Большие проекты: высокие цели, грандиозные результаты

1 стр. из 1

Уважаемые участники форума! Казалось бы, всем понятно, что развитие мировой отечественной экономики будет в обозримой перспективе определяться развитием энергетики.

Казалось бы, что Россия, опираясь на свою нефтяную, газовую промышленность, прежде всего, используя складывающуюся конъюнктуру, сможет успешно решать вопросы развития экономики, решение сложных проблем, которые стоят перед страной - и удвоение ВВП, и обеспечение конкурентоспособности, и борьба с бедностью и так далее, о чем очень часто говорит наш Президент. Однако этого, практически, не происходит. В утвержденной Правительством в августе прошлого года энергетической стратегии практическое развитие нефтяной и газовой промышленности не предусматривается. Мало того, чтобы ТЭК стал локомотивом нашей экономики, о чем очень много говорилось на первом энергетическом форуме, как цель - перед топливно-энергетическим комплексом не ставится.

Газовой промышленностью я занимаюсь уже несколько десятилетий, и остановлюсь сегодня на проблемах и возможных прорывных проектах в этой сфере. Россия, как известно, обладает большим количеством ресурсов газа, но в энергетической стратегии фактического развития газовой промышленности не предусматривается. По разным вариантам ежегодная добыча предполагается в объеме 610-730млрд.куб.м. Учитывая, что Российская Федерация в 1990 г. добывала 640 млрд.куб.м, становится ясно, что фактически предполагается остановиться в развитии газовой промышленности на уровне, достигнутом в советское время. А ресурсы газа - до 30% разведанных и свыше 40% прогнозных мировых запасов - сосредоточены у нас. И у нас есть все возможности развиваться более энергично.

Всем известно, что газификация у нас и в мире имеет огромное значение для развития экономики, позволяет успешно решать многие социальные вопросы. Однако мы, имея огромные запасы, все больше отстаем по уровню газификации от других стран. А в мире потребление газа стремительно растет, примерно на 4-5% в год. Поэтому, по нашему мнению, надо ставить задачу такую - выходить на добычу газа в 2010 г. примерно на 700-750 млрд. куб.м.

На чем можно основываться, ставя такие крупномасштабные задачи? Прежде всего, на опыте, который у нас накоплен. За двадцать лет - я беру тот период, на который рассчитана энергетическая стратегия, с 1970 по 1990 гг. - в стране была увеличена добыча газа со 190 до 845 млрд. куб.м, в целом на 650 млрд. куб.м за двадцать лет. Эта задача решалась, опираясь на отечественные производственные научные коллективы, на отечественных специалистов, без привлечения зарубежных инвестиций. Мы полагаем, что ресурсы есть, опыт масштабный есть, носители этого опыта и знаний пока еще в строю, производственные коллективы пока еще существуют, поэтому такие масштабные задачи, нам кажется, ставить просто необходимо. Мы полагаем, что не позже, чем в этом году, надо иметь крупную программу развития газовой промышленности нашей страны.

На первом месте в этой программе - конечно, приведение в проектное состояние существующих систем газопровода. Нигде не прозвучало и мало кто знает, а широкая общественность совершенно не знает, что из-за развития коррозионных процессов в металле труб пропускная способность газотранспортных систем сокращена на 60 млрд. куб.м газа! Это сокращение с каждым годом нарастает. Так о каком же доступе к трубе мы говорим, о каком устойчивом развитии газовой промышленности, если стремительно не начнем осуществлять программу восстановления проекта производителей газопровода по поддержанию его на должном уровне? Что из себя представляет такая задача?

Прежде всего, хочу обратить внимание на следующее: из 150 тыс. км магистральных газопроводов по стране 127 тыс. км заизолировано пленочными материалами. Срок службы этих изоляционных материалов, физический срок, а не материализационный, 12-15 лет. Всем понятно, что они свой срок службы уже давно исчерпали, а коррозионные процессы непрерывно углубляются.

Совершенно ясно, что многие участки должны были быть переизолированы уже давно, а этого не происходит. А что такое переизолировать трубопроводы, осуществить их ремонт? Это сопоставимо с масштабами развития газовой промышленности страны в период ее ускоренного развития, но тогда этими проблемами занималось государство, обеспечивалась могучая государственная поддержка. Сегодня без такой поддержки не обойтись. А в чем она должна заключаться на современном этапе? Прежде всего, должны быть изысканы средства для проведения этой масштабной работы. Их размер, конечно, будет исчисляться ежегодно. Мы же считаем, что понадобится два-три миллиарда долларов на восстановление этой системы.

В свое время в печати, по телевидению много говорилось о состоянии нефтепроводов и ожидающей нас катастрофе. Однако тогда было принято правильное решение: увеличены тарифы на транспорт нефти за счет увеличения ремонтной составляющей в этих тарифах. И надо отдать должное, транспортники и нефтяники за очень короткое время восстановили систему и обеспечили ее надежную работу.

То же самое надо сделать и в нашем случае. Естественно, это предусматривает увеличение цены на газ, ведь придется увеличить тарифы за счет ремонтной составляющей. В нашем понимании надо подходить к этому вопросу таким образом: или мы в короткое время организуем такие программы, или в ближайшие годы нас ждет очень большая энергетическая беда.

В энергетической стратегии, конечно, надо предусматривать крупные проекты. Такой программой должна стать программа освоения месторождения Ямальского полуострова и создание новых газотранспортных систем. Так как ямальские месторождения находятся ближе других наших месторождений к потребителям в центре России, на северо-западе страны и в Европе, интенсивное развитие региона и создание нового газотранспортного коридора из трубопроводов нового поколения, рассчитанных на давление 70 на 120 атм против работающих сегодня систем на 75атм, позволит очень быстро наращивать добычу на Ямале. Мы считаем, что там можно ставить задачу в 2020 г. добывать примерно 300 млрд. куб.м, а в дальнейшем выйти на 500-600 млрд. куб.м.
Не надо забывать, что раньше огромные капиталовложения в развитие газовой промышленности окупались за 1,5-2 года, и не надо бояться сегодня реализовывать такие проекты.

Я думаю, что если государство энергично займется этой проблемой, обеспечит определенную поддержку, определенные самовложения, то и иностранные инвесторы появятся. Я не сомневаюсь, что реализация подобной программы очень сильно повысит конкурентную способность российского газа на европейском рынке.

Сегодня потребность в газе возрастает и в других регионах. Надо формировать, и как можно быстрее, и восточный вектор развития нефтяной и газовой промышленности. Очень часто на всех обсуждениях упоминаются новые нефтяные и газовые месторождения, все прогнозируют, что вот-вот мы начнем и будем добывать.

Я лично участвую в этих обсуждениях уже 30 лет - и ничего не происходит. Почему не происходит? С одной стороны, все ждут иностранного инвестора, а с другой, - есть много других проблем, которые надо решать и на которых я хочу остановиться.

Мы глубоко убеждены, что можно очень сильно изменить все экономическое положение страны через создание системы газопроводов с севера Тюменской области напрямую до границы с Китаем в районе Манчжурии. В этом случае газопровод пересечет нефтяные и газовые провинции Красноярского края, Иркутской области и пройдет вблизи от месторождения в Якутии. Создание такого мощного энергетического и транспортного коридора непременно вызовет желание отечественных и зарубежных инвесторов участвовать в развитии месторождений, примыкающих к этому коридору.

Что касается месторождений газа в восточной Сибири, так как в нем содержится от 7 до 15% этана, бутана, пропана, метана, то надо запретить использовать этот газ просто в топках без извлечения этих важных химических элементов. Реально создать крупнейшие химические производства в этом районе и только после их выделения газ давать на топливо. Мы полагаем, что создание такого нового энергетического коридора наряду с открытой В.В.Путиным амурской магистралью и станет базисом для развития восточных регионов совершенно на других началах, совершенно другими темпами и масштабами.

В этом случае мы укрепим нашу роль как евразийского государства и будем очень желанным и надежным партнером для других стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Это в корне изменит и геополитическое состояние в мире, и положение нашей страны в мире, да и российская экономика будет развиваться совершенно по-другому.

Я хочу осветить еще одну грань. Мало кто задумывается, что продажа на зарубежном рынке не чисто нефти и газа, а химических продуктов может увеличить доходы примерно в 10 раз.

Известно ли вам, что на душу населения мы, обладая колоссальными запасами нефти и газа, производим химических волокон в 19 раз меньше, чем США? Вдумайтесь только, мы производим синтетических волокон на душу населения в сравнении с Китаем в 4,5 раза меньше, по сравнению с Болгарией, Польшей, Венгрией, Румынией мы производим химических волокон и других ценнейших химических материалов высокой степени товарной готовности в 3-7 раз меньше. Нефть и газ - у нас, а высоколиквидные, дорогие товары и продукты - у них. С этим надо кончать.

Когда же мы, наконец, обратим внимание на крупные, прорывные проекты? Везде в мире именно они являются опорой для решения перспективных экономических, социальных и других задач. Поэтому, если будет узаконена идеология приоритета газовой промышленности, начнется реализация крупных энергетических, газовых проектов, наша страна получит реальную возможность развивать не только топливно-энергетический комплекс, не только нефтяную, газовую промышленность, но и обеспечивать модернизацию всех других отраслей экономики.

В энергетической стратегии отмечается, что не намечено развитие нефтяной, газовой промышленности. Почему? Потому что решается вопрос, чтобы 40% нашей потребности в нефти и газе были удовлетворены за счет энергосбережения.

Но задумайтесь, как мы можем обеспечить экономию ресурсов? Надо же создавать высокотехнологичные производства с низкими удельными потреблениями топливной единицы продукции.
А что это такое? Это радикальная модернизация нашей экономики, радикальная структурная перестройка экономики. А как ее осуществить? Где средства взять? Их можно получить только за счет развития нефтяной и газовой промышленности, прежде всего. В этом случае можно образно сказать, что энергосбережение в стране должна обеспечить нефтяная и газовая промышленность за счет зарабатывания большего количества средств и направления этих средств на развитие высокотехнологичных производств для выпуска высоких технологий - энергоемких, энергосберегающих и т.д.

Постановка крупных целей рождает большую энергию, а мобилизация народа и экономики для реализации этих целей обеспечивает сплочение народа, единство народа и приводит к очень высоким результатам. Жизненно необходимо, чтобы этот исторический шанс не был упущен.

Дата: 12.04.2004
Ю.П.Баталин
"НефтьГазПромышленность" 2 (7)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!