Исследование лизингового рынка Северо-Западного региона

1 стр. из 1

Говоря о блестящих перспективах дальнейшего развития лизинга в России, специалисты ссылаются на опыт развитых стран, где, как правило, 20-30% инвестиций в оборудование осуществляется по каналам лизинга. В России же пока, даже по оптимистичным оценкам, этот показатель не превышает 5%. И хотя по Петербургу и Ленинградской области эта цифра на сегодня оценивается в 8-9%, резерв для дальнейшего роста налицо.

ЗА КЛИЕНТА И РЕСУРС

Несмотря на имеющийся дефицит предложения, о котором говорит большинство опрошенных специалистов, именно в этом году лизинговые компании впервые в оте-чественной практике столкнулись с ростом конкуренции. Как говорит генеральный директор лизинговой компании "Глобус-Лизинг" Борис Курцман: "Если раньше практически не ощущалась конкуренция друг с другом, то сейчас наиболее крупные лизинговые компании столкнулись с тем, что клиенты осуществляют выбор контрагента на конкурсной основе". Раньше такого не было.

"А там, где конкуренция, там, естественно, и падение маржи", - отмечает Дмитрий Корчагов, генеральный директор компании "Балтийский лизинг". Первое, на что идут в этом случае лизинговые компании, - в разумных пределах снижают собственную наценку. Если несколько лет назад она могла достигать и 15%, то сегодня отличным показателем считается 5%. В большинстве же случаев доход лизинговой компании составляет всего 2-3% от стоимости сделки. Поэтому на данный момент основу конкурентоспособности любой российской лизинговой компании составляет наличие у нее источника "дешевых" денег. Не случайно крупнейшие универсальные лизинговые компании, работающие на свободном рынке, в основном являются дочерними структурами банков, которые и обеспечивают их дефицитным и относительно недорогим ресурсом.

Потенциально альтернативным банковскому кредиту источником является фондовый рынок. Первопроходцем здесь стала одна из крупнейших в России лизинговых компаний " РТК-Лизинг", разместившая в прошлом году на фондовом рынке облигационный займ объемом 3 млрд. руб.

В сентябре этого года на Санкт-Петербургской валютной бирже был размещен облигационный займ "Глобус-Лизинга" объемом 320 млн. руб. О готовности выйти на фондовый рынок говорят и в других лизинговых компаниях. Очевидно, что не менее интересным источником привлечения средств для лизинговых компаний могут стать зарубежные заимствования. Начало уже положено. Еще в 2002 г. Международная финансовая корпорация открыла "Балтийскому лизингу" кредитную линию в $2 млн. на три года. Причем для привлечения этого кредита не потребовалось гарантии со стороны банка-учредителя (ПСБ).

О своем желании выйти на западный рынок капитала говорят руководители и других лизинговых компаний.

ВСЕ В РЕГИОНЫ

Еще одной тенденцией последнего времени становится расширение географии действия лизинговых компаний. Степень проникновения лизинговых услуг в Северо-Западном регионе значительно ниже, чем в Петербурге, однако потенциальный объем спроса, по некоторым оценкам, в два-три раза больше. По данным Северо-Западной лизинговой ассоциации (СЗЛА), в 2001-2002 годах 90% лизинговых операций приходилось на Петербург и Ленинградскую область. Сейчас этот показатель постепенно снижается. Все больше петербургских компаний (именно в городе на Неве прописаны основные операторы рынка лизинговых услуг региона) открывают свои филиалы в других субъектах Федерации на Северо-Западе России.

Однако тот факт, что в регионах уровень проникновения лизинговых услуг значительно ниже, чем в Петербурге, не означает, что конкуренция там меньше. Как правило, лицо экономик многих регионов Северо-Запада определяют сырьевые гиганты, входящие в финансово-промышленные группы. Обслуживание интересов большинства предприятий этих корпораций осуществляют кептивные лизинговые компании. Тем более что с начала 2002 г. для создания лизинговой компании не надо даже получать лицензию.

ОТ "КРУПНЯКА" - К "МОЛОДНЯКУ"

В этих условиях лизинговые компании вынуждены поворачиваться лицом к малому и среднему бизнесу. Как отмечают специалисты, выход малого и среднего бизнеса из тени автоматически делает его привлекательным для лизинговых компаний. По мнению экспертов, именно спрос со стороны малых и средних предприятий и будет в ближайшие годы определять темпы развития лизинга на Северо-Западе.

Смена ориентиров заставляет лизинговые компании менять технологию работы. Если для обслуживания крупного клиента большинство вынуждено искать индивидуальный подход, который в конце концов окупается за счет объема сделки, то для работы с малым и средним бизнесом требуется конвейер.

О ПОЛЬЗЕ ДИВЕРСИФИКАЦИИ

По данным Российской Ассоциации лизинговых компаний ("Рослизинг"), за 2002 г. наибольший интерес к лизинговым схемам проявляли покупатели медицинского оборудования. Объем сделок в этом сегменте вырос на 411,9%. По сельскохозяйственной технике рост составил 170,7%, телекоммуникационному оборудованию - 89%, грузовым автомобилям и прицепам - 73,6%, дорожно-строительной технике - 48,7%. Спад наблюдался в поставках спецоборудования (-43,5%), компьютеров и офисного оборудования (-37,2%), машиностроительного оборудования (-24,6%). Благодаря поддержке правительства лидером по объему лизинговых сделок среди отраслей российской экономики является агропромышленный комплекс, на который приходится 41,2% всего лизингового оборота стран, тогда как на нефтегазодобычу приходится всего лишь 8,5%, а на машиностроение - 6,4%.

Известно, когда конкуренция обостряется, это заставляет более четко выбирать стратегию поведения на рынке, что, в свою очередь, влечет переход к четкому позиционированию и специализации. В российском лизинге, как и в отечественной банковской системе, почти все игроки заявляют о своей универсальности. То есть компании готовы работать с любой отраслью.

И все же главной причиной того, что на рынке превалируют универсальные лизинговые компании, по мнению экспертов, является низкий пока уровень конкуренции. По словам представителей лизинговых компаний, мы еще работаем не на долях процентов от маржи, чтобы переходить к специализации. Сейчас идет проблема улучшения продукта, который предлагается клиенту; поиск более "дешевых" денег, предложение наиболее удобных графиков платежей и т. д. и т. п. Тем не менее большинство экспертов согласны, что по мере развития рынка лизинговые компании будут вынуждены заняться своей специализацией.

Источник "Эксперт Северо-Запад" № 41 (150).
Статья публикуется с сокращениями.

 

Дата: 27.02.2004
по материалам редакции
"Петербургский строительный рынок" 1-2 (67)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!