего используются показатели, не количественно, а качественно характеризующие частоту проявления того или иного риска. Например, используют такие оценки вероятностей как "вероятный ущерб", "маловероятный ущерб" и "очень вероятный ущерб".

Гораздо сложнее оценить, даже неколичественной оценкой, вероятность наступления ущерба "от всех рисков", которая чаще всего и нуждается в предупреждении и страховании на строительных объектах. Тем более, что строительство крупных транспортных объектов является сложным процессом, включающим в себя, как правило, множество технологических операций с применением большого количества машин и механизмов, материалов и конструкций, использующих знания и труд различных специалистов. Оценку рисков на подобных объектах могут произвести только профессиональные андеррайтеры.

МЕРОПРИЯТИЯ ПО УПРАВЛЕНИЮ РИСКАМИ

Основное экономическое бремя от неэффективного строительства несет на себе заказчик (застройщик). Оно заключается прежде всего в недополучении ожидаемой прибыли от своевременного ввода объекта в эксплуатацию. Заказчик разрабатывает и осуществляет мероприятия по избежанию, ослаблению, сдерживанию, перераспределению и локализации рисков. Значительная их часть устраняется при разработке проекта. Другая часть снижается путем формирования разумных резервов. Третьи риски перераспределяются под ответственность других участников строительного процесса. При этом учитываются следующие основные факторы: кто по действующему законодательству несет ответственность за риски; кто может лучше управлять данным риском; кто может лучше предугадать данный риск; кто может лучше справиться с данным риском; кто более всего выигрывает или проигрывает в случае наступления риска.

В соответствии с действующим Гражданским Кодексом РФ, риск случайной гибели или повреждения объекта строительства, составляющего предмет договора строительного подряда, до приемки этого объекта заказчиком несет подрядчик. Однако, если объект погиб или поврежден вследствие недоброкачественности предоставленного заказчиком материала или оборудования, либо в результате исполнения ошибочных указаний заказчика, то ответственность за это несет заказчик.

При разработке соответствующих условий договоров подряда заказчик обязан учитывать, является ли другая сторона контракта достаточно компетентной, чтобы оценить риск, есть ли у нее возможность и квалификация для управления риском или его снижения, а также финансовые ресурсы для оплаты ущерба в случае осуществления риска.

Таким образом, часть рисков может быть с успехом минимизирована усилиями самого предприятия,  в том числе с помощью проведения различных предупредительных мероприятий - повышения квалификации сотрудников, улучшения охраны объекта, повышения эффективности управления и т.д. Однако есть риски, потери от которых удобнее и выгоднее снижать с помощью традиционных инструментов страхования. Во многих случаях предприятию может не хватить собственных средств для покрытия убытков, и ему придет на помощь страховая компания.

Целесообразность страхования строительных рисков обусловлена также тем, что оно позволяет сэкономить часть средств за счет отказа от создания резервных фондов на непредвиденные расходы, которые достигают 10% от сметной стоимости. Затраты же на страхование при этом не превышают 1%.

В связи с этим при разработке договоров подряда должны быть предусмотрены и принципиальные условия страхования. Включение таких условий в контракты надо производить на основе оценки эффективности этих мероприятий. Используя такой инструмент, как программы расчета тарифов договоров страхования строительно-монтажных рисков, предприниматель (с помощью сюрвейера или страховщика) сможет оценить затраты на страхование тех или иных рисков, сравнить эти затраты с затратами на альтернативные мероприятия и выбрать наиболее эффективный вариант.

СТРАХОВАНИЕ ОБЪЕКТОВ ДОРОЖНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

Страхованием может быть охвачен широкий спектр строительных рисков. Это не только страхование самого процесса выполнения строительно-монтажных работ, гражданской ответственности строителей, но и стройматериалов, строительной техники и временных сооружений, послепусковых гарантийных обязательств подрядчика. Все это может и должно быть включено в договор страхования, что особенно актуально, если строительство ведет наемный коллектив работников, не всегда имеющих высокую квалификацию.

Рассмотрим некоторые примеры.
1. В результате бури на строительной площадке Бережковского моста в Москве упали два козловых крана. Не выдержав напора ветра скоростью 26 м/сек., они рухнули на сооружаемые мостовые опоры. Объект был застрахован, поэтому все расходы по расчистке территории и восстановлению разрушенных элементов моста взяла на себя наша страховая компания. Однако сами краны застрахованы не были, и страховое возмещение по ним не предусматривалось.
2. В ходе реконструкции путепровода на пересечении МКАД и Дмитровского шоссе в Москве при заполнении бетонной смесью опалубки обрушилось сооружаемое пролетное строение моста.
10 строителей получили травмы различной степени тяжести. Расходы по восстановлению обрушившихся конструкций понесла наша страховая компания, т.к. объект был застрахован. А пострадавшие строители никакой компенсации не получили, так как они не были застрахованы от несчастного случая.

Вывод можно сделать следующий: страхование необходимо осуществлять в комплексе -  включая страхование строительно-монтажных работ, гражданской ответственности при их проведении, страхование имущества и страхование работников от несчастных случаев.
По данным Департамента страхового надзора при Министерстве финансов РФ, в России зарегистрировано свыше 1400 страховых компаний. Многие из них получили лицензию на страхование СМР, меньшее количество использует эту лицензию на практике и совсем единицы занимаются страхованием таких сложных по технологиям и крупным по капиталоемкости объектам, как объекты транспортного строительства.

Можно рекомендовать несколько критериев для выбора страховой компании:
-  финансовая устойчивость компании, ее возможности для перестрахования принятых на себя рисков;
-  опыт страхования конкретных дорожно-строительных проектов, наличие крупных выплат;
-  наличие собственной статистической базы по страхованию СМР, учета рисков при строительстве;
-  наличие профессиональных строителей в штате компании.

Только такая страховая компания сможет предложить своим клиентам эффективную защиту от рисков.

Дата: 18.01.2004
Александр Миллерман
"Петербургский строительный рынок" 12 (66)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!