|
|||||
1 стр. из 1 Национальная компания "КазМунайГаз" успешно действует на нефтегазовом рынке, как в роли нефтедобытчика, так и в роли оператора многих нефтяных проектов. Об этом красноречиво говорят цифры: 7,92 млн. т нефти и газового конденсата - таков объем добычи "КазМунайГаз" за минувший год. Причем, даже с учетом того, что основные месторождения КМГ разрабатываются не один десяток лет, уровень 2003 г. превысил уровень 2002 г. на 6,5%. Следует также отметить, что национальная компания выплатила в бюджет в виде налогов и иных платежей более $527 млн. Новая транспортная система Одно из наиболее перспективных направлений развития компании - участие в создании транспортной системы Актау-Баку-Тбилиси-Джейхан. Привлекательность проекта в том, что он позволяет создать единый энергетический коридор Восток-Запад. Поэтому Казахстан с самого начала поддерживал эту идею, о чем говорит факт подписания Президентом Н.Назарбаевым Стамбульской декларации еще в 1999г. Позже, 1 марта 2001г. в Астане был подписан меморандум о взаимопонимании, касающийся развития системы транспортировки нефти Актау-Баку-Тбилиси-Джейхан. Надо иметь в виду и то, что четыре участника Северо-Каспийского проекта, включающего знаменитое на весь мир месторождение Кашаган, являются и участниками проекта Баку-Тбилиси-Джейхан (это ENI, TOTAL, INPEX и "КонокоФилипс"). Понятно, что они заинтересованы поставлять свою часть нефти именно в Джейхан через Баку и Тбилиси. Как же доставить эту нефть в Баку? В ходе обсуждения проблемы с азербайджанскими коллегами специалисты "КазМунайГаза" пришли к выводу, что необходимо создать транспортную компанию, условно названную пока "Актау-Баку". Первоначально доставка нефти будет производиться танкерами. Но это техническая часть вопроса, а есть и другой аспект: какие гарантии будут иметь другие поставщики нефти, не входящие в БТД, которые, безусловно, тоже проявляют к нему интерес? И какова роль в этом вопросе Казахстана и Азербайджана? Ответы на эти вопросы - в готовящихся двух документах: межправительственном соглашении и соглашении принимающих сторон. Их подготовка поручена двум национальным нефтегазовым компаниям: КМГ и ГНКАР. Предполагается, что нефтепровод введут в эксплуатацию в начале 2005 г., сама же добыча кашаганской нефти начнется не раньше 2007 г. Готов ли БТД принять нефть не из Азербайджана? Предполагается, что на первом этапе трубопровод будет загружен сырьем, добываемым на месторождениях Азери, Чираг и Гюнешли, а доступ к трубе сторонних инвесторов будет обеспечен не ранее 2008 г. Без флота никуда Что касается иранского направления, то сегодня оно используется, однако говорить о трубопроводе преждевременно. Специалисты полагают, что в обозримом будущем доставка казахстанской нефти будет как и сейчас производиться по воде - танкерами. В минувшем году в иранский порт Нека танкерами дочерней компании "КазМорТрансФлот" было доставлено более 1 млн. т нефти. Другое направление, которое активно осваивается танкерными перевозками - Махачкала. По этому маршруту в прошлом году доставлено около 1,5 млн. т нефти. Следовательно, танкерный флот необходим не только для развития иранского направления. НМСК "КазМорТрансФлот" пока не имеет собственного флота, но эксплуатирует 8 танкеров общим тоннажем 42,8тыс.т по тайм-чартеру с компанией "Central Asia Shipping Со". Однако, по заказу КМТФ в Выборге строится 3 нефтеналивных судна дедвейтом 12 тыс. т каждое. Таким образом, положено начало созданию в Казахстане собственного танкерного флота. Сотрудничество в этих вопросах с российскими компаниями только начинается. Сначала надо определиться, как действовать на море, а уж затем решить, что для этого надо создать на суше. Великий китайский нефтепровод Возвращаясь к теме многовекторности экспортных нефтепроводов, стоит отметить, что более реальным по сравнению с иранским направлением остается трубопровод в Китай. В декабре прошлого года была завершена работа над документом, который называется "Обоснование инвестиций". В нем предусмотрено, что в 2004-2005 гг. будет построен нефтепровод Атасу-Алашанькоу-Душанцзы. Следует подчеркнуть: если раньше шел разговор, что конечной точкой нефтепровода будет станция Алашанькоу (Дружба), то теперь "КазМунайГаз" и КННК (Китайская национальная нефтегазовая корпорация) решили, что в проект будет включен и участок Алашанькоу-Душанцзы, проходящий по территории Китая. Предположительно в мае состоится подписание соглашения о строительстве нефтепровода, а уже в июле-августе начнется строительство линейной части, которое будет завершено в начале 2006 г. Таким образом, будет сооружен второй участок большого нефтепровода из Казахстана в Китай. Напомним, что весной прошлого года начал функционировать трубопровод Кенкияк-Атырау, пропускная способность которого составляет 6 млн. т в год. Когда будет выстроена вся линейная часть, этот трубопровод в реверсивном режиме позволит доставлять нефть из Атырау до Кенкияка. Так что глобальный проект создания нефтепровода из Западного Казахстана в Северный Китай постепенно осуществляется. Отдельный разговор Нефтехимия - это особая статья в нефтяной промышленности. Далеко не все нефтекомпании добились в этом впечатляющих результатов. У "КазМунайГаз" также нет опыта, за исключением переработки нефти. Тут как раз все понятно: "КазМунайГаз" владеет 87% акций старейшего в Казахстане Атырауского НПЗ. Сейчас идет реконструкция завода без остановки основного производства. Работы планируется завершить к 2006 г. Нефтехимическое производство, неосваивавшееся ранее, заявляет о себе все громче. Когда начнется нефтедобыча на море, специалистам компании придется решать целый ряд задач: от утилизации газа и переработки серы до главной - как добиться большей прибыли. Объемы газа и серы будут не столь большими, как кажется сейчас. К тому времени планируется освоить технологию закачки сырого газа обратно в пласт. Так решится сразу несколько проблем: увеличится нефтеотдача, не надо будет строить огромные производства для переработки гигантских объемов газа с высоким (до 19%) содержанием сероводорода и уменьшится сейсмоопасность, которая велика при нынешней технологии, когда пласты оставляют пустыми. Сегодня эта технология проходит апробацию на Карачаганакском месторождении. Затем технология обратной закачки начнет применяться на Тенгизском месторождении (а в ТШО нам принадлежит 20%). Поэтому ожидается, что к моменту промышленного освоения нефтяных запасов Каспийского шельфа КМГ подойдет, поднакопив опыта. Вполне вероятно, что к тому времени и на Кашагане будут проведены пробные испытания по обратной закачке газа в морских условиях. Однако, проблема утилизации серы и газа останется актуальной. Ведь даже самые передовые технологии предусматривают закачку 75% газа. Кроме того, природный газ пользуется устойчивым спросом. На полуострове Мангышлак будут построены производственные комплексы, способные его перерабатывать, отделять серу. Очевидно, газ и другие компоненты прекрасно подходят для развития нефтехимического производства. Здесь есть два пути. Первый - использовать существующие мощности. К сожалению, химическая промышленность долгое время находилась в упадке, так что сейчас реально действуют лишь два завода - Актауский завод пластических масс и Атырауский нефтехимический. Второй путь - строительство новых производств. Здесь не обойтись без иностранных инвесторов. И дело не только и не столько в деньгах, сколько в интеллектуальных и технологических инвестициях. Все-таки за последние 10-15 лет нефтехимическая промышленность за рубежом сделала большой рывок в развитии. И лучше просто использовать современные достижения в этой отрасли. Сотрудничество с российскими партнерами "КазМунайГаз" для продвижения в России своих проектов и более оперативного решения вопросов, связанных с экспортом и транспортировкой казахстанской нефти, открыла в Москве свое представительство. Целями создания представительства являются также проведение маркетинговых исследований, поиск коммерческих партнеров, налаживание связей с организациями и предприятиями России. Открытие представительства казахстанской национальной нефтегазовой компании в российской столице связано с реализацией крупных совместных проектов, в том числе на шельфе Каспия. Как известно, с "КазМунайГазом" ведут активные работы по формированию договорной базы для разведки и освоения каспийских месторождений российские компании "Лукойл" и "Роснефть". Кроме того, в прошлом году "Газпром" и "КазМунайГаз" создали совместную компанию ЗАО "КазРосГаз", которая будет осуществлять исследования рынков сбыта природного газа, его переработку и транспортировку для внешних и внутренних потребителей и т.п. Стороны достигли договоренности о поставках нестабильного газового конденсата и сырого газа с Карачаганакского месторождения на Оренбургский газоперерабатывающий завод на долгосрочный период, а также о поставках казахстанской нефти на переработку на Орский НПЗ по схеме взаимообмена. В настоящее время Казахстан осуществляет экспорт своих углеводородов по системам Каспийского трубопроводного консорциума и Атырау-Самара, причем эти потоки будут возрастать. Также "КазМунайГаз" является одной из сторон, подписавшей СРП по месторождению Тюб-Караган и контракт на разведку участка Аташский. Вторая сторона - Правительство в лице Министерства энергетики, которое как раз и регулирует вопросы разработки данных месторождений. КМГ будет заниматься непосредственно разработкой Тюб-Карагана и разведкой на участке Аташский совместно с российской компанией "Лукойл". Уже подписано соглашение с "Лукойлом". Подписание состоялось в присутствии глав Казахстана и России в рамках визита В.Путина и открытия Года России в Казахстане. Затем были подписаны соглашения между двумя дочерними компаниями - ЗАО "МНК "КазМунайТениз" и "Лукойл Оверсиз". Эти документы определяют взаимные права и обязательства сторон в ходе реализации проектов. В частности, о том, что по каждому из двух проектов будут созданы операционные компании, которыми в геологоразведочный период будут руководить представители казахстанской стороны, а в случае обнаружения коммерческих запасов руководители компаний будут назначаться сторонами по принципу ротации каждые два года. В 2004 г. на участке Тюб-Караган будет проведена детальная сейсморазведка 2D в объеме 655 км, обработка и интерпретация данных. На участке Аташский предполагается осуществить поисково-детальную сейсморазведку в объеме 1057 пог. км. Однако, подписание столь серьезных документов - только начало больших работ. Результатов в виде промышленной нефти нельзя ожидать в течение ближайшего времени. Например, на месторождении Тюб-Караган коммерческое открытие углеводородов возможно не раньше 2005 г., а промышленное освоение - не ранее 2012 г. И все же… Казахстанский газ востребован: в этом нет сомнений. Недавнее подтверждение тому - соглашение, по которому казахстанско-российское СП "КазРосГаз" будет осуществлять поставки газа в Азербайджан. Речь идет о 4,5 млрд. м3, которые "Газпром" обязался поставить в 2004 г. в эту закавказскую республику. "КазРосГаз" закупает газ на Карачаганакском месторождении, перерабатывает его на Оренбургском-1113 и реализует на внешних рынках, в том числе в Европе. В минувшем году "КазРосГаз" экспортировал более шести миллиардов кубометров, и спрос растет, поэтому в планах СП на 2004 г. - увеличение экспорта минимум на 25%. Особое значение для страны имеет Амангельдинское газоконденсатное месторождение, которое призвано обеспечивать "голубым топливом" южные регионы. Пропускная способность газопроводов - вопрос отдельный. Растет не только транспортировка казахстанского газа на экспорт, но и объем транзитных потоков, транспортируемых по магистральным газопроводам системы Средняя Азия-Центр (САЦ). Так, в 2003 году было прокачано на 7,8% больше, чем предусмотрено планами по международному транзиту. Однако, оборудование морально, а кое-где и физически устарело. Конечно, текущий ремонт проводится, что помогает только поддерживать систему в более или менее рабочем состоянии, но долго так продолжаться не может. Разработан проект модернизации газотранспортной системы САЦ, который предполагает увеличение пропускной способности до 96 миллиардов кубометров газа в год, то есть более чем вдвое. Главный вопрос, как всегда, - где взять на это средства? Очевидно, часть расходов "КазТрансГаза" сможет покрыть из собственных средств, однако сумма весьма внушительная - предварительно речь идет о почти $1,3 млрд. Так что без привлечения заемных средств не обойтись, и уже ведутся переговоры с несколькими крупными финансовыми институтами. Кроме того, интерес к модернизации проявляет ОАО "Газпром", глава которого Алексей Миллер заявлял о долевом участии в финансировании проекта. Весной прошлого года было подписано российско-туркменское соглашение, в котором оговариваются весьма высокие объемы транспортировки газа на период до 2028 г. Существующей мощности САЦ для прокачки таких объемов недостаточно. Дата: 12.04.2004 Виктор Тимофеев "НефтьГазПромышленность" 2 (7)
«« назад Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации! |
|||||