Казмунайгаз. Впереди много работы

1 стр. из 1

Национальная компания "КазМунайГаз" успешно действует на нефтегазовом рынке, как в роли нефтедобытчика, так и в роли оператора многих нефтяных проектов. Об этом красноречиво говорят цифры: 7,92 млн. т нефти и газового конденсата - таков объем добычи "КазМунайГаз" за минувший год. Причем, даже с учетом того, что основные месторождения КМГ разрабатываются не один десяток лет, уровень 2003 г. превысил уровень 2002 г. на 6,5%. Следует также отметить, что национальная компания выплатила в бюджет в виде налогов и иных платежей более $527 млн.

Новая транспортная система

Одно из наиболее перспективных направлений развития компании - участие в создании транспортной системы Актау-Баку-Тбилиси-Джейхан. Привлекательность проекта в том, что он позволяет создать единый энергетический коридор Восток-Запад. Поэтому Казахстан с самого начала поддерживал эту идею, о чем говорит факт подписания Президентом Н.Назарбаевым Стамбульской декларации еще в 1999г.

Позже, 1 марта 2001г. в Астане был подписан меморандум о взаимопонимании, касающийся развития системы транспортировки нефти Актау-Баку-Тбилиси-Джейхан. Надо иметь в виду и то, что четыре участника Северо-Каспийского проекта, включающего знаменитое на весь мир месторождение Кашаган, являются и участниками проекта Баку-Тбилиси-Джейхан (это ENI, TOTAL, INPEX и "КонокоФилипс"). Понятно, что они заинтересованы поставлять свою часть нефти именно в Джейхан через Баку и Тбилиси.

Как же доставить эту нефть в Баку? В ходе обсуждения проблемы с азербайджанскими коллегами специалисты "КазМунайГаза" пришли к выводу, что необходимо создать транспортную компанию, условно названную пока "Актау-Баку". Первоначально доставка нефти будет производиться танкерами. Но это техническая часть вопроса, а есть и другой аспект: какие гарантии будут иметь другие поставщики нефти, не входящие в БТД, которые, безусловно, тоже проявляют к нему интерес? И какова роль в этом вопросе Казахстана и Азербайджана?

Ответы на эти вопросы - в готовящихся двух документах: межправительственном соглашении и соглашении принимающих сторон. Их подготовка поручена двум национальным нефтегазовым компаниям: КМГ и ГНКАР.

Предполагается, что нефтепровод введут в эксплуатацию в начале 2005 г., сама же добыча кашаганской нефти начнется не раньше 2007 г. Готов ли БТД принять нефть не из Азербайджана? Предполагается, что на первом этапе трубопровод будет загружен ­сырьем, добываемым на месторождениях Азери, Чираг и Гюнешли, а доступ к трубе сторонних инвесторов будет обеспечен не ранее 2008 г.

Без флота никуда

Что касается иранского направления, то сегодня оно используется, однако говорить о трубопроводе преждевременно. Специалисты полагают, что в обозримом будущем доставка казахстанской нефти будет как и сейчас производиться по воде - танкерами.

В минувшем году в иранский порт Нека танкерами дочерней компании "КазМорТрансФлот" было доставлено более 1 млн. т нефти. Другое направление, которое активно осваивается танкерными перевозками - Махачкала. По этому маршруту в прошлом году доставлено около 1,5 млн. т нефти.

Следовательно, танкерный флот необходим не только для развития иранского направления. НМСК "КазМорТрансФлот" пока не имеет собственного флота, но эксплуатирует 8 танкеров общим тоннажем 42,8тыс.т по тайм-чартеру с компанией "Central Asia Shipping Со".

Однако, по заказу КМТФ в Выборге строится 3 неф­теналивных судна дедвейтом 12 тыс. т каждое. Таким образом, положено начало созданию в Казахстане собственного танкерного флота.
В поселке Курык предстоит построить судоремонтный комплекс: плавательный док, причал, мастерские и необходимая прибрежная инфраструктура. В порту Актау завершается реконструкция и модернизация неф­теналивных причалов №4 и 5. Они увеличат мощность по перевалке нефти и нефтепродуктов через морские ворота Казахстана до 11,6 млн. т в год. Появится возможность принимать танкеры дедвейтом до 12 тыс. т.

Сотрудничество в этих вопросах с российскими компаниями только начинается. Сначала надо определиться, как действовать на море, а уж затем решить, что для этого надо создать на суше.
Предполагается, что "Лукойл", "Роснефть" и другие российские нефтяные компании, которые примут участие в освоении казахстанского сектора Каспийского моря, будут вовлечены в процесс создания прибрежной инфраструктуры.

Великий китайский нефтепровод

Возвращаясь к теме многовекторности экспортных нефтепроводов, стоит отметить, что более реальным по сравнению с иранским направлением остается трубопровод в Китай. В декабре прошлого года была завершена работа над документом, который называется "Обоснование инвестиций". В нем предусмотрено, что в 2004-2005 гг. будет построен нефтепровод Атасу-Алашанькоу-Душанцзы. Следует подчеркнуть: если раньше шел разговор, что конечной точкой нефтепровода будет станция Алашанькоу (Дружба), то теперь "КазМунайГаз" и КННК (Китайская национальная нефтегазовая корпорация) решили, что в проект будет включен и участок Алашанькоу-Душанцзы, проходящий по территории Китая.

Предположительно в мае состоится подписание соглашения о строительстве нефтепровода, а уже в июле-августе начнется строительство линейной части, которое будет завершено в начале 2006 г. Таким образом, будет сооружен второй участок большого нефтепровода из Казахстана в Китай. Напомним, что весной прошлого года начал функционировать трубопровод Кенкияк-Атырау, пропускная способность которого составляет 6 млн. т в год. Когда будет выстроена вся линейная часть, этот трубопровод в реверсивном режиме позволит доставлять нефть из Атырау до Кенкияка. Так что глобальный проект создания нефтепровода из Западного Казахстана в Северный Китай постепенно осуществляется.

Отдельный разговор

Нефтехимия - это особая статья в нефтяной промышленности. Далеко не все нефтекомпании добились в этом впечатляющих результатов. У "КазМунайГаз" также нет опыта, за исключением переработки нефти. Тут как раз все понятно: "КазМунайГаз" владеет 87% акций старейшего в Казахстане Атырауского НПЗ.

Сейчас идет реконструкция завода без остановки основного производства. Работы планируется завершить к 2006 г. Нефтехимическое производство, неосваивавшееся ранее, заявляет о себе все громче. Когда начнется нефтедобыча на море, специалистам компании придется решать целый ряд задач: от утилизации газа и переработки серы до главной - как добиться большей прибыли.

Объемы газа и серы будут не столь большими, как кажется сейчас. К тому времени планируется освоить технологию закачки сырого газа обратно в пласт. Так решится сразу несколько проблем: увеличится нефтеотдача, не надо будет строить огромные производства для переработки гигантских объемов газа с высоким (до 19%) содержанием сероводорода и уменьшится сейсмоопасность, которая велика при нынешней технологии, когда пласты оставляют пустыми. Сегодня эта технология проходит апробацию на Карачаганакском месторождении. Затем технология обратной закачки начнет применяться на Тенгизском месторождении (а в ТШО нам принадлежит 20%). Поэтому ожидается, что к моменту промышленного освоения нефтяных запасов Каспийского шельфа КМГ подойдет, поднакопив опыта. Вполне вероятно, что к тому времени и на Кашагане будут проведены пробные испытания по обратной закачке газа в морских условиях. Однако, проблема утилизации серы и газа останется актуальной. Ведь даже самые передовые технологии предусматривают закачку 75% газа. Кроме того, природный газ пользуется устойчивым спросом. На полуострове Мангышлак будут построены производственные комплексы, способные его перерабатывать, отделять серу. Очевидно, газ и другие компоненты прекрасно ­подходят для развития нефтехимического производства. Здесь есть два пути. Первый - использовать существующие мощности. К сожалению, химическая промышленность долгое время находилась в упадке, так что сейчас реально действуют лишь два завода - Актауский завод пластических масс и Атырауский неф­техимический. Второй путь - строительство новых производств. Здесь не обойтись без иностранных инвесторов. И дело не только и не столько в деньгах, сколько в интеллектуальных и технологических инвестициях. Все-таки за последние 10-15 лет нефтехимическая промышленность за рубежом сделала большой рывок в развитии. И лучше просто использовать современные достижения в этой отрасли.

Сотрудничество с российскими партнерами

"КазМунайГаз" для продвижения в России своих проектов и более оперативного решения вопросов, связанных с экспортом и транспортировкой казахстанской нефти, открыла в Москве свое представительство. Целями создания представительства являются также проведение маркетинговых исследований, поиск коммерческих партнеров, налаживание связей с организациями и предприятиями России.

Открытие представительства казахстанской национальной нефтегазовой компании в российской столице связано с реализацией крупных совместных проектов, в том числе на шельфе Каспия. Как известно, с "КазМунайГазом" ведут активные работы по формированию договорной базы для разведки и освоения каспийских месторождений российские компании "Лукойл" и "Роснефть". Кроме того, в прошлом году "Газпром" и "КазМунайГаз" создали совместную компанию ЗАО "КазРосГаз", которая будет осуществлять исследования рынков сбыта природного газа, его переработку и транспортировку для внешних и внутренних потребителей и т.п. Стороны достигли договоренности о поставках нестабильного газового конденсата и сырого газа с Карачаганакского месторождения на Оренбургский газоперерабатывающий завод на долгосрочный период, а также о поставках казахстанской нефти на переработку на Орский НПЗ по схеме взаимообмена.

В настоящее время Казахстан осуществляет экспорт своих углеводородов по системам Каспийского трубопроводного консорциума и Атырау-Самара, причем эти потоки будут возрастать.

Также "КазМунайГаз" является одной из сторон, подписавшей СРП по месторождению Тюб-Караган и контракт на разведку участка Аташский. Вторая сторона - Правительство в лице Министерства энергетики, которое как раз и регулирует вопросы разработки данных месторождений. КМГ будет заниматься непосредственно разработкой Тюб-Карагана и разведкой на участке Аташский совместно с российской компанией "Лукойл".

Уже подписано соглашение с "Лукойлом". Подписание состоялось в присутствии глав Казахстана и России в рамках визита В.Путина и открытия Года России в Казахстане. Затем были подписаны соглашения между двумя дочерними компаниями - ЗАО "МНК "КазМунайТениз" и "Лукойл Оверсиз". Эти документы определяют взаимные права и обязательства сторон в ходе реализации проектов. В частности, о том, что по каждому из двух проектов будут созданы операционные компании, которыми в геологоразведочный период будут руководить представители казахстанской стороны, а в случае обнаружения коммерческих запасов руководители компаний будут назначаться сторонами по принципу ротации каждые два года.

В 2004 г. на участке Тюб-Караган будет проведена детальная сейсморазведка 2D в объеме 655 км, обработка и интерпретация данных. На участке Аташский предполагается осуществить поисково-детальную сейсморазведку в объеме 1057 пог. км.

Однако, подписание столь серьезных документов - только начало больших работ. Результатов в виде промышленной нефти нельзя ожидать в течение ближайшего времени. Например, на месторождении Тюб-Караган коммерческое открытие углеводородов возможно не раньше 2005 г., а промышленное освоение - не ранее 2012 г.

И все же…

Казахстанский газ востребован: в этом нет сомнений. Недавнее подтверждение тому - соглашение, по которому казахстанско-российское СП "КазРосГаз" будет осуществлять поставки газа в Азербайджан. Речь идет о 4,5 млрд. м3, которые "Газпром" обязался поставить в 2004 г. в эту закавказскую республику. "КазРосГаз" закупает газ на Карачаганакском месторождении, перерабатывает его на Оренбургском-1113 и реализует на внешних рынках, в том числе в Европе. В минувшем году "КазРосГаз" экспортировал более шести миллиардов кубометров, и спрос растет, поэтому в планах СП на 2004 г. - увеличение экспорта минимум на 25%. Особое значение для страны имеет Амангельдинское газоконденсатное месторождение, которое призвано обеспечивать "голубым топливом" южные регионы.

Пропускная способность газопроводов - вопрос отдельный. Растет не только транспортировка казахстанского газа на экспорт, но и объем транзитных потоков, транспортируемых по магистральным газопроводам системы Средняя Азия-Центр (САЦ). Так, в 2003 году было прокачано на 7,8% больше, чем предусмотрено планами по международному транзиту. Однако, оборудование морально, а кое-где и физически устарело. Конечно, текущий ремонт проводится, что помогает только поддерживать систему в более или менее рабочем состоянии, но долго так продолжаться не может. Разработан проект модернизации газотранспортной системы САЦ, который предполагает увеличение пропускной способности до 96 миллиардов кубометров газа в год, то есть более чем вдвое. Главный вопрос, как всегда, - где взять на это средства? Очевидно, часть расходов "КазТрансГаза" сможет покрыть из собственных средств, однако сумма весьма внушительная - предварительно речь идет о почти $1,3 млрд.

Так что без привлечения заемных средств не обойтись, и уже ведутся переговоры с несколькими крупными финансовыми институтами.

Кроме того, интерес к модернизации проявляет ОАО "Газпром", глава которого Алексей Миллер заявлял о долевом участии в финансировании проекта. Весной прошлого года было подписано российско-туркменское соглашение, в котором оговариваются весьма высокие объемы транспортировки газа на период до 2028 г. Существующей мощности САЦ для прокачки таких объемов недостаточно.

Дата: 12.04.2004
Виктор Тимофеев
"НефтьГазПромышленность" 2 (7)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!