|
|||||
1 стр. из 1 Стальные трубы в настоящее время и в обозримой перспективе остаются основным элементом промысловых трубопроводов. Этому способствует их массовое производство, дешевизна, высокая прочность и технологичность применения. При освоении северных нефтяных месторождений конкуренцию им не смогут составить ни стеклопластиковые, ни полимерные трубы, которые в условиях обустроенных месторождений юга, в умеренных климатических условиях находят все большее применение. В Западной Сибири, как показал опыт, новые виды труб практически непригодны, поэтому здесь развиваются и совершенствуются методы пассивной защиты труб от коррозии в промысловых средах. Это антикоррозионное покрытие внутренней поверхности полимерными покрытиями и применение ингибиторов коррозии на незащищенных трубопроводах, причем использование пленкообразующих ингибиторов коррозии для транспортировки обводненной нефти вызывается не столько технико-экономической эффективностью, сколько безрезультатностью других способов борьбы с коррозией. При этом способе защиты тысячи тонн ингибиторов ежегодно закачиваются в трубу и, в основном, уносятся потоком перекачиваемой жидкости. Известно, что ингибиторы коррозии эффективны для временной защиты металлических изделий при хранении в атмосферных условиях, но никак не для трубопроводного транспорта жидких сред. Ситуация сложилась в значительной степени из-за неправильных прогнозов коррозионной активности промысловых сред и ошибок в выборе видов антикоррозионных покрытий стальных труб, принятых к внедрению на отечественных трубоизоляционных заводах, прежде всего, это способ протекторной защиты сварного шва и зоны термического влияния на стыках труб. После первой неудачи изготовители устремились к сомнительному усовершенствованию способов защиты зоны стыка с помощью вставных изоляционных муфт, разработанных и успешно применяемых фирмой Tuboscope Vetco (США) в нефтехимической промышленности. Кроме сужения прохода труб, втулки затрудняют прочистку и диагностику трубопровода. Качественный монтаж таких соединений при использовании обычных нефтепромысловых труб отечественного производства весьма проблематичен, а надежность таких усовершенствований практически не доказана. Реальной альтернативой рассмотренным выше способам антикоррозионной защиты нефтепродуктопроводов является применение труб с двухсторонней (полной) антикоррозионной изоляцией, освоенной на предпрятии "Трубопласт" (Екатеринбург). Особенностью этого типа изоляции является законченное техническое решение (патент РФ №2105921 (1996 г.)) защиты зоны сварного стыка с внутренней стороны трубопровода, наиболее уязвимого для коррозии. При этом, внутреннее противокоррозионное покрытие из эпоксидной порошковой краски в заводских (базовых) условиях наносится по всей длине труб, за исключением концевых участков - зон термического влияния (ЗТВ), на которые напыляется металлизационное покрытие из хромоникелевого сплава. Защитное покрытие сварного шва формируется при сварке труб в плеть за счет того, что расплав самофлюсующегося порошка растекается по поверхности корня сварного шва с дополнительным слоем стеклообразных шлаков. Таким образом, обеспечивается 100%-ная защита площади внутренней поверхности трубопровода. Другой уникальной особенностью продукции Предприятия "Трубопласт" является непрерывный процесс изготовления внутреннего и наружного покрытий с одного нагрева трубы. В случае, когда покрытия наносятся раздельно, как на других предприятиях, невозможно избежать температурных разрушений и изменений свойств материала покрытий. Положительные результаты испытаний явились основанием для выпуска в 1994г. опытно-промышленных партий труб с двухсторонним покрытием. Смонтированные из них трубопроводы длиной 2,7 и 0,6км на нефтепромысле Южно-Аганского месторождения ОАО "Славнефть-Мегионнефтегаз" периодически контролируются и успешно находятся в эксплуатации более десяти лет. Контрольные вырезки стыков проводились в 2003 г. и не обнаружили никаких изменений по целостности покрытия ни на теле трубы, ни в зоне защищенного сварного шва. В то же время трубы без внутреннего покрытия вышли из эксплуатации на том же участке в течение года "по канавочной коррозии". Столько же (с 1994 г.) работает без ремонта рассолопровод склада мокрого хранения соли Челябинской ТЭЦ-1 при обычных сроках ремонта трубопроводов без покрытия до одного года. Экономическая эффективность использования нефтепромысловых труб с двухсторонним (полным) покрытием определяется увеличением срока службы трубопроводов в 3-10 раз, снижением аварийности, уменьшением издержек при эксплуатации промысловых трубопроводов и опасности розлива транспортируемых сред, возможностью применения труб с меньшей толщиной стенки. Приведем несложный расчет, показывающий, что продление жизни трубопровода за счет увеличения толщины стенки или применения коррозионностойких сталей обходится дороже: Это только прямое удорожание, не учитывающее дополнительные, до 25-30%, расходы на монтаж и транспортировку толстостенных труб. С толщиной стенки в 8 мм труба диаметром 219 мм обычной стали удорожается за счет внутреннего покрытия в среднем на 45%, но применение труб с полным покрытием уменьшает металлоемкость, сокращает косвенные расходы и несоизмеримо продлевает срок службы трубопроводов. Немалое значение имеют также гладкостные свойства внутренних покрытий, сокращающие затраты на транспортировку сред и уменьшающие нарастание отложений на внутренних стенках труб. Таким образом, трубы с внутренним эпоксидным покрытием с обеспечением защиты зоны стыка являются перспективным решением для трубопроводов, транспортирующих нефть, нефтепродукты, техническую и питьевую воду и другие коррозионноактивные среды.
Дата: 12.04.2004 по материалам редакции "НефтьГазПромышленность" 2 (7)
«« назад Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации! |
|||||