Дела кирпичные

1 стр. из 1

Кирпич - один из древнейших строительных материалов - применяется человеком с незапамятных времен. Но и по сей день его значение сложно переоценить, несмотря на все изменения, происходящие в строительной отрасли. Что же представляет петербургский рынок кирпича на сегодняшний день?

В прошлом году емкость петербургского рынка составила около 410 млн. штук. Это примерно на 30 млн. больше, чем в 2002 г., когда было реализовано ориентировочно 380 млн. кирпичей. Статистика демонстрирует, что с конца 90-х гг. по мере стабилизации экономического положения в стране объем рынка кирпича в городе неуклонно растет.

Большая часть продукции производится, естественно, непосредственно в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Хотя есть и относительно небольшой процент ввозимого кирпича.

Главным "игроком" в этом секторе строительного рынка является промышленно-строительная группа "ЛСР". Ей принадлежат два крупных кирпичных завода. Первый из них - Научно-производственное объединение "Керамика" - выпустил в 2003 г. около 105 млн. кирпича; второй - компания "Ленстройкерамика", производственная база которой находится в городе Никольское Ленинградской области - порядка 82 млн. штук. Суммарно эти предприятия удерживают за собой почти 45% петербургского рынка.

Реализацией продукции этих двух заводов занимается ЗАО "Керамика" - единая структура, созданная год назад путем слияния коммерческих служб предприятий с целью проведения более эффективной маркетинговой политики, улучшения координации работы и поставок продукции потребителю.

Еще около 100 млн. кирпичей (то есть примерно четверть всего потребления) выпустил в 2003 г. завод "Победа/Кнауф". Значительный объем производства у Павловского завода силикатного кирпича (Павлово-на-Неве, Ленинградская область). Им было реализовано примерно 51 млн. штук (около 13% рынка). Причем в прошлом году отгрузки несколько снизились по сравнению с 2002 г. (около 63 млн.), что объясняется проводившейся программой технического перевооружения производства. Предполагается, что в 2004 г. объемы производства этого завода должны вновь возрасти.

Другие "игроки" петербургского рынка кирпича не столь значительны. К ним относятся "Петрокерамика" (36 млн. кирпичей), завод "Эталон", принадлежащий холдингу "ЛенСпецСМУ" (15 млн.), Ломоносовский керамический завод (9 млн.).

Как уже говорилось, относительно небольшие объемы кирпича в Санкт-Петербург поступают извне. В 2003 г. суммарный ввоз составил около 30 млн. штук (примерно 7% всего потребления). Из заметных поставщиков можно выделить Новгородский комбинат строительных материалов (около 9 млн. кирпичей), Псковский кирпичный завод (более 3 млн.), Кондопожский кирпичный завод (порядка 4 млн.), Боровичский комбинат строительных материалов (почти 2 млн.) и некоторые другие.

Из поставщиков ближнего зарубежья (прежде всего, Белоруссии) можно выделить Витебский завод "Керамика" (3,5 млн. штук). Небольшие объемы продукции приходят также с минского завода "Керамин" и Обольского завода. Все они поставляют в Санкт-Петербург относительно недорогой строительный кирпич. От поставщиков из дальнего зарубежья в наш город прибывает не более 2 млн. штук кирпича. Относительно заметную роль здесь играет только эстонская компания "Терка". Небольшие партии продукции поступают от финских производителей и латвийского завода "Лоде". Они поставляют на наш рынок довольно дорогостоящий лицевой кирпич.

Впрочем, все приведенные цифры ввоза довольно приблизительны. Дело в том, что ввоз кирпича происходит не только в виде официальных поставок, но и частным порядком. Соответственно, отследить все потоки не представляется возможным.

Со своей стороны, петербургские производители кирпича так же осуществляют поставки своей продукции в регионы. Завод "Победа/Кнауф", располагающий достаточно развитой дилерской сетью, традиционно отгружает часть своей продукции в Москву и ряд других субъектов федерации. До 70% объектов Мурманска строится из кирпича заводов группы "ЛСР", которые поддерживают деловые связи с потребителями в Архангельске и других городах.

Недавно ЗАО "Керамика" открыло свой офис в столице и получило все необходимые сертификаты "Мосстройсертификации", что дает право на использование продукции компании на строительных объектах Москвы. Работа по выходу на новые региональные рынки находится пока в начальной стадии налаживания контактов и сбытовых каналов.

В первую очередь это объясняется тем, что перепроизводства кирпича в Санкт-Петербурге в настоящее время нет. Все, что производится в городе и области, поглощается внутренним рынком. Запасов кирпича на складах предприятий практически не существует. В сезон активного строительства (весна-осень) кирпичное домостроение осуществляется фактически "с колес". Производители выстроили свою политику так, чтобы максимально удовлетворить имеющийся спрос.

В случае возрастания потребностей рынка, что в связи с намечающимся ростом объемов строительства весьма вероятно, возможно расширение как ввоза продукции из других регионов, так и выпуска непосредственно в Санкт-Петербурге. Запас необходимых мощностей имеется у завода "Эталон", который заканчивает реконструкцию производства. Такая же работа осуществляется на "Невском керамическом заводе", который по окончании модернизации сможет выпускать до 50 млн. кирпичей в год. Группа "ЛСР" также заявила о строительстве нового производства. Оно будет располагаться на имеющейся базе в Никольском и рассчитано на ежегодный выпуск 180 млн. штук лицевого кирпича. Таким образом, имеется запас мощностей для роста кирпичного домостроения.

Запасы разведанных месторождений глины позволяют говорить, что препятствий для увеличения производства из-за нехватки сырья не возникнет. Белая глина, необходимая для выпуска офактуренного лицевого кирпича ("Победа/Кнауф", НПО "Керамика"), поступает из Воронежской области.

На петербургском рынке довольно широко представлены все пользующиеся спросом виды кирпича. В этом отношении предложение также полностью покрывает спрос. В 2003 г., как отмечалось выше, рынок поглотил порядка 300 млн. строительного и свыше 100 млн. штук лицевого кирпича. Причем увеличивается спрос на белый (более 32 млн.) и цветной (свыше 3 млн.) лицевой кирпич.

Главным сдерживающим фактором, препятствующими значительному росту объемов производства, является развитие новых строительных технологий. Активное распространение кирпично-монолитного домостроения снижает спрос на строительный кирпич, а различных фасадных систем - на лицевой.

В то же время ускоренными темпами стало развиваться загородное малоэтажное строительство, традиционно являющееся емким рынком керамической строительной индустрии.

Редакция благодарит ЗАО "Керамика" за предоставленные материалы

Дата: 27.02.2004
по материалам редакции
"Петербургский строительный рынок" 1-2 (67)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!