Будет день, будет порт

1 стр. из 1

Морские терминалы Северо-Запада: сегодня и завтра

Немного истории

Как сообщали многие информационные агентства в 2001 году, инвестиционная потребность развития и модернизации морского и автомобильного транспорта в Северо-Западном федеральном округе на ближайшие 10 лет составляет $15 млрд.

При этом более 75% этих средств планируется привлечь из внебюджетных источников. Отмечалось, что ряд российских проектов представлен Европейскому инвестиционному банку и руководство бывшего Министерства транспорта Российской Федерации ожидает решения о возможности их инвестирования.

В пакет инвестиционных предложений входят: кольцевая автодорога вокруг Санкт-Петербурга, автодорога "Скандинавия" на участке Санкт-Петербург-Выборг, модернизация действующих мощностей Петербургского и Мурманского портовых комплексов, а также отдельные терминалы Усть-Лужского морского порта.

Также планируется инвестировать в транспортную инфраструктуру СЗФО около $200 млн. на проекты развития морских коммуникаций и проекты авиационного транспорта. Подчеркивалось, что эти инвестиции планируется привлекать не только под государственные гарантии, но также и под гарантии Российского банка развития.

И вот, по прошествии трех с небольшим лет, можно воочию увидеть, какие из этих грандиозных замыслов "сошли с бумаги" в жизнь, а каким еще предстоит пробивать себе дорожку в кабинетах многочисленных министерств и ведомств.

Ленинградская область

Терминал по перевалке нефтепродуктов в городе Высоцке Выборгского района Ленинградской области строится в точном соответствии с графиком.

Правительство Ленинградской области не просто подписало соглашение с компанией ЛУКОЙЛ на строительство терминала, ведется постоянная работа в области взаимодействия в решении вопросов участия нефтяного концерна в реализации социальных проектов, в развитии инфраструктуры Выборгского района и региона. Обсуждается также и важнейший вопрос экологии. Как сказал вице-губернатор Александр Брахно, по проекту нефтепродукты из Высоцка морским путем должны будут экспортироваться в США. Начались также и испытания трубопроводов, особое внимание - системе безопасности мореплаванья, проведению работ по углублению дна под заход в порт тяжелых танкеров.

"Безусловно, терминал экономически важен, - продолжил Александр Брахно, - ведь значительный объем перевалки нефтепродуктов до последнего времени проходил через Прибалтику. Высоцкий терминал на первом этапе будет перекачивать 4,3 млн. т нефтепродуктов в год, общая же пропускная способность составит 17 млн. т в 2005 году. Не забывайте, что с вводом в эксплуатацию Приморска Россия приобрела многое, и не только денежно. Мы получили дополнительное влияние, независимость от сторонних портов. Высоцк закрепит этот статус".

Действительно, проект Балтийской трубопроводной системы и порта в Приморске успешно и динамично развивается. В 2001 году, когда порт "Приморск" только начал работать, мощность перекачки нефти составила 12 млн. т нефти, к концу 2003 года объемы увеличились до 30 млн. т, а к концу нынешнего года достигнет 42 млн. т нефти.

Признание экологами БТС безопасной стоит тоже многого - этот порт находится под пристальным вниманием всех заинтересованных служб, и нет сомнений, что окружающей среде он не вредит.

Именно таким же прозрачным должен стать терминал в Высоцке, и ЛУКОЙЛ действительно не скрывает свою работу от проверяющих. Финны, местные жители, областные чиновники и общественники - нередкие гости здесь, и для них ничего специально не готовят. Все видно и понятно - ведется стройка, серьезно и основательно… Надо сказать - и это отмечалось в областном Правительстве - что важные стратегические для экономики проекты с крупными и известными инвесторами приносят конкретные результаты и в социальной сфере. Компании "ЛУКОЙЛ" и "Сургутнефтегаз" закупили автобусы для школьников и автомобили "Скорой помощи", нефтяники помогают оборудовать областную больницу и спонсируют выпуск учебников. Никто не заставляет их это делать, просто Областное Правительство думает о людях.

Большое и малое стоят рядом, и умение соединить их воедино - это талант власти, а умение реализовать задуманное, воплотив проекты наяву, - это предпринимательская жилка. Когда они объединяются, вырастают новые порты и терминалы, есть деньги для помощи пожилым и выплаты зарплаты бюджетникам, делается все для обеспечения нормальной жизни в Ленинградской области.

Порт "Усть-Луга" в Ленинградской области намерен выйти на проектную мощность 35 млн. т к 2010-2012 гг., - сообщил журналистам генеральный директор ОАО "Компания "Усть-Луга" Валерий Израйлит.

По его словам, общий объем инвестиций в проект оценивается примерно в $1 млрд., в том числе частные инвестиции составят порядка $600 млн. Он отметил также, что летом 2005 года в порту "Усть-Луга" планируется запустить терминал по перевалке генеральных грузов мощностью 2 млн.т в год.

ОАО "Компания "Усть-Луга" учреждено в 1995 году. Оно выступает координатором привлечения инвестиций в строительство порта Усть-Луга и создание структур для сооружения терминалов порта.

Порт Усть-Луга строится в Лужской губе Финского залива. Он будет специализироваться на хранении и перегрузке угля, генеральных, навалочных, лесных грузов и контейнеров. Грузооборот порта после окончания строительства составит 35млн.т в год. Кроме того, "Компания "Усть-Луга" в апреле начнет строительство в одноименном порте в Ленинградской области I очереди нефтяного терминала мощностью 2 млн. т в год, сообщил журналистам в пятницу Валерий Израйлит. По его словам, стоимость строительства первой очереди составляет $30-35 млн.

"Строительство начнется за счет собственных средств компании "Усть-Луга", а в дальнейшем мы будем ориентироваться на финансового партнера, имеющего опыт по перегрузке нефтепродуктов", - сказал он.

В. Израйлит уточнил также, что ЗАО "Петербургский нефтяной терминал", которое ранее фигурировало как главный партнер компании "Усть-Луга" в рамках данного проекта, "в настоящее время не вышло из проекта, но с ним обсуждается новая форма сотрудничества".

Гендиректор отметил также, что в перспективе мощность нефтетерминала может быть увеличена "по различной номенклатуре нефтепродуктов, включая нефтехимию, до 10 млн. т". Стоимость второй очереди оценивается в $110-120 млн. Сейчас в порту "Усть-Луга" работает терминал по перевалке угля, идет строительство терминала по перевалке минеральных удобрений.

Финны о Мурманском портовом терминале

Стратегическое положение Мурманска и арктического региона в целом изменилось. Раньше важным было прежде всего военно-стратегическое местоположение, сегодня на первый план выходит значение энергетических ресурсов и транспортных маршрутов.

С сохранением нестабильной обстановки на Ближнем Востоке потенциал России как поставщика нефти растет. Диверсификация источников энергии отвечает общим интересам: интересам России как производителя и интересам Европейского Союза, США, Японии и Китая как потребителям энергии. Проект строительства нефтяного терминала в Мурманске - пример такого подхода.

С точки зрения Финляндии, воплощение проекта по строительству мурманского терминала уменьшило бы давление в Финском заливе как в части увеличения портовых мощностей, так и в части нефтяных перевозок.

Осуществление проекта также положительно сказалось бы на занятости населения и развитии экономики Мурманской области. С другой стороны, необходимо учитывать уязвимость окружающей среды Арктики. Интересам Мурманска и всего Баренцева региона отвечает осуществление проекта в соответствии с принципами устойчивого развития. Это предполагает, в том числе, проведение надлежащих экологических экспертиз.

Предметом особого интереса в энергетическом сотрудничестве ЕС и России является природный газ. Решение "Газпрома" о строительстве Северного газопровода важно исторически.

Северный газопровод, проходящий по дну Балтийского моря, не имеет прямого отношения к освоению Штокмановского газоконденсатного месторождения в Баренцевом море, но он может ускорить разработку месторождения. Инфраструктура, возводимая для нефтяного терминала Мурманска, принесет с собой синергетические преимущества.

В 2003 году Финляндия выделит России около EUR15 млн. из своего бюджета для сотрудничества с приграничными регионами. Всего в текущем году будет израсходовано около EUR40 млн., в основном на Северо-Запад России и страны Балтии. Это сотрудничество - в рамках национальной финской программы, которая осуществляется в рамках "Северного измерения" ЕС.

Из средств, направляемых в Россию, Мурманской области и Республике Карелия выделяется по EUR1 млн. евро., Санкт-Петербургу - около EUR5 млн., Ленинградской области - EUR1,5 млн.

О других, менее значительных, проектах мы расскажем в наших следующих номерах.

Дата: 12.04.2004
Тимофей Алескеров
"НефтьГазПромышленность" 2 (7)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!