В. И. Матвиенко: "Мы не строим воздушных замков"

1 стр. из 1

В начале года в представительстве Санкт-Петербурга в Москве прошла пресс-конференция губернатора В. И. МАТВИЕНКО, посвященная итогам юбилейного 2003 г. и планам дальнейшего развития мегаполиса. Мы приводим некоторые выдержки из ответов первой леди города на вопросы журналистов, касающиеся прежде всего строительных проблем.

- Какие будут основные стратегические направления в развитии города? Будут ли совместные проекты с Москвой? Не намерены ли Вы использовать опыт своего московского коллеги в предстоящей работе?

- В Петербурге сформировано новое правительство, которое определило стратегические направления деятельности. Мы считаем своей задачей сделать все необходимое, чтобы превратить Петербург в город с европейскими стандартами жизни. Причем мы понимаем это в широком смысле. Это и европейский уровень качества жизни горожан, это и цивилизованные условия для развития бизнеса, это и благоприятные условия для привлечения инвестиций, это и европейские стандарты уровня прав и свобод граждан, свобода прессы и т. д. Понятно, что решение такой задачи требует времени. Но все шаги, все усилия нашего правительства будут направлены на достижение этой цели.

Если говорить о стратегии развития Петербурга, то, к сожалению, сегодня я должна констатировать, что город живет по Генеральному плану развития, который был утвержден еще в 80-е гг. Формально он завершает свое действие в 2005 г. Но если говорить неформально, то, конечно же, он давно исчерпал свой ресурс и не соответствует новым реалиям. И главная задача - как можно быстрее завершить разработку нового Генерального плана развития Санкт-Петербурга. Мы предполагаем, что к концу 2004 г. эта работа будет завершена. В первом квартале мы рассмотрим новую концепцию Генерального плана и в течение года будем интенсивно над ним работать.

Следующее направление - это составление плана социально-экономического развития Санкт-Петербурга до 2005 г. и более детального плана до 2008 г.

В первую очередь мы должны раскрыть и задействовать в полной мере тот промышленный потенциал, который есть у Петербурга. Промышленность по-прежнему является становым хребтом экономики Санкт-Петербурга. И, говоря о ее развитии, мы имеем в виду модернизацию и внедрение высоких технологий. Это выпуск высокотехнологичной продукции, это перевод промышленности на инновационный путь развития. Благо, для этого у нас есть все условия - и высокий уровень науки (40% отраслевой науки находится в Петербурге), и высокий уровень образования. То есть, соединив эти звенья в одно целое, мы действительно можем двигаться по инновационному пути развития нашей промышленности.

Далее мы определили для себя конкурентно выигрышные сферы, которые могут успешно развиваться. Это сфера образования и науки, это туризм, поскольку Петербург является городом европейской культуры. Мы будем формулировать конкретные мероприятия по развитию этих сфер. Безусловно, в поле нашего внимания - малый и средний бизнес, которому мы хотим создать абсолютно благоприятные условия для развития. Вместе с ассоциацией малых и средних предприятий сформирована рабочая группа, которая уже работает над конкретным планом.

Если говорить о городском хозяйстве, то главная проблема - большое количество ветхого, аварийного жилья, коммунального жилья. Нами предложены меры по решению этой проблемы. Уже создано ипотечное агентство. Совместно с банками мы разрабатываем программу ипотечного кредитования, доступного для горожан со средним уровнем достатка и выше. Полагаю, к концу первого квартала мы сможем утвердить программу. Это позволит вовлекать средства населения в жилищное строительство и оказывать реальную поддержку бюджетникам и другим категориям населения в виде субсидий, в виде субсидивных процентных ставок на жилье и т. д. Это целая система мер. Если мы не начнем сегодня заниматься жилищной проблемой на новых принципах, то очередь в 700 тыс. петербуржцев, которая существует с 80-х гг., так никуда и не продвинется. Мы уже внесли новый законопроект, который подразумевает разделение очередников на две категории. Первая категория - это те, кто в соответствии с федеральным законом имеют право получить льготное, бесплатное жилье от города. Вторая категория - это те, кто будет от города получать ту или иную помощь, будет соучаствовать в строительстве жилья.

Следующий блок - транспортный, поскольку Петербург является важным транспортным узлом. Разрабатывается отдельная программа по развитию транспортного комплекса Петербурга включая метро, наземный транспорт, дорожные магистрали, развязки.

Что касается совместных планов с Москвой, то один такой проект уже в стадии проработки и где-то с апреля будущего года начнет реализовываться. Речь идет о программе расселения пятиэтажек. Предполагается, что за счет инвестиций из Москвы будет построено новое комфортное жилье, куда переселятся жители пятиэтажек, а на месте снесенных "хрущевок" будет осуществлена комплексная застройка целого квартала. Мы обсуждаем еще ряд совместных проектов. Надеюсь, они получат свою реализацию.

Говоря о других приоритетных направлениях развития, мы считаем, что Петербург должен стать туристической Меккой, туристической столицей России. Понятно, что для этого нужно создать условия, инфраструктуру. Поэтому сейчас мы готовим программу развития гостиничного комплекса, которая предусматривает строительство новых гостиниц. Мы будем целевым образом выделять участки для застройки и создавать привлекательные условия для операторов и инвесторов, которые захотят участвовать в развитии этого бизнеса.

Мы также поставили важную стратегическую цель - за три года увеличить доходную часть бюджета не менее чем в два раза, потому что сегодня уровень доходной части бюджета Санкт-Петербурга не соответствует тем потребностям, которые необходимы для развития города, его инфраструктуры, для решения социальных проблем. Сейчас уже приняты конкретные меры, которые начали давать результат. Своей главной задачей новое правительство считает создание понятных правил игры для развития рынка, бизнеса, экономики и привлечения инвестиций. Такое первое антикоррупционное, я считаю, постановление правительства принято по принципиальному изменению формирования городского заказа, то есть закупок товаров, услуг и работ для городских нужд. Выстроена абсолютно прозрачная, понятная система. Мы считаем, что с одной стороны, это ликвидирует предпосылки коррупции. С другой стороны, это позволит закупать товары и услуги для города по более низким ценам, но более высокого качества, что приведет к экономии бюджета.

По поводу московского опыта. Я считаю, что мэр Москвы Ю. М. Лужков сегодня - один из самых опытных и грамотных руководителей регионального уровня.

У меня с Юрием Михайловичем очень хороший рабочий контакт, мы уже провели несколько рабочих встреч. И я считаю очень полезным и нужным перенимать все то новое, хорошее, что уже наработано в Москве, внедрять это в жизнь с учетом особенностей нашего города, потому что в Петербурге тоже накоплен свой интересный опыт. Здесь главное - не навредить, и привнести новое и полезное для города.

- В этом году едва ли не лучшие силы Дорожной ассоциации России были брошены на наши дороги. Охарактеризуйте поподробней итоги их деятельности и выскажите, пожалуйста, свои пожелания на будущий год.

- Действительно, дороги сделаны в большом объеме и сделаны очень неплохо. Это видно в первую очередь по центральной части города, потому что пока "не дошли руки" до окраин, до внутриквартальных дорог. Успешно продолжается строительство КАД. У нас большие планы по продолжению строительства и ремонта дорог, строительства новых развязок, завершению строительства вантового моста.

Поскольку транспортная ситуация в Петербурге становится сложнее с каждым годом (с учетом роста количества автомобилей и неготовности наших дорог к принятию такого количества машин), мы не будем снижать темпы дорожного строительства, а будем их наращивать.

- Каково будет соотношение долей "Газпрома" и города в компании по управлению городской газораспределительной сетью? Будет ли "Газпром" контролирующим акционером или кто-то еще?

- С председателем правления Акционерного общества "Газпром" мы подписали соглашение, которое определяет направления стратегического сотрудничества "Газпрома" и Санкт-Петербурга, а также конкретный договор на 2004 г. В этих документах прописано, что "Газпром" будет более интенсивными мерами реализовывать программу газификации пригородов Санкт-Петербурга. Мне не хотелось бы даже называть эту цифру - стыдно для города, но уровень газификации Петербурга вместе с пригородами составляет 65%. Это чуть выше, чем в среднем по России. У нас 46 поселков до сих пор не газифицированы. Мы условились, что в этом году будет выделено 120 млн. руб. на газификацию пригородов. В 2004 г. объемы будут увеличены до 200 млн. К 2005 г. мы должны наработать проектно-сметную документацию для существенного увеличения инвестиций в газификацию пригородов.

Второе: мы сейчас разрабатываем технико-экономическое обоснование совместного проекта Санкт-Петербурга и "Газпрома" по модернизации теплоэнергетики в одном из центральных районов, в частности, в Петроградском.

Какой бы мы ремонт ни делали, если не будем менять внутридомовые коммуникации, мы не улучшим теплоснабжение жилого фонда. Поэтому в течение первого квартала мы завершим разработку технико-экономического обоснования и поймем экономическую сторону этого вопроса. Пока предварительные договоренности выглядят следующим образом: город приводит в порядок подвалы, поскольку у нас в старых районах большое количество подвалов затоплено из-за постоянных протечек горячей воды, нарушена гидроизоляция. Мы приводим в порядок чердаки, кровли, меняем внутридомовые коммуникации. "Газпром" берет на себя замену внутриквартальных сетей, вывод старых котельных и строительство новых. В течение трех лет мы отработаем пилотный проект замены теплоэнергетики в одном из кварталов на инвестиционной основе. Предварительное согласие "Газпрома" есть, и мы будем двигаться в этом направлении.

- Вопрос по одной из самых наболевших, наверное, проблем города - транспортной. Новых станций метро давно уже не вводилось, и неизвестно, когда они появятся. В основном, речь идет о размыве. Автобусов, троллейбусов в Петербурге с каждым днем становится меньше, это даже на глаз видно. Территории некоторых трамвайных парков будут выставляться на продажу. Есть ли какая-то программа, специально разработанная в администрации?

- Действительно, проблема с наземным транспортом в городе с каждым годом становится все напряженней. В два с лишним раза уменьшилось количество троллейбусов, автобусов, трамваев. Очень высок процент износа подвижного состава. Поэтому мы наметили ряд экономических, организационных и управленческих мер по упорядочению этой ситуации. Сейчас ведется анализ маршрутов наземного транспорта, их оптимизация. Мы намереваемся сделать научно обоснованную, просчитанную маршрутную сеть. Будем объединять "Горэлектротранс" и "Пассажиравтотранс", чтобы создать оптимальную маршрутную сеть, чтобы был единый пульт управления. Это приведет к ликвидации дублирующих функций пассажирских предприятий. Мы готовим предложения по модернизации подвижного состава. Уже в бюджете 2004 г. увеличены средства на приобретение новых троллейбусов и трамваев. Мы будем наводить порядок с маршрутками и "встраивать" их в общую концепцию единой "маршрутизации" города. Мы в течение первого квартала предполагаем вместе с Минтрансом (такая договоренность есть) отработать новые схемы движения транспорта, чтобы снизить нагрузку и уменьшить количество "пробок", которые сегодня происходят в городе.

Полагаю, к концу первого квартала, может быть, даже несколько раньше, мы также будем готовы внести эту концепцию на рассмотрение правительства Санкт-Петербурга.

Что касается размыва - это чрезвычайно чувствительная проблема для города. Как я уже сказала, в конце июня движение поездов на Кировско-Выборгской линии метро будет восстановлено в полном объеме. Планируем к концу следующего года ввести новую станцию метро - "Комендантский проспект". Мы уже обсуждали программу сооружения новых наземных вестибюлей на 2005 г. И сейчас готовим предложения по строительству скоростного трамвая и надземного экспресса - идут переговоры с фирмой "Бомбардье".

- Если все планы, о которых Вы говорили, будут выполнены, то в конце концов наш город станет европейским. Правительство города уверено, что сил для этого хватит?

- Я уже говорила, что у нас новый состав правительства. Председатели всех ведущих комитетов правительства - по экономике, по финансам, по управлению городским имуществом, по строительству, по инвестициям, по энергетике - это молодые топ-менеджеры, прошедшие школу рыночной экономики, понимающие правила игры. Работаем по 18 часов в сутки, включая субботу, работаем с огромным энтузиазмом и желанием.

Мы ставим перед собой конкретные задачи и не строим воздушных замков. Мы будем заниматься реальными проектами, которые можно реализовать за 4 года. Они и заложат перспективу развития города. За последние 10 лет строительство шло на запасе прочности, который был создан еще в советское время. Сегодня уже исчерпан лимит по мощностям. Еще 2-3 года без серьезных инвестиций в инфраструктуру, и город не сможет развиваться. Поэтому начиная с 2005 г. для нас приоритетным будет развитие новых территорий, вложение средств в инженерную инфраструктуру, создание базы для развития города. Пройдет год, и мы будем докладывать горожанам о результатах нашей работы.

Дата: 27.02.2004
по материалам редакции
"Петербургский строительный рынок" 1-2 (67)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!