Приоритеты развития газовой промышленности - важное средство экономического и социального возрождения России

1 стр. из 1

Наиболее важной задачей, на решении которой должны сосредоточиться и инженерный корпус, и научно-техническая общественность страны, является экономическое возрождение России! Здесь начало всех начал!

Главная болезнь экономики сегодня - глубокий структурный кризис. Поэтому для возрождения национальной экономики необходимо в короткие сроки осуществить крупномасштабную модернизацию производственного аппарата промышленности и других отраслей. Задача эта невероятно сложная. По оценке специалистов, для осуществления перестройки потребуется не менее $1 трлн. Где же взять такие средства?

В настоящее время валовой внутренний продукт России составляет всего 79% от уровня 1990 г., и это несмотря на некоторое оживление экономики в последние годы (после дефолта 1998 г.) в основном за счет повышения мировых цен на нефть, инвестиции в основной капитал (32% от уровня 1990 г.); износ оборудования и машин превышает 60%, реально располагаемые доходы населения составляют всего 66% к 1991г. Заслуги Правительства России и олигархов в успешной работе нефтяной и газовой промышленности нет никакой. Еще в советское время были открыты и разведаны богатые нефтяные и газовые месторождения, на их основе создана самая мощная в мире нефтяная и газовая промышленность. И вот в последние годы, благодаря значительному повышению мировых цен на нефть и созданным в советское время мощностям по добыче и транспорту нефти нефтяные компании быстро нарастили добычу нефти (хотя ее добывается значительно меньше, чем в советское время), появились сверхприбыли, но на подъем экономики страны эта прибыль не пошла, а ушла в основном за рубеж на счета олигархов.

Как же возрождать экономику страны? Есть ли у Правительства программы подъема промышленности? К сожалению, нет. Так, в утвержденной Правительством летом 2003 года "Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу" предусматривается к 2008 г. рост ВВП на 26-34%, увеличение продукции промышленности на 25-30%. Рост экспорта продукции практически не намечается, импорт же возрастет на 38-58%. Увеличение инвестиций в основной капитал намечается на 46-54%, в том числе прямые иностранные инвестиции - на 54-85%, т.е. заметное оживление экономики даже и не программируется. А как же задача об удваивании ВВП, поставленная Президентом В.В.Путиным в послании Федеральному Собранию?

В обозримой перспективе развитие мировой и отечественной экономики будет определяться развитием энергетики. Казалось бы, Россия должна воспользоваться складывающейся конъюнктурой и, опираясь на отечественную нефтяную и газовую промышленность, постараться решить крупные проблемы возрождения экономики страны. Однако и здесь почти ничего не намечается.

В Энергетической стратегии России на 20 лет до 2020 г., утвержденной Правительством осенью 2003 г., серьезное развитие нефтяной и газовой промышленности фактически не намечается. Ставятся задачи удовлетворить растущие потребности страны в энергии в основном за счет экономии энергоресурсов. Постановка вопроса об экономии энергоресурсов сама по себе правильная, но ее можно решить в нашей холодной стране только за счет внедрения новейших технологий, а наша экономика - в упадке и не сможет организовать производство нового энергоэкономичного оборудования без огромных капиталовложений. Таким образом, в энергетической стратегии не только нет попытки воспользоваться складывающейся благоприятной для нас конъюнктурой на мировом рынке энергоресурсов, но и не создается условий для серьезного развития экономики в целях выполнения задачи удвоения валового внутреннего продукта.

Главная причина развала отечественной экономики - проводимые в стране так называемые реформы, основанные на убеждении, что умная рука Рынка все отрегулирует и что государству не следует вмешиваться в экономику, чтобы не сковывать инициативу бизнеса. И несмотря на то что нерегулируемый рынок продолжает разрушать нашу экономику, Правительство методично продолжает уходить из экономики. А Президент все ждет от Правительства амбициозных программ и проектов. Думаю, не дождется.

Из-за длительного застоя в экономике стремительно нарастает технологическое отставание России от развитых стран, и очень скоро наше отставание может стать необратимым. Нужны срочные меры по преодолению глубокого структурного кризиса, в котором находится наша промышленность, иначе мы действительно станем "сырьевым придатком экономики Запада", и тогда, как предрекала М.Тэтчер, России не потребуется более 50 млн. человек жителей, требующихся только для обслуживания сырьевых отраслей. И это не такой уж бредовый вариант. Ведь кроме нефтяной и газовой промышленности практически все отрасли продолжают деградировать! Поэтому мы должны, наконец, осознать всю трагичность ситуации и, опираясь на наши ресурсы, на инженерный корпус, на работящий народ, в короткие сроки провести структурную перестройку, и благодаря этому поднять страну из руин, благо, такой опыт у России в прошлом был.

Начинать надо с амбициозных проектов. Мне долго пришлось заниматься газовой промышленностью, поэтому я и остановлюсь на нескольких проектах в этой сфере.

В принятой Правительством Энергетической стратегии не предусматривается масштабного развития газовой промышленности. По умеренному варианту: при добыче в 2002г. 595 млрд. куб.м газа прогнозируется в 2010 г. выйти на добычу 635 млрд. куб.м, а в 2020г. - в лучшем случае 680 млрд. куб.м (напомним, что в 1990 г. в Российской Федерации было добыто 640 млрд. куб.м), т.е. стратегия намечает практически остановиться на уровне, уже достигнутом в советские времена. Проблему баланса добычи и поставок газа планируется, по существу, решать за счет туркменского газа и развития газовой промышленности Казахстана и Узбекистана.

В то же время Россия может обеспечить высокие темпы развития экономики и удвоение ВВП в намеченные сроки, опираясь во многом на ускоренное развитие газовой промышленности.

В России сосредоточено около 30% доказанных и свыше 40% прогнозных мировых запасов газа. Несмотря на такие запасы, Россия все больше отстает от западных стран по уровню газификации. Хотя из отечественного и мирового опыта известно, что газификация обеспечивает значительное повышение эффективности экономики и позволяет успешно решать социальные проблемы.

В мире постоянно возрастает потребление газа. На обозримую перспективу прогнозируется существенное повышение спроса на газ в Европе и Азии. Учитывая все эти факторы, мы считаем необходимым ставить задачу доведения добычи газа в стране к 2020г. как минимум до 900 млрд. куб.м в год. Только при таких объемах добычи можно будет повысить уровень газификации в стране, увеличить продажу газа за рубеж и использовать получаемые средства не только на развитие газовой промышленности, но и на модернизацию других отраслей экономики.

Реальность масштабных задач по добыче и транспортировке газа подтверждается приобретенным ранее опытом интенсивного развития газовой промышленности и создания Западно-Сибирского нефтегазового комплекса. Так, за двадцатилетний период, с 1970 до 1990 гг., удалось увеличить добычу газа в стране на 647 млрд. куб.м (со 198млрд.куб.м до 845 млрд. куб.м). Также примерно за двадцать лет в Западной Сибири, в совершенно неосвоенном регионе со сложными природно-климатическими условиями, на заболоченных и обводненных территориях и на вечно мерзлых грунтах были созданы мощности по добыче и транспортировке более 400 млн. т нефти и более 500 млрд.куб.м газа в год. Такие результаты были достигнуты благодаря переходу на новые классы трубопроводов, комплектно-блочные технологии, организацию строительства, а также и другим организационным, техническим и технологическим решениям. Это позволило значительно снизить удельные капиталовложения в создание новых мощностей и обеспечить высокие темпы сооружения объектов. Все эти великие свершения были достигнуты силами отечественных ­инженеров, ­специалистов и рабочих без привлечения иностранных инвестиций.

По нашему мнению, в короткие сроки должна быть сформулирована и принята государственная программа освоения газовых месторождений Ямала и создания новой мощной газотранспортной системы полуострова: Центральные и Северо-Западные районы России-Центральная и Северная Европа. Есть все основания ставить задачу: добывать к 2020 г. на полуострове Ямал и прилегающем шельфе 250-300 млрд. куб.м газа и транспортировать по новому экспортному коридору в Европу 120-150 млрд. куб.м газа. Действующую же систему магистральных газопроводов через Украину использовать для поставок газа в Южную и Западную Европу с месторождений Западной Сибири и республик Средней Азии. Если ямальская программа будет утверждена в 2004 г., есть все основания рассчитывать на то, что первый газ с месторождений Ямала поступит к потребителям Европы не позднее зимы 2007-2008 гг.

Природа распорядилась так, что основные месторождения нефти и газа у нас расположены в центре территории страны, поэтому для транспорта нефти и газа от месторождений до потребителей внутри страны и для поставки на экспорт приходится строить магистральные трубопроводы большой протяженности. В период бурного развития газовой промышленности до 80% капитальных вложений, затрачиваемых на прирост добычи газа, расходовалось на строительство газопроводов. Поэтому нужно переходить на новые классы трубопроводов, требующие меньше инвестиций на прирост добычи, обеспечивающие более высокую производительность и следовательно меньшие удельные затраты на транспорт газа. В прошлом бурный рост газовой промышленности был достигнут именно за счет перехода на газопроводы из труб диаметром 1420 мм на давление 75 атм. вместо строящихся до этого газопроводов из труб диаметром 1220 мм на давление 55 атм. Благодаря таким революционным мерам производительность одного газопровода увеличилась в 2,5 раза. С 1971 г. в СССР и России построено более 53 тыс. км газопроводов диаметром 1420 мм на рабочее давление 75 атм. Суммарная производительность этой системы составляет 618 млрд. куб.м газа, а интегральный дисконтированный эффект от внедрения газопроводов этого класса по состоянию на 1998 г. составил более $40 млрд.  По нашему мнению, в настоящее время в России есть все предпосылки для перехода на строительство газопроводов из труб повышенной прочности, рассчитанных на давление 120 атм. для наземных трубопроводов и 150-200 атм. - для морских. Новое поколение газопроводов позволит существенно уменьшить удельные капиталовложения и снизить стоимость транспортировки газа. Поэтому уже сегодня необходимо вводить развернутые программы создания нового поколения трубопроводов, решения многочисленных научно-технических проблем, определения схем инвестирования новых проектов. Безусловно, разрабатывать и реализовывать эти программы следует силами отечественных подрядчиков и поставщиков, а производство труб и оборудования нового поколения нужно организовывать на отечественных предприятиях.

Вовлечение в оборот ямальских месторождений газа, расположенных к европейским потребителям ближе других месторождений, использование для сооружения газовых объектов суперблоков массой 500 и более тонн на плавучих основаниях и других прогрессивных технологий, а также переход на газопроводы нового поколения позволят резко сократить удельные капиталовложения в создание мощностей по добыче и транспорту ямальского газа. Напомню, что в советское время большие капиталовложения в газовую промышленность окупались всего за 2 года. Газопроводы нового поколения обеспечат значительное сокращение затрат на транспорт газа. Все это в конечном счете повысит конкурентоспособность российского газа (в сравнении с газом стран Персидского залива).

Большие запасы нефти и газа расположены в районах Восточной Сибири и Дальнего Востока. Длительное время обсуждались разные варианты их разработки. Но дело не движется - все ждут иностранных инвесторов.

По нашему мнению, необходимо осуществить крупный проект по созданию надежной инфраструктуры для освоения этих регионов, и инвесторы появятся. Таким проектом могут стать газопроводы для транспорта до 100 млрд. куб.м газа из Пур-Тазовского газового региона Ямало-Ненецкого автономного округа на Восток, для газификации Сибири и Дальнего Востока, для продажи Китаю, Корее, Японии. Протяженность такого газопровода составит 3300 км, в то время как сейчас газ транспортируется до границы с Польшей на расстояние 3600 км. Первый газопровод следует построить в ближайшие 5-6 лет напрямую с выходом на границу с Китаем в районе Манчжурии. В этом случае газопровод пересечет нефтяные и газовые районы Красноярского края и Иркутской области, пройдет вблизи газовых месторождений Якутии. Газопровод Ямал-Китай-Корея даст мощный импульс развитию газовой и неф­тяной промышленности Сибири и Дальнего Востока и в определенной степени сыграет роль железнодорожной Транссибирской магистрали, построенной царским правительством в конце XIX века, которая обеспечила бурное развитие промышленности Восточного региона России. В коридоре такого газопровода целесообразно прокладывать другие газопроводы, нефтепроводы, продуктопроводы, дороги, линии электропередач. Такой мощный энергетический коридор создаст благоприятные условия отечественным и зарубежным инвесторам для разработки новых месторождений, тяготеющих к этой трассе. Общегосударственное значение этого объекта невероятно велико, ведь благодаря тому, что газопровод создаст надежную основу развития нефтяной и газовой промышленности Сибири и Дальнего Востока, эти районы очень быстро перестанут быть дотационными и, наоборот, станут новым "валютным цехом" страны, каким в свое время стал нефтегазовый комплекс Западной Сибири.

Безусловно, необходимо ставить задачу создания в стране мощностей по переработке нефти и газа, чтобы продавать за рубеж не чистую нефть и газ, а нефтехимические продукты, товары, изделия. Страны, производящие нефтехимические продукты высокой степени товарной готовности, получают доход в 10 раз больше, чем страны, продающие просто нефть.

Нельзя дальше мириться с тем, что Россия, обладающая огромными ресурсами неф­ти и газа, производит на душу населения химических продуктов меньше в сравнении с США в 19 раз, в 15-17 раз - с Японией, Германией, Италией, в 4,5 раза - с Китаем, в 3-7 раз - с Болгарией, Польшей, Румынией, Венгрией. Также меньше в сравнении с этими странами мы производим (на душу населения) синтетических смол и пластмасс. Нефть и газ у нас, а высокотехнологичная продукция - у них!

Поскольку в газе месторождений Восточной Сибири и Дальнего Востока содержится большое количество важных химических элементов, то его следует использовать в качестве топлива только после переработки на газохимических производствах. Для этого необходимо создать мощные газохимические комплексы по производству современных продуктов и товаров, потребность в которых на мировом рынке постоянно возрастает. Мы считаем, что именно такая стратегия развития создаст возможность значительного роста поставок газа и продуктов газохимии за рубеж, прежде всего в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, и получения значительных доходов в бюджет государства на длительную перспективу.

По нашему мнению, совершенно реально осуществление таких программ, как:
- доведение добычи газа в стране к 2020году до 900-1000 млрд. куб.м;
- освоение газовых месторождений полуострова Ямал;
- создание нового поколения газопроводов;
- формирование нефтяной и газовой промышленности Восточной Сибири и Дальнего Востока и ускорение этого процесса путем строительства газопроводов Ямал-Китай-Корея;
- создание газохимической промышленности на Востоке страны. Для этого есть сырьевые ресурсы, сохраняющиеся пока мощности строительных организаций, инженеры, специалисты, рабочие - носители опыта и знаний масштабного развития газовой промышленности в прошлом. Сохраняются пока предприятия и коллективы по производству оборудования и труб.

Инженерный корпус многих отраслей экономики готов участвовать в разработке и реализации таких программ.

Еще в советское время, в начале 80-х годов XX столетия, ускоренное развитие газовой промышленности стало основным приоритетом государства. К примеру, съезд КПСС определил пятилетку 1981-1985 гг. как пятилетку ускоренного развития газовой промышленности. Благодаря этому многое удалось сделать. Годовой прирост добычи и транспорта газа за пять лет составил 220 млрд. куб.м, что дало толчок дальнейшему бурному развитию газовой промышленности. Именно газовая промышленность позволила государству успешно решать многие крупные экономические и социальные проблемы. Благодаря газовой промышленности и сегодня обеспечиваются энергетическая безопасность страны, социальная стабильность и устойчивые поступления в бюджет.

Несомненно, сейчас газовые программы должны стать приоритетными для государства. Подобная экономическая политика позволит, наконец, получать средства внутри страны для проведения структурной перестройки экономики, обеспечить развитие высокотехнологичных отраслей и снова занять достойное место среди технологически развитых стран мира.

Структурная перестройка должна управляться и проводиться государством. Так происходило во всех развитых странах мира и это должно стать главной стратегической задачей руководства страны.

При осуществлении структурной перестройки целесообразно ставить крупные цели. Мы должны стремиться не только к увеличению ВВП за 10 лет, но и к достижению нашей экономикой передового высокотехнологичного уровня. Должна ставиться задача сделать Россию Великой экономической державой. Не надо забывать, что большие цели рождают большую энергию. Борьба за достижение больших целей сплачивает, объединяет народ!

Дата: 02.03.2004
Ю.П.Баталин
"НефтьГазПромышленность" 1 (6)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!