Петербург в 2025 году: реконструкция или экспансия?

1 стр. из 1

В Комитете по градостроительству и архитектуре администрации Санкт-Петербурга близится к завершению работа над очередным Генеральным планом города, рассчитанным на период 2005-2025 гг. В настоящий момент разработано три варианта развития Северной столицы, охватывающие различные направления ее перспективного роста.

Современный мегаполис является сложнейшим образованием, поэтому необходимость планирования его развития очевидна, а допущенные при этом ошибки могут в дальнейшем породить серьезные проблемы в существовании городского организма. Для Санкт-Петербурга как одного из крупнейших городов Европы создание выверенного и взвешенного плана развития жизненно необходимо. Предыдущий Генплан был утвержден еще в 1987 г.

Однако многие из его положений, такие как строительство Комплекса защитных сооружений, Кольцевой автодороги  скоростных диаметров, так и остались незавершенными, а то и вовсе невоплощенными. Срок действия этого плана истекает в 2005 г., поэтому вполне естественно, что правительство Петербурга 16 июля 2001 г. выпустило Постановление №47 о разработке нового Генерального плана. Право на его разработку выиграно в тендере ЗАО "НИПИград".

В проект нового Генплана вошло многое из предыдущего. Генплан 1987 г. был разработан с большим запасом по территориальному развитию. Тогда предполагалось, что к началу XXI века численность населения города превысит 5,5 млн. человек. Однако низкая рождаемость внесла свои коррективы. Сейчас в Петербурге насчитывается около 4,6 млн. жителей, и предполагается, что в дальнейшем это число останется относительно стабильным. С другой стороны, изменившиеся социально-политические условия и экономическая модель развития страны побудили разработчиков генплана сместить некоторые акценты. Если в прежние времена генплан создавался как директива, то сейчас в зависимости от конкретной ситуации предусматриваются несколько вариантов.

В новом проекте заложена норма жилой площади 30 кв. м на человека. Это примерно вдвое меньше, чем в промышленно развитых странах, но значительно больше, чем существующая ныне в России. Вследствие этого, хотя население города, по прогнозу, и не изменится, общий объем жилья в городе к 2025 г. увеличится с нынешних 95 млн. кв. м до 150 млн. кв. м.

ВОЗМОЖНЫ ВАРИАНТЫ

Разработка генплана Петербурга ведется с учетом трех возможных вариантов. Первый из них - экстенсивный (или дисперсный) - предусматривает развитие и прирост жилого и общественно-делового фонда путем освоения новых территорий. Для этого необходимо произвести инженерную подготовку ряда земель, расширить сеть автомобильных дорог. Общественно-деловое значение городского центра при этом частично перераспределяется в сторону новых акцентов в пригородах. Согласно дисперсному варианту развития, прирост жилой площади произойдет в основном за счет малоэтажной застройки. Объем многоквартирного жилья увеличится лишь на треть по сравнению с нынешним показателем. Площадь общественно-деловой застройки вырастет на 69%. Производственные предприятия будут частично выноситься в район КАД, а их территория в центре будет отдана под деловые объекты. Особое значение приобретет инфраструктура пригородных районов. Расширение Большого морского порта предполагается за счет освоения акваторий в районе дамбы. Плотность застройки существующего жилого и общественно-делового фонда остается неизменной.

Второй вариант - интенсивный или компактный - предусматривает развитие города через реконструкцию уже освоенных территорий. Площадь урбанистической застройки по этому сценарию остается неизменной. Основной упор делается на замену производственной зоны на жилую и общественно-деловую. При этом будет необходимо ликвидировать негативные последствия промышленного использования территорий. Прирост многоквартирного жилья составит 50%. Площадь малоэтажного одноквартирного жилья возрастет втрое. Общественно-деловая часть увеличится на 85%. Большое внимание уделяется реконструкции существующего фонда и более полному использованию территорий. Развитие Большого морского порта будет осуществляться за счет освоения территорий в районе существующих портовых сооружений. Плотность жилищного фонда остается неизменной в центре и на окраинах, а в районах бывших промышленных зон, прилегающих к центру, возрастает .

И, наконец, третий вариант - промежуточный - комбинирует в себе два первых. Он предполагает вести реконструкцию существующих территорий наряду с освоением новых. При этом прирост многоэтажной застройки составит 45%, малоэтажной - 420%, общественно-деловой - 88%.

Общим для всех вариантов является стабилизация исторического центра с замещением производственной функции жилой и общественно-деловой. Предполагается, что ближайшие 7-10 лет город будет развиваться по всем трем вариантам, сходным и достаточно предсказуемым, а реальный выбор придется сделать после 2015 г.

Жилищное строительство пойдет преимущественно в северо-западном и южном направлениях. Крупнейшие из перспективных площадок: район вокруг Лахтинского разлива и Юго-Запад (к Стрельне), а также Южное Обухово (южнее Купчино), Кудрово (на правом берегу Невы), Ручьи, Новое Девяткино, Северная Долина (у Парголово), - все эти территории намечались к застройке еще действующим генпланом; а как перспективные, они были намечены и в аналогичном документе 1967 г., что говорит о существовании преемственности.

ФОРМИРОВАНИЕ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ

Перенос промышленных предприятий из исторического центра, как отмечалось выше, будет осуществляться преимущественно в южные районы, граничащие с КАД, что обеспечит им удобные условия для подхода транспорта. В этой ситуации очень важны координация и взаимодействие с областными планами развития, поскольку многие объекты окажутся на границе двух субъектов федерации. В соответствии с мировой тенденцией, предполагается, что удельный вес обслуживающих секторов экономики, науки и образования по сравнению с перерабатывающей сферой и в Петербурге будет возрастать. При этом абсолютный объем промышленного сектора останется неизменным. Упор будет сделан на наукоемкие отрасли, что позволит освободить рабочую силу для других сфер экономики. Близкие пригороды, такие как Пушкин, Колпино и другие, сохранят свою индивидуальность и не сольются с Петербургом, что важно и с точки зрения экологии, и для сохранения исторического облика этих городов.

В будущем возможно появление в дельте Невы искуственных островов. При этом предпочтение здесь будет отдано организации зеленых зон, нежели техногенным проектам.

Как считает заместитель главного архитектора Петербурга Виктор Полищук, одна из основных задач нового Генплана - в корне изменить подход к проектированию городской среды. Времена массового однотипного строительства уходят в прошлое, однако эту тенденцию все еще нелегко преодолеть.

В ближайшем будущем более широкое распространение может получить малоэтажное и индивидуальное строительство, что позволит значительно повысить комфортность жилья.

К ВОПРОСУ О ТРАНСПОРТЕ

Огромное внимание в новом Генплане Санкт-Петербурга уделено транспортному вопросу. Очевидно, что существование современного мегаполиса жизненно зависит от правильного планирования транспортных потоков. Потенциал Северной столицы как крупнейшего транспортного узла огромен, но, к сожалению, не используется в полной мере. Основная масса грузов в западном направлении по-прежнему идет через Финляндию и Прибалтику.

Согласно разрабатываемому Генплану на 2005-2025 гг., предполагается существенное увеличение грузооборота портовых мощностей города. В данный момент в Большой порт Санкт-Петербурга входят портовые комплексы, расположенные в Кировском районе города, Ломоносове, Бронке, на острове Котлин, станции "Горская", и речной комплекс на Васильевском острове. Предполагается, что к 2020 г.

суммарная мощность петербургских портов возрастет с нынешних 40 млн. до 90-130 млн. т в год. Обсуждаемая сейчас вероятность переноса морского порта на дамбу в новом Генплане не сбрасывается со счетов, хотя и не рассматривается как первоочередная задача.

Существенное развитие получит и железнодорожный узел нашего города. Его функция как транзитного грузопассажирского пункта еще больше усилится. Одной из основных задач станет устройство предпортовых станций и подходов к ним. Новая ветка протяженностью 40 км будет построена от станции "Лигово" до Бронки вдоль западной части КАД. Обсуждается вопрос строительства третьего железнодорожного пути на участке Парголово - Выборг с целью обеспечения пропускной способности транспортного коридора Север - Юг.

Однако реализация этого варианта увеличит транспортную нагрузку на Курортный район. Поэтому в качестве альтернативы предлагается пустить дополнительную ветку через сосновское направление. Правда, пока этот вопрос не получил окончательного решения.

Железнодорожное движение на подходе к Петербургу планируется пустить в обход по восточному периметру через Ладожский вокзал с выходом на Московское направление. Эти меры позволили бы отклонить транзитное движение по коридору Север - Юг от центральных районов города, преобразовав петербургский железнодорожный узел из тупикового в сквозной. Не "похоронены" и проекты возобновления строительства скоростной железнодорожной магистрали между Петербургом и Москвой.

В новом Генплане большое внимание будет уделено и улично-дорожной сети города. Достаточно сказать, что на сегодняшний день в Петербурге нет ни одной современной скоростной магистрали. Между тем, еще Генплан 1987 г. включал в себя строительство КАД и нескольких скоростных диаметров. Все эти объекты перейдут и в новый Генеральный план. Будет завершено строительство КАД, построены Западный скоростной диаметр и трасса по правому берегу Невы. Уделяется внимание созданию "дублеров" уже существующих магистралей - одной из первых станет магистраль, дублирующая Московский пр.

Назрела необходимость наращивать возможности и петербургских аэропортов.

В предыдущем Генплане предполагалось строительство второго аэропорта в районе Тосно. В настоящее время основной упор делатся на развитие Пулковского аэропорта, у которого для этого достаточно резервов. Впрочем, и от создания нового аэропорта тоже нельзя отказываться (в силу близости Пулкова к городу и накладываемых вследствие этого шумовых ограничений).

Не оставлен без внимания и общественный транспорт Петербурга. Рассматривается возобновление активного строительства метрополитена, хотя его темпы зависят от степени финансового участия федерального центра. Планируются и альтернативные виды скоростного транспорта, такие как легкое надземное метро и скоростной трамвай.

В целом, по замыслу разработчиков, задачей нового Генерального плана развития Санкт-Петербурга является создание такого направления, при котором городская среда станет максимально комфортной для проживающих в ней людей. Если это удастся, то Петербург сможет гордиться не только своей историей, но и новым, современным обликом.

Дата: 27.02.2004
Денис Трегубов
"Петербургский строительный рынок" 1-2 (67)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!