|
|||||
1 стр. из 1 Исследования российского рынка сухих строительных смесей (ССС) за прошедший год показывают, что в целом он растет и развивается опережающими темпами. Опережающими - по сравнению с прочими сегментами индустрии строительно-отделочных материалов, которые прибавляют 10 - максимум 20% в год, тогда как объемы производства и потребления сухих смесей увеличиваются, в среднем по стране, на 40-50%! При этом если в Москве и Санкт-Петербурге рост объемов потребления колеблется в пределах 20-25%, то во многих регионах, которые не входят по показателям темпов экономического развития и благосостояния населения в число депрессивных, эта цифра составляет 50% и более.
Есть два основных стимулирующих фактора роста: На сегодняшний день именно второй фактор оказывает определяющее влияние на рост региональных рынков ССС. Это обусловлено тем, что "потолок", к которому приблизились Москва и Санкт-Петербург, в регионах еще не достигнут и вряд ли будет достигнут в ближайшие 6-7 лет. Все это позволяет с высокой степенью вероятности прогнозировать, что в течение указанного периода темпы роста российского рынка сухих смесей существенно не замедлятся. Конечно, в том случае, если не произойдет ухудшение макроэкономической ситуации. Возможно ли это? Вполне. Во-первых, в нашей стране все возможно, а во-вторых, все последние четыре года страна относительно благоденствует исключительно за счет стабильно высоких цен на нефть. Никаких сколько-нибудь серьезных изменений в структуре экономики не произошло. Россия по-прежнему живет в основном за счет сырьевых отраслей, в то время как состояние высокотехнологичной промышленности не вызывает оптимизма. Скорее, наоборот. К сожалению, постиндустриальная модель развития для современной России - по-прежнему благое пожелание, которое периодически озвучивают прогрессивные политологи и экономисты, но никак не руководство к действию. Итак, если относительно благоприятная экономическая конъюнктура сохранится, то, по оценкам отраслевых экспертов, в 2005 г. потребление ССС в России может достигнуть 3-х млн. т. КТО ЖЕ БУДЕТ ПОСТАВЛЯТЬ ССС НА РОССИЙСКИЙ РЫНОК? С конца 1998 г. идет весьма интенсивный процесс импортозамещения. Притом что к 2001 г. фирмы-нерезиденты восстановили докризисные объемы поставок своих ССС в Россию, рост рынка обеспечивают в основном отечественные предприятия, и на этом фоне доля импортируемых смесей постоянно снижается. В среднесрочной перспективе можно уверенно говорить о следующем: В августе прошлого года в подмосковной Коломне начал работу завод компании "Хенкель-Баутехник" мощностью 100 тыс. т в год. Объем инвестиций - около 6 млн. евро. Не так давно концерн Optirok, который выпускает продукцию под известными торговыми марками Vetonit и Serpo, обнародовал свои планы по запуску в 2005 г. своего завода в Нижегородской области. Многие ли российские компании могут инвестировать такие суммы в развитие и модернизацию производства или же привлечь их в качестве длинных кредитов с низкой процентной ставкой? Вопрос, надо полагать, риторический… Давайте попытаемся смоделировать возможное развитие ситуации, ведь большой и емкий российский рынок чем дальше, тем больше представляет интерес для крупнейших корпораций. Кто еще может прийти в Россию? Например, компания Heidelberger, которая входит в тройку крупнейших мировых производителей цемента, имеет такие известные брэнды, как Maxit и M-tec. В ее составе - недавно упомянутая корпорация Optirok. Годовой оборот - порядка $2,5 млрд. Или же компания Bostik, входящая в состав крупнейшего французского нефтяного концерна "Эльф", - она имеет 13 известных брэндов, в том числе полы "Роксол". Про обороты этого концерна вообще сложно говорить - они очень велики. Да, пока эти гиганты не пришли на российский рынок ССС. Но если они примут такое решение, то современная картина отечественного рынка может измениться. И это может случиться гораздо раньше, чем многие думают. Поэтому, если российские производители не будут готовы к приходу иностранных фирм или недооценят этот конкурентный фактор, некоторым из них придется сдать свои позиции, некоторым - вообще уйти с рынка. Останутся, как водится, самые сильные и способные просчитывать свои действия не на один, а хотя бы на 2-3 года вперед. Дата: 25.03.2004 Е. В. Беляев "СтройПРОФИль" 2 (32)
«« назад Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации! |
|||||