Российский рынок сухих строительных смесей

1 стр. из 1

Исследования российского рынка сухих строительных смесей (ССС) за прошедший год показывают, что в целом он растет и развивается опережающими темпами. Опережающими - по сравнению с прочими сегментами индустрии строительно-отделочных материалов, которые прибавляют 10 - максимум 20% в год, тогда как объемы производства и потребления сухих смесей увеличиваются, в среднем по стране, на 40-50%! При этом если в Москве и Санкт-Петербурге рост объемов потребления колеблется в пределах 20-25%, то во многих регионах, которые не входят по показателям темпов экономического развития и благосостояния населения в число депрессивных, эта цифра составляет 50% и более.


Такая ситуация объясняется тем, что высококонкурентные рынки Москвы и Санкт-Петербурга в значительной степени насыщены. К тому же организации строительного комплекса этих мегаполисов стали широко использовать сухие смеси гораздо раньше, чем их коллеги в других городах России, поэтому сегодня именно региональные рынки имеют наибольший потенциал роста.

Есть два основных стимулирующих фактора роста:
1) увеличение объемов строительных и ремонтно-отделочных работ;
2) увеличение расхода материалов на единицу таких работ.

На сегодняшний день именно второй фактор оказывает определяющее влияние на рост региональных рынков ССС. Это обусловлено тем, что "потолок", к которому приблизились Москва и Санкт-Петербург, в регионах еще не достигнут и вряд ли будет достигнут в ближайшие 6-7 лет.

Все это позволяет с высокой степенью вероятности прогнозировать, что в течение указанного периода темпы роста российского рынка сухих смесей существенно не замедлятся. Конечно, в том случае, если не произойдет ухудшение макроэкономической ситуации. Возможно ли это? Вполне. Во-первых, в нашей стране все возможно, а во-вторых, все последние четыре года страна относительно благоденствует исключительно за счет стабильно высоких цен на нефть. Никаких сколько-нибудь серьезных изменений в структуре экономики не произошло. Россия по-прежнему живет в основном за счет сырьевых отраслей, в то время как состояние высокотехнологичной промышленности не вызывает оптимизма. Скорее, наоборот. К сожалению, постиндустриальная модель развития для современной России - по-прежнему благое пожелание, которое периодически озвучивают прогрессивные политологи и экономисты, но никак не руководство к действию.

Итак, если относительно благоприятная экономическая конъюнктура сохранится, то, по оценкам отраслевых экспертов, в 2005 г. потребление ССС в России может достигнуть 3-х млн. т.

КТО ЖЕ БУДЕТ ПОСТАВЛЯТЬ ССС НА РОССИЙСКИЙ РЫНОК?

С конца 1998 г. идет весьма интенсивный процесс импортозамещения. Притом что к 2001 г. фирмы-нерезиденты восстановили докризисные объемы поставок своих ССС в Россию, рост рынка обеспечивают в основном отечественные предприятия, и на этом фоне доля импортируемых смесей постоянно снижается. В среднесрочной перспективе можно уверенно говорить о следующем:
 -  большинством существующих предприятий будут увеличены объемы производства смесей;
 -  в промышленно развитых регионах (особенно с большой потенциальной емкостью рынка), географически удаленных от таких центров производства сухих смесей, как Москва, Санкт-Петербург, Н. Новгород и Новосибирск, появятся местные производители ССС, которые будут бороться за свои локальные рынки со "столичными" производителями, вернее, с их продукцией;
 -  наряду с появлением самостоятельных производителей следует ожидать открытия региональных заводов под известными торговыми марками. Собственно говоря, это уже свершившийся факт. Некоторые крупные производители ССС Москвы и Санкт-Петербурга, чтобы минимизировать транспортные расходы по доставке сухих смесей с головных заводов, пошли по пути создания в регионах дочерних производств, своего рода российско-российских СП (франчайзинговая схема). Например, такую схему успешно реализует компания "Старатели", которая открыла региональные площадки в Сызрани и Старом Осколе. Другие фирмы (ЗАО "ПП "Крепс") тщательно отбирают партнеров в регионах и размещают заказы на выпуск своих ССС на местных предприятиях (схема внутреннего толлинга).
 
Однако при том, что соотношение российских и импортируемых ССС меняется в пользу продукции, выпускаемой на территории РФ, в ближайшее время отечественные фирмы могут столкнуться с возрастающей экспансией со стороны известных западных компаний. Эти компании долго присматривались к России, ждали, когда рынок ССС более-менее сформируется, и теперь приходят к нам уже не со своими готовыми продуктами, а со своими современными заводами, мощным маркетингом и огромными финансовыми ресурсами.
В России уже несколько лет выпускаются сухие смеси под торговыми марками Scanmix (Финляндия), Stomix (Чехия), Emfi (Франция), Terraco (Швеция), Litokol (Италия) и пр. Да, объемы производства этих ССС относительно невелики. Однако, как говаривал первый и последний президент СССР, "процесс пошел": в Россию пришли иностранные "тяжеловесы", которые вполне могут повлиять на расстановку сил на отечественном рынке ССС. Так, в июле 2003 г. концерн "Атлас", которому давно стало тесно на польском рынке, запустил в подмосковной Дубне завод производительностью 120 тыс. т в год. Объем инвестиций - около $5 млн.

В августе прошлого года в подмосковной Коломне начал работу завод компании "Хенкель-Баутехник" мощностью 100 тыс. т в год. Объем инвестиций - около 6 млн. евро.

Не так давно концерн Optirok, который выпускает продукцию под известными торговыми марками Vetonit и Serpo, обнародовал свои планы по запуску в 2005 г. своего завода в Нижегородской области.

Многие ли российские компании могут инвестировать такие суммы в развитие и модернизацию производства или же привлечь их в качестве длинных кредитов с низкой процентной ставкой? Вопрос, надо полагать, риторический…

Давайте попытаемся смоделировать возможное развитие ситуации, ведь большой и емкий российский рынок чем дальше, тем больше представляет интерес для крупнейших корпораций. Кто еще может прийти в Россию?

Например, компания Heidelberger, которая входит в тройку крупнейших мировых производителей цемента, имеет такие известные брэнды, как Maxit и M-tec. В ее составе - недавно упомянутая корпорация Optirok. Годовой оборот - порядка $2,5 млрд.

Или же компания Bostik, входящая в состав крупнейшего французского нефтяного концерна "Эльф", - она имеет 13 известных брэндов, в том числе полы "Роксол". Про обороты этого концерна вообще сложно говорить - они очень велики.

Да, пока эти гиганты не пришли на российский рынок ССС. Но если они примут такое решение, то современная картина отечественного рынка может измениться. И это может случиться гораздо раньше, чем многие думают.

Поэтому, если российские производители не будут готовы к приходу иностранных фирм или недооценят этот конкурентный фактор, некоторым из них придется сдать свои позиции, некоторым - вообще уйти с рынка. Останутся, как водится, самые сильные и способные просчитывать свои действия не на один, а хотя бы на 2-3 года вперед.

http://www.spsss.ru

Дата: 25.03.2004
Е. В. Беляев
"СтройПРОФИль" 2 (32)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!