Создание цивилизованного рынка энергоносителей. Шаг первый

1 стр. из 1

Доклад был сделан на первом пленарном заседании II Всероссийского энергетического форума "ТЭК России в XXI веке" 3 марта 2004 года.

Уважаемые участники форума! Прошло полгода после принятия Правительством в конце августа энергетической стратегии России на период до 2020 года. Хотел бы напомнить, что этот документ разрабатывался в течение нескольких лет специалистами всех заинтересованных министерств и организаций, отраслевыми институтами, учеными Российской Академии наук и высших учебных заведений. В нем учтены предложения администрации субъектов Российской Федерации и общественных организаций.

Энергетическая стратегия неоднократно рассматривалась на парламентских слушаниях в Государственной Думе, в Совете Федерации на специально проводимых совещаниях, в т.ч. и на I Всероссийском энергетическом форуме. Я хотел бы поблагодарить всех участников этой большой работы за конструктивные замечания и позиции.

Естественно, что столь широкое обсуждение и в конце концов принятие энергетической стратегии потребовало многочисленных согласований, что определило ее относительно консервативный характер. В документе мы пытались избежать мер и решений, диктуемых сиюминутными или групповыми интересами. Поэтому, естественно, он не учитывает всех желаний тех или иных участников рынка, что и находит отражение в различных критических высказываниях и публикациях на эту тему.

Хотел бы отметить, что принятие энергостратегии является важным, но только первым шагом на пути создания цивилизованного рынка энергоносителей в стране. Трудности выбора последующих шагов связаны с решением конкретных, до настоящего времени остающихся дискуссионными вопросов, которые во многом зависят от складывающейся макроэкономической ситуации, обусловленной проводящимися в стране реформами: налоговой, межбюджетных отношений, жилищно-коммунального хозяйства и других.

В отраслях ТЭК такими дискуссионными вопросами остаются:
- в газовой промышленности - темпы роста цен на газ и темпы освоения месторождений полуострова Ямал, концепция рынка газа и реформирование;
- в электроэнергетике - объемы потребления газа и доля атомной энергетики, механизмы реструктуризации РАО "ЕЭС";
- в нефтяной промышленности - совершенствование недропользования, а именно - объемы воспроизводства минерально-сырьевой базы и введения рентных платежей.

Дискуссионными остаются также такие общие вопросы, как государственное участие в развитии инфраструктуры для транспорта, энергоресурсов и соответствующие механизмы привлечения инвестиций, меры государственной поддержки развития независимых производителей энергоресурсов, инновационного развития отраслей топливно-энергетического комплекса. Думаю, что эти вопросы найдут свое отражение в выступлениях на форуме, а их решение поможет осуществить максимально конструктивные и ответственные меры по реализации энергостратегии, по достижению ее главных стратегических ориентиров, энергетической и экологической безопасности, энергетической и экономической эффективности. Это непростой и постоянный процесс, для содействия которому создана рабочая группа по мониторингу энергостратегии с участием представителей заинтересованных министерств, Государственной Думы, Совета Федерации, Российской Академии наук, компаний топливно-энергетического комплекса и потребителей топливно-энергетических ресурсов.

Задача рабочей группы - организовать процесс реализации энергостратегии. Для решения этой задачи организовано и уже ведется институтами Российской Академии наук подготовка ежегодных обзоров по энергетической и экологической безопасности, энергетической и экологической эффективности энергетического сектора.

На основе этих обзоров предусматривается ежегодное представление доклада в Правительство с конкретными предложениями по реализации государственно-энергетической политики. Важнейшей составляющей этих предложений является законодательное обеспечение.

В ноябре прошлого года в Совете Федерации этому вопросу были посвящены специальные парламентские слушания, рекомендации которых составили основу проекта рекомендаций нашего форума.

В настоящее время уже приняты законодательные акты, заложившие основу экономического развития страны, ее энергетического сектора. Это в первую очередь кодифицированное право, оформленное в гражданском, налоговом, земельном, бюджетном, таможенном, водном и других кодексах.

В течение последних лет шло последовательное совершенствование законодательной базы, регулирующей отношения в топливно-энергетическом комплексе. В частности, в области налогообложения отменены акцизы на нефть и газовый конденсат, роялти, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы.

Вместо них введен налог на добычу полезных ископаемых, отменены нулевые ставки акциза на природный газ, реализуемый на территории России и в республике Белоруссии, увеличены ставки акциза на нефтепродукты, а уплата акциза перенесена с МПЗ на АЗС. Снижена ставка налога на прибыль до 24%. Введен прямой раздел продукции без вычета налога на добычу.

В области таможенной политики введено определение предельной ставки ввозной пошлины на нефть по соответствующей формуле. В течение последних лет также получила развитие правовая база, регулирующая отношения в вопросах недропользования - разовые платежи за пользование недрами, в том числе по соглашениям о разделе продукции, в области охраны окружающей среды и при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, эксплуатации объектов энергетики.
В области безопасности гидротехнических сооружений, безопасности использования атомной энергии - это ввоз в Российскую Федерацию облученных, тепловыделяющих сборов зарубежного производства.

Особое значение имеют решения, принятые в сферах деятельности естественных монополий, прежде всего по реформированию электроэнергетики. Я имею в виду пакет законов об электроэнергетике, внесение изменений в закон о естественных монополиях, о государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию.

Принят закон о лицензировании отдельных видов деятельности, в соответствии с которым лицензированию ВТЭК подлежат эксплуатация магистрального трубопроводного транспорта и нефтегазодобывающих производств, переработка нефти и газа, их транспортировка и хранение.

Внесены изменения в Водный кодекс о лицензировании пограничных водных объектов. Ратифицированы соглашения между Россией и Казахстаном о разграничении северной части Каспийского моря в целях осуществления суверенных прав на недропользование и протоколы к этому соглашению, а также между Россией и Азербайджаном о разграничении сопредельных участков на Каспийском море. Ведется работа с европейским сообществом по энергетической хартии.

В настоящее время в Правительстве, в Совете Федерации, в Государственной Думе находятся на рассмотрении около 60 законопроектов, направленных на выработку энергетической политики.

В результате проведенных парламентских слушаний сформирован перечень из 17 приоритетных законопроектов, формирующих механизмы реализации энергостратегии.

Кратко остановлюсь только на важнейших. Обеспечение энергетической безопасности страны является важнейшей составляющей национальной безопасности. В свое время Правительством был подготовлен законопроект о федеральных энергетических системах, отозванный впоследствии из Государственной Думы. А в Совете Федерации была создана рабочая группа по подготовке законопроекта об энергетической безопасности Российской Федерации.

Сделанные при подготовке этих законопроектов наработки уже использованы при формировании, согласованы в настоящее время с заинтересованными министерствами, концепцией законопроекта о федеральных энергосистемах. Этот законопроект направлен на обеспечение энергетической безопасности и сбалансированного развития топливно-энергетического комплекса на основе единственных целей и методов государственной энергетической политики на федеральном уровне при разделении полномочий и ответственности между федеральным центром и регионами, исходя из принципов, заложенных нашей Конституцией.

В законопроекте предполагается дать четкую формулировку понятию федеральной энергетической системы, определить каждую из них и определить компетенцию Российской Федерации в сфере ведения федеральных энергетических систем.

Энергостратегия России - это в значительной мере стратегия использования углеводородных и иных топливно-энергетических ресурсов. Недропользование и управление государственным фондом недр должны обеспечивать воспроизводство минерально-сырьевой базы рационального использования недр, в том числе с учетом и средств будущих поколений.

В связи с этим возникает необходимость кардинальной переработки с этих позиций действующего федерального закона о недрах и проекта закона о концессии. Эта работа уже ведется в Министерстве природных ресурсов и Минэкономразвитии России с участием других заинтересованных организаций

Принятие этих законов позволит комплексно подойти к развитию минерально-сырьевой базы полезных ископаемых, законодательно оформить решение вопросов по воспроизводству минерально-сырьевой базы, рационально использовать недра на основе единой системы государственного контроля за полнотой качества и временем разработки месторождений, в целом поднять эффективность разработки месторождений и обеспечить топливно-энергетический комплекс энергетическим сырьем.

Важнейшим стратегическим приоритетом энергетической стратегии является повышение энергетической эффективности российской экономики. Закон об энергосбережении напрямую призван работать на повышение эффективности всей экономики страны. Для этого он должен содержать положения о формировании механизмов энергосбережения в федеральной бюджетной сфере, формировании основ создания финансирования и функционирования федерального, региональных и муниципальных фондов энергосбережения, формировании механизмов стимулирования энергосберегающих мероприятий, определение мер и механизмов экономического и административного воздействия за нерациональное использование топливно-энергетических ресурсов.

В настоящее время Минэкономразвития завершает подготовку соответствующих поправок в действующий ныне закон об энергосбережении.

Дальнейшее расширение рыночных принципов в экономике обуславливает необходимость структурной перестройки в отраслях топливно-энергетического комплекса. Важнейшим элементом такой перестройки было и остается реформирование естественных монополий. Это потребует внесения изменений и дополнений в федеральный закон о естественных монополиях, обеспечивающих нормативно-правовую базу и правила деятельности участников энергетического рынка.

Опыт реформирования электроэнергетики показывает, что этот процесс может регулироваться только специальным законодательством. Так для осуществления ­реформ в газовой отрасли будет необходимо переработать федеральный закон о газоснабжении в Российской Федерации после принятия Правительством соответствующей концепции развития рынка газа.

Особую социальную нагрузку несет разрабатываемый в настоящее время при участии комиссии Совета Федерации по естественным монополиям проект федерального закона о теплоснабжении, имеющий сильно выраженный региональный и муниципальный аспект.

Решению проблемы повышения энергетической эффективности экономики будет также способствовать принятие целого комплекса технических регламентов, подлежащих разработке в связи с принятием закона о техническом регулировании. Соответствующие программы сформированы Госстандартом и начата разработка отдельных регламентов.

В настоящее время федеральная энергетическая комиссия предлагает для обсуждения проект федерального закона об основах ценовой политики Российской Федерации. По мнению разработчиков, этот закон должен обеспечить, с одной стороны, развитие конкурентных рыночных отношений в секторах экономики, где действуют свободные цены, а с другой - защиту интересов государства и потребителей товаров от ценовых манипуляций и других негативных явлений. При этом регулирование тарифов на энергоресурсы осуществляется как на федеральном, так и на региональном уровне. По существу это попытка восполнить проблемы в действующем законодательстве и систематизация законодательной базы государственной ценовой политики.

Для обеспечения экономической, в том числе бюджетной, эффективности энергетики необходима система правовых, административных, экономических мер, направленная на улучшение предпринимательского климата в создании ясных и стабильных правил экономической ­деятельности компаний, гарантирующая соблюдение прав инвесторов за счет создания предсказуемого и сбалансированного режима налогообложения и правовой базы, защищающей права инвесторов.

Среди многообразия соответствующих мер я остановлюсь только на некоторых. Во-первых, налогообложение. Важным шагом в повышении эффективности использования энергетических ресурсов должен быть переход к рентным платежам за использование недр. Этот вопрос активно обсуждался в Правительстве, в Государственной Думе, в Совете Федерации, общественностью и должен получить разрешение в законодательном акте.

Предлагается внести изменения и дополнения в Налоговый кодекс Российской Федерации, касающиеся Водного налога, а в дальнейшем переработать Водный кодекс, который обеспечит развитие правовых отношений в сфере пользования водными объектами, включая вопросы энергетики.

Во-вторых, это законопроекты, касающиеся деятельности отраслей ТЭК. Это законопроект о магистральном трубопроводном транспорте, о внесении изменений и дополнений в закон об использовании атомной энергии и в закон о государственном регулировании в отрасли добычи и использования угля.

В частности, рассмотрение законопроекта о магистральном трубопроводном транспорте существенно затянулось. Закон мог бы установить взаимоотношения всех участников рынка, имеющих отношение к углеводородному сырью, на всех стадиях: добыча, транспорт, переработка, сдача на экспорт и так далее. В нем можно было заложить такие общие вопросы, как государственное участие в развитии инфраструктуры для транспортных энергоресурсов и соответствующие механизмы привлечения инвестиций, совершенствование государственного регулирования деятельности организаций транспорта, трубопроводных систем с установлением тарифов, обеспечивающих формирование финансовых ресурсов, достаточных для реализации принятых инвестиционных программ.

Реформирование электроэнергетики поставило вопрос о необходимости дальнейшего совершенствования некоторых действующих законов. В частности, закон о лицензировании никак не отрегулировал вопрос передачи лицензий при реорганизации юридических лиц. Вопросы реформирования АО "Энерго" вступают в противоречие с отдельными положениями закона о банкротстве. Закон об акционерных обществах также недостаточно отрегулировал процедуру реорганизации. Эти вопросы общего характера, но они могут заметно влиять на ситуацию в энергетики.

Топливно-энергетический комплекс объективно - один из основных источников загрязнения окружающей среды. С целью последовательного ограничения его нагрузки на окружающую среду требуется создание гармонизированной законодательной и нор­мативно-правовой базы, жестко регламентирующей обеспечение экологической безопасности. Необходима разработка законопроекта о плате за негативное воздействие на окружающую среду. Кроме того, в составе такой базы может быть федеральный закон о возобновляемых и нетрадиционных источниках энергии для обеспечения правовых предпосылок приоритетного использования возобновляемых источников энергии в целях экономии органического топлива и охраны окружающей среды.

Дата: 12.04.2004
А.Б.Яновский
"НефтьГазПромышленность" 2 (7)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!