Диспетчеризация ЭК "Прогресс": что нового?

1 стр. из 1

ЭК "Прогресс" прекрасно известна всем, кто связан с энергетической отраслью Санкт-Петербурга. Как мы уже писали, эксплуатационное обслуживание значительной части построенных ею объектов осуществляется соответствующей структурой компании. Об этом и о внедряемых новшествах рассказывает начальник диспетчерской службы Наум ЛАПИДУС.

Одним из путей обеспечения качества и гарантированности получения тепла, а также снижения его себестоимости является создание автоматизированных котельных и мини-ТЭЦ, работающих на различных видах топлива и без постоянного присутствия обслуживающего персонала. Это и является основной специализацией ЭК "Прогресс". Из наиболее крупных наших объектов можно выделить котельные, построенные для Центрального банка России (12 000 кВт), Ледового Дворца (10 000 кВт), объединения "Цветы" (15 000 кВт), жилого квартала "Город Солнца" (18 000 кВт), а также газотурбинную мини-ТЭЦ для пивоваренного завода компании "Браво Интернешнл". Полная автоматизация устанавливаемого оборудования позволяет экономить значительные средства, расходуемые на зарплату работникам.

С другой стороны, она вызывает необходимость создания эффективной диспетчерской службы для обеспечения надежной и бесперебойной работы техники.

Именно такое подразделение создано в структуре ЭК "Прогресс" более 5 лет назад. В настоящее время на его обслуживании находятся уже 23 котельные различной мощности - от 600 до 18 000 кВт, и с каждым годом их число растет. Их суммарная мощность  достигает 80 000 кВт. Чтобы был понятен масштаб, скажу, что вырабатываемого на них тепла хватило бы для обеспечения небольшого города на 35-40 тыс. жителей.

Серьезным плюсом существования нашей службы именно внутри компании является и то, что, самостоятельно занимаясь эксплуатацией и ремонтом котельных, полученный опыт, навыки и знания о специфике работы оборудования мы можем использовать при строительстве новых объектов. Более того, помимо источников тепла ЭК "Прогресс", мы берем на обслуживание и те, что построены другими компаниями. Установленную там систему автоматики мы адаптируем к нашим условиям передачи информации и программному обеспечению.

Компания "Прогресс" стремилась к созданию максимально надежной и эффективной, но в то же время недорогой, системы диспетчеризации. Мы хотели, чтобы эксплуатационные расходы при обеспечении бесперебойного теплоснабжения не ложились тяжелым бременем на получателей тепла.

Со щита автоматики, имеющегося в каждой котельной, информация поступает на находящуюся там же специальную панель диспетчерского контроля и связи. Она, по сути, представляет собой мини-компьютер с модемом. Через них все данные о работе взятых на обслуживание котельных поступают на диспетчерский пульт.

При возникновении каких-либо аварийных или нештатных ситуаций, диспетчер тут же получает соответствующий сигнал. При этом на пульт поступает информация и о месте неполадки, и о ее характере. Надо отметить, что диспетчерами в компании "Прогресс" работают опытные люди, прекрасно знающие схему котельной и всё установленное там оборудование и хорошо представляющие, какие нештатные ситуации могут возникнуть. Полученные данные сразу же передаются сотрудникам наших мобильных бригад, которые у нас имеются в различных районах города. Работники в течение 40 минут прибывают в котельную и устраняют все возникшие неполадки. Кстати, надо сказать, что подавляющее большинство сбоев вызвано не поломками установленного оборудования, а внешними причинами - проблемами с энерго-, газо- и водоснабжением. Эти проблемы и разрешают наши сотрудники.

Для обеспечения эффективной работы нашей диспетчерской службы сотрудники ЭК "Прогресс" совместно с компанией "Алпро" разработали специальную программу. Сейчас осуществляется перевод оборудования со второй ее версии на третью. Ранее осуществлялся контроль по 16 основным параметрам системы, теперь же их количество может быть многократно увеличено - в зависимости от производственной необходимости и пожеланий заказчика. Кроме того, третья версия программы предполагает получение из обслуживаемых котельных не только сигналов от датчиков, но и изображения в режиме реального времени, для чего в помещениях могут устанавливаться специальные видеокамеры. В значительной степени необходимость таких мер связана с тем, что в последнее время Госгортехнадзор и другие надзирающие органы усилили контроль за обеспечением безопасности автоматических котельных. Уделяется большое внимание недопущению проникновения посторонних в  помещения. Видеокамеры позволяют полностью визуально отслеживать проникновение людей в котельную и видеть: вызвано ли это какой-либо чрезвычайной необходимостью или имеет место злой умысел. Это дает диспетчерам возможность четко, оперативно и грамотно реагировать. Помимо этого, мы сможем получить изображение щитов автоматики, сигнальные лампочки на которых также индицируют возникающие неполадки.

Еще одним новшеством является внедрение в систему передачи необходимой для диспетчеризации информации о возможности использования мобильной связи. Это связано с тем, что на обслуживание ЭК "Прогресс" приняты объекты, находящиеся на значительном удалении от Санкт-Петербурга. Из них можно выделить котельную в Шлиссельбурге, находящуюся на расстоянии около 90 км от нашего диспетчерского пульта. Поскольку мобильная связь в формате GSM охватывает уже более половины страны, у нас появилась практическая возможность брать на обслуживание объекты даже в отдаленных регионах страны.

Разработанная совместно с ООО "Алпро" система диспетчеризации и контроля за работой оборудования котельных и мини-ТЭЦ, по сути дела, является одним из этапов внедрения информационной программы мониторинга всех инженерных систем "интеллектуального" здания в зависимости от условий окружающей среды, времени суток и требований заказчика.

Накопленный опыт демонстрирует высокую эффективность созданной нами системы диспетчеризации, аналогов которой в Санкт-Петербурге не существует. Насколько это возможно, мы приблизились к идеалу: потребитель, отдав нам в эксплуатацию котельную, фактически может забыть о ее существовании; разрешение всех возникающих проблем - теперь уже наша задача.

Дата: 27.02.2004
по материалам редакции
"Петербургский строительный рынок" 1-2 (67)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!