В. Г. Смирнов, ООО "Интарсия": Будущих пользователей нужно воспитать

1 стр. из 1

В любом успехе компании всегда есть две составляющие: загадочная (гороскоп, улыбка Фортуны) и очевидная (харизма руководителя, маркетинг, цепочка качества). Предоставляя другим изданиям разбираться и с той, и с другой сторонами успеха одной из самых крупных реставрационных компаний страны - ООО "Интарсия", в нашей публикации мы уделили внимание личной позиции руководителя компании, генерального директора Виктора Геннадьевича СМИРНОВА, по наиболее актуальным вопросам взаимодействия страны и реставраторов.

- Виктор Геннадьевич, в 2003 году на уровне Госсовета было найдено решение судьбы исторических и архитектурных памятников, которым не хватает милостей госбюджета: раздать собственникам "хотя бы за рубль". Мнения по этому поводу распределились полярно: одни только за частную, другие за государственную собственность, немногие - за компромиссы. С кем Вы?

- Наверное, со временем мы придем к принятой в Европе практике, и хозяева у памятников появятся. Но пока раздавать памятники несколько преждевременно, потому что будущих пользователей нужно воспитать. Сейчас, когда памятники находятся в государственном ведении, они более-менее управляемы - балансодержатели арендуемых зданий находятся под контролем территориальных управлений ГИОП. Но каков пользователь сегодня? На сегодняшний день я пока не вижу возможности отдать памятник коммерческой структуре.

- Виктор Геннадьевич, Вы говорите о том, что нового пользователя нужно воспитывать. Но тот, кто приходит в памятники - трудновоспитуем. Каковы должны быть воспитательные методики и сами воспитатели?

- Найти решение, кроме жесткой, неизбирательной политики, сложно. Пришла ли на объект частная компания, государственный ли орган - правила должны быть для всех одни. Что касается воспитателей, то необходимо усиление Государственной инспекции по охране памятников, более четкое прописывание их полномочий. "Интарсии" приходилось много работать и в Москве, и в Петербурге, поэтому я знаю уровень специалистов ГИОП и их отношение к наследию и думаю, что эти функции и должны сохраниться за ними.

- ГИОП будет справедливо требовать соблюдения методик - неизбежно возрастет цена "реанимации" памятника...

- Да, цена возрастет. Но если дорого - не беритесь. Ведь отдаем памятники чтобы не потерять их, а при неграмотной реконструкции они погибнут быстрее, чем даже при бездействии. В конце концов, бизнес сейчас набирает силу, и через 2-3 года финансовая состоятельность потенциальных инвесторов может радикально измениться.

- Есть мнение, что можно обойтись более мягким вариантом - не приватизацией, а арендой... 

- Для того чтобы обсуждать этот проект, нужно встать на позицию бизнесмена. Какие цели ставит государство перед бизнесом? Арендные платежи и одновременно восстановление памятника, причем аренда оформляется на срок от 5 до 10 лет. Интересно ли вкладывать средства в объекты, если средства, которые нужно вкладывать в реставрацию, не зачитываются как арендная плата? Судьба этих вложений непонятна, соответственно, вкладывать деньги даже в косметический ремонт фасада неинтересно.

Подобные вопросы нужно регулировать на законодательном уровне. Требуется отрабатывать порядок существенно более длительной аренды или приватизации федеральных памятников. Но для этого необходимо проделать большую работу - провести паспортизацию зданий, оценить состояние фундаментов, конструкций, подлежащих воссозданию утрат. Эти данные должны составить технический паспорт здания, чтобы инвестору не предлагался "кот в мешке". По полученным данным должна быть составлена смета расходов на реставрацию фасадов и интерьеров, а также устройство внутренних инженерных систем. Лишь тогда бизнесмен сможет получить представление о том, какие средства потребуется вложить. Думаю, что если будет принят закон о приватизации федеральных памятников, то нам потребуется работать над паспортизацией фонда не один год. Потребуется не только усилить состав ГИОП, но и привлечь реставрационные компании. Вероятно, речь должна идти о формулировании государственного подряда на исследования и оценочные работы.

- Будет ли оправданной централизация рынка реставрационных работ? Ведь практика последнего года показала, что хотя мелкие компании имеют некоторые преимущества, масштабные проекты им реализовать не под силу.

- В Петербурге выдано порядка 500 лицензий на реставрационные работы, реально же на рынке профессионально работает не более 60 компаний. Думаю, что в городе должно остаться порядка 5-6 организаций, способных претендовать на функции генподрядчика при комплексной реставрации - это те, кто обладает не только производственной базой и специалистами, но и квалифицированным управленческим аппаратом. Эти крупные компании должны аккумулировать вокруг себя сообщества субподрядных организаций, которые узконаправленно специализируются на определенных работах - например резьбе по дереву, камню, ковке. Что же касается централизации реставрационной отрасли в целом, думаю, что она должна иметь место не в хозяйственной форме, а в виде общественных организаций для проведения анализа, мониторинга работы коллег, централизации опыта. Над этим мы работаем в рамках Союза реставраторов - анализируем, как ведутся работы, нужно ли привлекать европейцев.

- Иностранец не только убирает мусор с площадки, но и не спорит с заказчиком, в отличие от реставратора российского. На Ваш взгляд, в нашей стране, в особенности в аспекте грядущего "частного собственника", это - полезное свойство?

- Думаю, что нет. Хороший специалист, реставратор в полном смысле этого слова, никогда не пойдет на поводу ни у какого "авторитета" - директора музея, чиновника, олигарха... Иностранец приезжает зарабатывать деньги, а судьба объекта его беспокоит мало. Когда я начал заниматься реставрационным бизнесом, то был потрясен тем, как профессиональные реставраторы восстанавливали мебель. Я смотрел, как они работают, и понимал, что с профессионалами спорить бесполезно.

- Может быть, в таком случае оптимальный сценарий "реанимации памятника" - это приход на него крупной реставрационной компании, приведение памятника в порядок и затем передача (или перепродажа) в собственность неспециалисту? Тогда проблема "кота в мешке" снимается.

- Да, но не имея специфического опыта работы на рынке недвижимости, реставрационным компаниям осуществить эти планы будет непросто. Может быть, перспективен будет альянс с профессиональными девелоперами. Кроме того, одни памятники инвестиционно привлекательны в большей, другие в меньшей степени. И пока база данных по таким памятникам слаба. У нас были планы восстановления усадеб на Нижней дороге - Михайловка, Знаменка - эти объекты могли бы иметь хорошую перспективу для туристического, развлекательного бизнеса. Мы уже разработали бизнес-план восстановления старинных конюшен, создания ипподрома и собирались заняться подбором инвесторов, но все уперлось в законодательство, и проект не состоялся.

- Над какими проектами работаете сейчас?

- Реставрируем здание Промстройбанка по адресу Невский пр., д. 38, восстанавливаем особняк Лобановых-Ростовских по заказу Управления делами Президента, реставрируем Египетские ворота в Пушкине. Заканчиваем Нарвские ворота, Дворец Бобринских. Ведем реставрацию скульптурных групп на Бирже. В Петропавловской крепости готовим к реставрации Петровские ворота. Ведем несколько частных заказов.

ООО "ИНТАРСИЯ"
197046, Санкт-Петербург, ул. Куйбышева, д. 34-А
Тел.: (812) 380-7044, 380-7048
Тел./факс: (812) 380-7038
E-mail: office@intarsia.sp.ru

Дата: 12.03.2004
по материалам редакции
"Федеральный строительный рынок" 1-2 (29)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!